Наследники Пинкертона — как работают онлайн-детективы в США

Частные детективы в США уже не выходят на задание в маскировке, чтобы изучить образ жизни объекта слежки. Для этого им достаточно оформить подписку на специальные онлайн-сервисы, которые располагают обширной базой данных о совершеннолетних гражданах. Домашний адрес, записи об автомобилях и недвижимости, другая информация из разных баз данных формирует компактное досье на определённого человека, которое любой из 35 тыс. американских сыщиков может получить всего за $10. И знаете что? Большую часть этих данных сами пользователи добровольно распространяют через интернет.

Помогают составить портрет человека и предугадать его поведение данные о том, какие политические партии поддерживает пользователь, в каких магазинах делает покупки и куда ходит ужинать. Такой информацией легко оперируют маркетологи и рекламодатели, используя вполне легальные онлайн-инструменты.

Алан Пинкертон, американский сыщик и разведчик, основатель «Национального детективного агентства Пинкертона», XIX век

Алан Пинкертон, американский сыщик и разведчик, основатель «Национального детективного агентства Пинкертона», XIX век

Онлайн-досье — право каждого

В 2015-м компания IDI из Флориды занялась синтезом данных о своих согражданах, чтобы предоставлять клиентам систематизированную и цельную информацию. С технической точки зрения процесс выглядит следующим образом: сервис idiCORE объединяет и синхронизирует все открытые государственные данные о демографии, покупательской способности и привычках населения. CEO компании Дерек Дабнер (Derek Dubner) объясняет, что они не сидят в ожидании запроса от клиента на подготовку информации об отдельном человеке: система уже составила полноценное досье на каждого взрослого жителя США, включая ту категорию, которая не отображается в традиционных маркетинговых отчётах. Недостаток таких сводок заключается в том, что они фиксируют только произведённые оплаты:

«— В нашей базе данных числятся даже 21-летние молодые люди, которые живут с родителями и не выходят из дома.»

Дабнер отказывается предоставить для СМИ пример досье на самих журналистов или демоверсию работы idiCORE. Но он согласился подробнее описать перечень данных в досье от IDI, которые собраны из официальных открытых источников различных государственных служб:

  • все когда-либо зарегистрированные адреса проживания, телефонные номера, включая мобильные, а также адреса электронной почты;
  • перечень собственности, когда-либо принадлежавшей человеку, проданной или купленной им, включая кредитные или ипотечные обязательства;
  • все транспортные средства, когда-либо принадлежавшие человеку;
  • данные о проблемах с законом, от штрафов за превышение скорости и до более серьёзных;
  • разрешения на охоту;
  • имена и телефоны соседей.

Отдельный блок в досье — это фотографии номерных знаков автомобилей, сделанные системой ALPR (Automatic License Plate Reader), которую применяют полицейские. Миллиарды снимков с американских дорог, каждый с GPS-координатами и меткой времени, которые помогают правоохранителям отслеживать перемещение преступников или проверить алиби подозреваемого. Эти изображения также включены в картотеку Дабнера.

Для сбора информации о покупках и бытовых привычках человека IDI ведёт 2 собственных сайта с акционными предложениямиAllAmericanSavings и SamplesAndSavings. Последний для регистрации просит указывать дату рождения, электронный и домашний адрес. Этих данных достаточно, чтобы синхронизировать пользователя с уже имеющимся досье от idiCORE. Кроме того, ресурс просит ответить на вопросы о здоровье: страдает ли пользователь от артрита, есть ли у него астма или диабет, переживает ли он депрессию — всё это якобы для того, чтобы подбирать самые актуальные акции.

Если совместить официальные открытые данные о человеке, которые известны государственным службам на вполне легальных основаниях, с информацией о покупках от скидочных сервисов — картина получается очень подробная; настолько, что становится жутко, — считает Роджер Кей (Roger Kay), президент консалтинговой компании Endpoint Technologies Associates:

«— Мы как насекомые в застывшем янтаре: запутались в паутине собственных данных и полностью открыты для постороннего взгляда.»

