Кто-то мечтает о собственном аватаре после просмотра голливудских историй, а кому-то уже сегодня приходиться использовать технологии для перемещения между городами и странами. Так живет Эдвард Сноуден, который скрывается от американского правосудия, но не от публики — он выступает с лекциями, участвует в ток-шоу и даже гуляет по музеям, используя робота Snowbot. Какой стала жизнь бывшего агента нацбезопасности, нынешнего символа борьбы против государственного аппарата?
Прошлое и настоящее главного разоблачителя
Серия признаний и публикация секретных документов от Сноудена всколыхнула мир в 2013 году, и кардинально изменила его собственную жизнь. Теперь он скрывается в неизвестном убежище на территории РФ, а разного рода мероприятия посещает через своего аватара. В прошлом году Сноуден стал почётным гостем выставки Astro Noise в Музее Уетни в Нью-Йорке. Создательница экспозиции Лора Пойтрас (Laura Poitras) проводила экскурсию для робота «с человеческим лицом», а все остальные посетители могли пообщаться со знаменитым беглецом. Пойтрас знакома со Сноуденом лично — именно она сняла фильм«Citizenfour» об откровениях бывшего сотрудника АНБ, получивший Оскара в 2015 году в категории документальных фильмов. Выставка перекликается с деятельностью Сноудена, а термином из астрологии «Astro Noise» он в своё время озаглавил файл с доказательствами глобальной противоправной слежки Агентства.
Использование робота — не прихоть, а реальная необходимость. Он демонстрирует, как технологии позволяют обходить государственные запреты, помогают людям в ссылке или изоляции. Владелец может управлять перемещением робота, разворачивает его и достаточно беспрепятственно двигается в помещении. Сноуден шутит по поводу своих возможностей, что люди могут не бояться восстания машин, пока существуют ступеньки и зоны без Wi-Fi в лифтовых шахтах любого здания. Те, кому удалось пообщаться со Snowbot, уверяют, что робот создаёт полный эффект присутствия и через какое-то время даже перестаёшь замечать, что собеседник обращается к тебе с экрана монитора.
В каком-то смысле Сноуден действительно гуляет по улицам американского города, а его преследователи из государственных служб контроля за информацией ничего не могут с этим поделать. Именно из-за них Сноудену приходится изобретать виртуальные способы посетить родную Америку. Настоящий, офлайн-визит обернётся предъявлением обвинения в нарушении федерального законодательства (Espionage Act, 1917), за которое грозит тюремное заключение на десятки лет. Этот же закон полвека назад нарушил Даниэль Эллсберг (Daniel Ellsberg), «коллега» Сноудена по раскрытию нелицеприятной государственной деятельности. Бывший военный аналитик и сотрудник корпорации «RAND» в 1971 году передал прессе секретный сборник «Американо-вьетнамские отношения, 1945-1967: Исследование», в дальнейшем известный как «Документы Пентагона». Благодаря общественному резонансу Эллсберга освободили и сегодня он ведёт активную социальную жизнь, поддерживает проекты типа Wikileaks и даже посетил Россию чтобы встретиться со Сноуденом, которого считает своим преемником.
Зачем нужен робот
Публикации материалов АНБ нельзя воспринимать отдельно от личности того, кто предал их огласке. Сноуден не просто осветил бескрайние, по сути, возможности интернета, как в деле слежки за гражданами, так и в слежке за самими надзорщиками, чем с лёгкой руки бывшего агента стал заниматься весь онлайн-мир. Он сформировал свой новый образ — универсального адвоката гражданских прав в Сети и советника по IT-безопасности.
Использование виртуального персонажа открывает широкие возможности. И это не только шуточный визит в штаб-квартиру АНБ, который наверняка привёл бы в восторг борцов за свободу слова. Snowbot, к примеру, участвовал в открытых дискуссиях о деятельности государств в интернете, которые проходили в Принстонском университете. С 2014 года Сноуден входит в правление организации Freedom of the Press Foundation, борющейся за свободу прессы, и через неё сотрудничает со специалистами со всего мира. Он также получил доступ к инструментам, которыми пользуются журналисты для защищённой связи с теми, кто живёт в состоянии постоянной опасности. Многие общественные активисты сегодня вынуждены скрываться, как и сам Сноуден. То, что даже из добровольной ссылки можно выходить в свет, как он, действительно вдохновляет многих современных беглецов.
Журналист Глен Гринвальд (Glenn Greenwald), который был один из первых соратников Сноудена в деле публикации материалов АНБ, говорит о важной миссии, которую выполняет аватар бывшего агента:
«— Мы пытаемся нормализовать положение Сноудена, его нынешний способ жизни и приучить публику к его способу присутствовать на мероприятиях.»
Не только робот, но и технологии связи позволяют Сноудену развивать новые проекты. Несмотря на скрытое существование и довольно незавидное положение (с правовой точки зрения), Сноуден остаётся верен борьбе за свободный интернет и не жалеет о последствиях своих действий. Активность Сноудена весьма разнообразна: от съёмок в шоу Vice канала HBO — до участия в юридической лекции Амаль Клуни (Amal Clooney). В одном из публичных выступлений через робота Эдвард констатировал: «Даже если мы остаёмся без защиты государства, это не значит, что у нас отбирают и голос.»
