Статья о сущности российской пропаганды и её причинах. Без истерики, но с технологической выкладкой. Зачем нужны Киселёв, Мизулина и Милонов? В чём причина информационной войны с Украиной, и противопоставления России западному миру.
Приличному киевскому интеллигенту уместно удивляться лживой российской пропаганде. Суть округлённых глаз, первопричины ненависти к мерзенной имперской «машине Геббельса» заключаются в неприятии самого факта лжи.
Как так, что средства массовой информации могут врать настолько открыто и чудовищно? Факт заключается в самой особенности СМИ, как механизма удержания внимания.
В сущности, Путин – это современный вариант царя, следовательно, управляющего империей. Государство, как одеяло, сотканное из лоскутов, не имеет возможности существовать без идеологии.
Россия – это конструктор, состоящий из сотен народов и сотен же его удельных частей: княжеств, внутренних государств, анклавов и так далее. Римская империя существовала за счёт трёх факторов: военной мощи, отожествления императора с божественным началом и достаточным количеством безмолвных рабов.
Оказалось, что достаточно исключить один из трёх пунктов дабы государство пало. Как только император перестал быть «солнцеликим», Великий Рим начал своё неизбежное падение. Изнутри.
Пропал бог, а вместе с ним пропали стимулы для рабов и военных, философы оказались не нужны, а поэты коротали свою жизнь в «ин вино веритас», не имея иного стимула для творчества.
Россия – тот самый Рим, но её военную мощь во многом заменяет информационная армия. Тот самый Киселёв, телеканал Lifenews и могущественный федеральный «Первый».
Зачем России лгать?
В условиях обнищания и утраты жизненных ориентиров (пьянство, взяточничество) государству нужны поводы для гордости. Олимпиада, чемпионат мира по хоккею, победоносная война. Путину нужно обоснование его существования на посту президента.
В руки и рты подданных умело “вкладывают” меседжи «Крым наш» и «Россия вперёд». Они становятся объединяющим фактором, в том числе, для многонациональной и враждующей внутри себя страны.
Фразы о том, что «у России два союзника – армия и флот» и «Умом Россию не понять» выработали логично. Их активно и непременно используют в публичной риторике. Страна, не производящая технологические решения, зарабатывающая деньги извне исключительно на ресурсах, обязана воевать и аргументировать свою технологическую немочь духовностью и “особым призванием”.
Например, тексты Задорнова о том, что «Россия – душа или сердце планеты» тонко выверены и согласованы “наверху”. Их задача – дать аргументацию нищему тульскому пенсионеру или вятскому разнорабочему смысла его существования.
Тебе не нужны деньги. Это всё – от лукавого. Тебе необходимы водка и душа. В этом твоё призвание, чтобы с помощью водки пробудить свою духовность.
Причины информационной войны:
- Мобилизация российского электората в пользу Путина.
- Противопоставление себя западному миру.
Зачем Мизулина и Митрофанов говорят чушь?
Они аккумулируют протестный электорат, отрицающий технологическую и социальную эволюцию: радикальных христиан, мусульман и ностальгирующих пенсионеров. Указанные категории представляют собой существенный процент, необходимый для поддержки Путина.
В целом, существует 3 информационных потока, противопоставляющих Россию западному миру:
– традиционные ценности против либерализма и самобытность против технократии;
– духовность против материального мира;
– патернализм против плюрализма и демократии.
Технологический путь трансляции меседжей в головы избирателям:
[list type=”tick”]
- Определение типичного избирателя (желания, потребности, радости, социально-демографические данные), составляющего необходимое для Путина большинство.
- Трансляция идеологем в нескольких потоках: развлекательном (Задорнов, Камеди Клаб, молодежные сериалы, детские программы, вечерние сериалы и шоу) и новостийном (прямая пропаганда в новостях).
- Повторение идеологем в разных текстовых вариантах, но с одним и тем же смыслом.
- Аккумуляция костяка избирателей вокруг одной темы.
- Внешние проявления (как то, аннексия Крыма и война с Грузией).
[/list]
Технологические необходимости:
[list type=”tick”]
- Формирование образа внешнего врага, вокруг которого можно сплотить большинство. Речь идёт о: фашистах и бандеровцах, геях и лесбиянках, атеистах и врагах РПЦ.
- Использование ключевых – федеральных – медиа в схеме «80% развлечения и 20% пропаганды», причём, в тему «Развлечения» также ввинчивают пропагандистские смыслы. Схема подразумевает разделение контента, но исключает его свободу от системы контроля СМИ.
- Нейтрализация основных источников внутренней информаций, отличной от идеологем власти. Пример: Лента.ру, Сноб.ру, Дождь, Вконтакте.
[/list]
Сущность российской пропаганды, как основы государственности:
[list type=”tick”]
- Интерпретация социального бунта (низкие зарплаты и пенсии, пьющие мужья, бытовая неустроенность) в фактор внешнего врага (фашисты, гейропа, американщина).
- Патернализм: позиционирование Путина, как царя-отца для детей-подданных.
- Сословное правосудие: дифференциация граждан по уровню их приближённости к царю: чем ближе, тем ниже наказание за преступление.
- Имперские идеологемы: царь (Путин), отечество (армия и флот), бог (РПЦ).
- Ручные инструменты контроля власти: опричники (ФСБ) и контроль деятельности СМИ.
[/list]
Сергей Дидковский, PR-стратег «Ольшанский и партнеры»
Доменный регистратор №1 в Украине imena.ua