Как использовать смартфоны и другие гаджеты в ТВ-журналистике

Журналисты Al Jazeera поделились своей историей того, как были организованы трансляции с места гражданских протестов в Фергюссоне, США. Стоит прочесть хотя бы краткое изложение происходившего, чтобы понять: современная журналистика изменилась с появлением смартфона и микроблогов. И вряд ли будет когда-то снова зависеть от оператора с громоздкой телекамерой или отдельного корреспондентского пункта с передвижной «тарелкой» связи.

Напомним: в Фергюссоне полицейские превысили применение оружия в ходе операции, убили местного жителя — и вспыхнул настоящий гражданский бунт. Первые новости оттуда поступили не от журналистов, а от местны“ жителей, которые принялись публиковать фото и видео со своих телефонов и планшетов. Столкновения в этом городке стали одним из первых примеров того, как работает гражданская журналистика в зоне активного конфликта между властями, полицией и населением.

Журналисты, прибывшие вскоре на место чрезвычайной ситуации, поняли, что разворачивать коррпункт или ждать машину с оборудованием попросту некогда: всё происходило слишком стремительно. Было принято решение снимать и редактировать видео прямо на телефоны, тут же их готовить к эфиру в виде нарезок и переправлять контент по интернету для выпусков экстренных новостей на ТВ:

Группа корреспондентов в подготовке материалов использовала следующий набор оборудования, чтобы освещать происходившее в Фергюссоне: 4 смартфона Apple iPhone 5; 2 монопода; 2 небольших RØDE микрофона-пушки; 2 проводных микрофона Audio-Technica ; 2 подсветки ikan на LED-лампах; 2 мeталлических чехла для iPhone с линзами широкоугольного обзора; 2 широкоугольных линзы; 2 T-брекета; 4 внешних аккумулятора.

По словам журналистов, такой набор техники и аксессуаров позволяет за пару сотен долларов создать настоящий передвижной пункт для проведения прямой трансляции практически в любых условиях.

Для передачи видео в HD-качестве важно также хорошее беспроводное покрытие, так что стоит позаботиться заранее о выборе мобильного оператора. Кроме того, при большом скоплении народа со смартфонами и одновременном подключении всех их к интернету сеть часто «падает» — это тоже стоит учесть.

Ещё одна трудность, с которой столкнулись репортёры — плохая погода. Если микроблоги, мобильный интернет, смартфон и портативный микрофон могут заменить полноценную студию и телемост, то скрыться от проливного дождя намного труднее, если у вас нет специальных чехлов и водоустойчивой защиты.

Вторая проблема трансляций при масштабных протестах и большом количестве незапланированных ситуаций — это звук. В нативном приложении для камеры в iPhone нет контроля звука или дополнительных опций. Поэтому для контроля на ходу репортёры рекомендуют использовать такие приложения, как Filmic Pro или ProCam. Они дают возможность контролировать звук с микрофонов-«пушек». Даже при использовании таких инструментов записи и синхронизации звука всегда возможны сбои, не забывайте.

Для ведения прямой трансляции и включений на протяжении нескольких дней надо согласовывать работу нескольких операторов, журналистов, ведущих в студии, выпускающей группы и редактора. Для этой цели журналисты в Фергюссоне использовали сервис Slack.

Работа с ТВ и одновременная поддержка трансляции в соцсетях и микроблогах — один из форматов, которые стоит попробовать при огранизации подобных эфиров.

В «Аль Джазира» также используют интерактивную соцмедиа-платформу AJ+ собственной разработки, которая позволяет распространять любой контент в мобильных и социальных сетях, пополняя и без того значительную «армию» зрителей прямого эфира за счёт новых площадок. Любой контент с места событий — даже низкого качества — может позитивно повлиять на посещаемость и число просмотров прямого эфира.

Само собой, что смартфоны и микрофоны-«прищепки» не заменят во всех сферах оборудование для трансляций или передвижные студии. Но развитие новых медиа, удешевление портативной техники с растущим качеством картинки и звука — это те явления, которые уже изменили гражданскую и ТВ-журналистику, облегчая работу журналистов как небольших сайтов, так и крупных медиахолдингов с международной многомиллионной аудиторией.

По материалам: medium.com/@shadirahimi