Кем стал агент Сноуден
Репутация Сноудена-борца за справедливость очень раздражает тех, кто профессионально занимается вопросами безопасности, в частности, его бывших работодателей. Один из них — Роберт Литт (Robert Litt), главный консультант Аппарата Директора национальной разведки США, который принимал активное участие в разработке мер реагирования на разоблачения Сноудена. Он утверждает, что именно из-за огласки методов работы АНБ увеличилась потенциальная угроза терактов, ведь преступники узнали слабые места госслужб. Роберт Литт описывает настроения общества, как маятник:
«— Каждый раз, как только случается террористический акт, все обвинения адресованы разведке, которая должна была защитить граждан и не допустить трагедию. В другое же время активисты требуют, чтобы мы прекратили использовать сбор информации. И так продолжается до следующего теракта.»
По версии Сноудена, разведка таким образом лишь пытается запугать и присмирить население, ведь сбор данных со всей современной инфраструктуры коммуникаций — «это не о чьей-то безопасности, а о власти и контроле за людьми». Всё ещё не утратила своей актуальности фраза о том, что миром владеет тот, кто владеет информацией. Но справедливо и другое высказывание: дорого стоит не информация, а её отсутствие. И государства активно собирают все возможные сведения, чтобы использовать их в своих интересах.
Идеи Сноудена о защите данных в интернете поддерживают многие ведущие деятели из Кремниевой Долины, а вслед за ними — практически вся IT-отрасль. Но затем случается очередная катастрофа, вроде Парижских взрывов 2015-го, стрельбы в американском Орландо или безумного грузовика на французской набережной, и паника заставляет пользователей требовать от государства принятия больших мер, в том числе, взлома шифрования. Сноуден уверяет, что правоохранители жаждут использовать страх перед террористами для создания прецедента, после которого не будет пути назад и понятие защищённых данных в интернете перестанет существовать.
Литт считает, что информация о работе АНБ и других подобных структур настроила общество против тех, кто должен защищать безопасность. Теперь вместо сотрудничества с властями компании и отдельные граждане с удовольствием создают всё новые способы защиты от взлома, развивают даркнет и т.д. Благодаря Сноудену возникла новая эра в разработке методов шифрования — многие профессионалы этого направления сочли своим общественным долгом найти технологию, способную надёжно скрыть личную жизнь человека от государства. Такую точку зрения высказал Мокси Марлинспайк (Moxie Marlinspike), создавший защищённый мессенджер Signal да и вообще, шифрование, как таковое. И даже Facebook ввела протокол шифрования, разработанный Марлинспайком, в принадлежащем ей мессенджере WhatsApp.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Будущее борца за свободу информации
Сноуден не доверяет корпорациям, которые беспокоятся о защите персональных данных. Он уверен, что больших игроков волнует только прибыль, а не интересы пользователя, потому свои новые проекты он предпочитает развивать с профессионалами-одиночками, хакерами и активистами со всего мира. Как участник Freedom of the Press Foundation, Сноуден разработал и запустил SecureDrop — систему для анонимной публикации документов. Он также курирует создание инструментов для защиты работы журналистов, публикующих масштабные разоблачения.
Один из главных акцентов в работе Сноудена — совершенствование безопасности видеоконференций, что неудивительно, учитывая методы связи самого Эдварда с окружающим миром. В связи с этим он весьма оптимистично смотрит на использование виртуальной реальности, хотя эта технология, в сегодняшнем состоянии, очень подвержена внешним вмешательствам. «— Представьте, что правительство не только читает вашу переписку, но внезапно появляется прямо в комнате, где вы общаетесь с коллегами или друзьями». Хотя, опасность может представлять не только государственный аппарат — та же Facebook, которая поглотила лидера в разработке VR-устройств OculusVR, может получить неограниченный доступ к частной жизни пользователя. А это, по мнению Сноудена, не есть правильно.
Скорее всего, в ближайшее время у Сноудена будет много причин, чтобы продолжать усиливать безопасность онлайн-связи. Возвращаться в страну, новоизбранный президент которой ранее назвал Сноудена «настоящим предателем», заслуживающим наказания, он не собирается. Хотя, многие соратники с недоумением воспринимают и его пребывание в России, которая олицетворяет всё то, с чем Эдвард активно борется и от чего бежал.
Есть и хорошие новости. В прошлом году политолог Дэвид Аксельрод (David Axelrod) общался с Эриком Холдером (Eric Holder) — бывшим генеральным прокурором, одним из главных преследователей Сноудена. В подкасте Холдер высказал точку зрения, что Сноуден, по сути, выполнил работу государственной службы, раскрыв правду о работе АНБ, вызвав бурное обсуждение на всех уровнях общественной жизни в США. «— Безусловно, должны быть последствия его действий и соответствующее судебное разбирательство. Но я считаю, что судья должен будет учитывать пользу, которую принёс Сноуден для информационного общества в целом.»
Высказывание такой влиятельной персоны не осталось незамеченным — многие профильные издания уже заочно помиловали бывшего агента нацбезопасности, от имени Холдера. Сноуден отреагировал в своём Twitter-канале следующим сообщением:
«2013: Это измена!
2014: Может и нет, но это было опрометчиво
2015: Всё равно, это было незаконно
2016: Он поступил, как подобает государственному служащему, хотя
2017: »
Он сравнивает свою жизнь с видеоигрой, в которой не знаешь, что тебя ожидает после прохождения каждого уровня. Вот только в видеоигре нет политики и твои действия зачастую не имеют долгосрочных последствий. Зато у нас есть возможность стать свидетелями того, как всемирное общественное мнение победит судебную систему США. А может, и не победит.
На основе материала NY Mag