Дело сыщика боится

Чтобы зарегистрироваться в базе данных IDI, частные сыскные агентства должны предоставить разрешение на ведение поисковых операций, согласно федеральному законодательству США. Эту отрасль контролирует Федеральная Торговая комиссия. Но частным сыщикам предоставлена определённая свобода действий ( учитывая, что объёмы их работы могут достигать тысяч поисковых операций ежемесячно). Дабнер уверяет, что рядовым законопослушным гражданам опасаться за свои данные нечего — чаще всего idiCORE используется для поиска пропавших без вести, отслеживания мошенников или подозреваемых в причастности к терроризму.

IDI обязана своим появлением Хэнку Ашеру (Hank Asher) — бывшему контрабандисту, который самостоятельно освоил азы программирования и в начале 90-х годов ХХ века запустил первые сервисы, добывавшие данные о заданном человеке из всех доступных местных и федеральных источников. После террористических атак 11 сентября 2001 года интерес государственных структур США к частным коммерческим базам данных возрос, а вместе с ним — выросли и финансовые поступления в развитие данной отрасли. Тогда же были расширены полномочия по раскрытию персональных данных с целью создания досье на всех граждан. Об этом рассказывает репортёр Джулия Энгвин (Julia Angwin) в своей книге «Dragnet Nation».

Хэнк Ашер. Фото: Wikipedia

Хэнк Ашер. Фото: Wikipedia

После внезапной смерти Ашера в 2013 году его последователям осталась компания The Last One (TLO), в стадии банкротства. Дабнер и другие сотрудники покинули «тонущий корабль» и решили организовать новый проект на основе наработок отца-основателя сбора персональных данных. Инициативу поддержал бывший партнёр Ашера Майкл Браузер (Michael Brauser) и миллиардер Филипп Фрост (Phillip Frost), специализировавшийся на инвестициях в область здравоохранения. После череды сделок о купле-продаже, залога и выкупа активов в 2014 году корпорация TransUnion выкупила TLO за $154 млн, из которых более $100 млн составляли долги. А в мае 2015-го была учреждена отдельная компания IDI с собственной технологией idiCORE, во многом повторившей структуру работы TLO.

Новая компания предложила свои услуги ведущим сыскным агентствам страны (Kroll, Control Risks), юридическим фирмам, коллекторам и государственным службам. Не побрезговали в IDI и обычным потребительским рынком, прекрасно понимая, что в современном бизнесе всем пригодится подробная информация о потенциальных клиентах. Через месяц после выхода на рынок в компании числилось 200 сотрудников, а количество подписчиков на информацию от idiCORE достигло 2,8 тыс. человек. Рыночная стоимость предприятия тогда равнялась $40 млн, а о нынешней оценке компании можно лишь догадываться по косвенным фактам, таким, например, как декабрьское поглощение конкурента Fluent, стоившее $100 млн. По официальным данным, в базе Fluent имелась информация о 120 млн американских покупателей. В июне 2016-го IDI купила онлайн-платформу Q Interactive, чья рыночная стоимость на момент покупки достигала $21 млн.

Кто владеет информацией (и миром)

Детективы и сыскные агентства работают с информацией, а значит, на этом рынке идёт борьба между крупными корпорациями и капиталами — очень похоже на ситуацию в отрасли онлайн-медиа. Три главные базы данных, которыми пользуются частные сыщики, принадлежат уже упоминавшейся американской компании TransUnion, медиагигантам RELX Group (Лондон, Великобритания) и Thomson Reuters (Нью-Йорк, США). Поэтому молодой, но амбициозной компании IDI очень нужна поддержка миллиардера Фроста, что позволит приобретать новые ресурсы и увеличивать собственную базу данных.

Чак Маклафлин (Chuck McLaughlin), председатель правления в World Association of Detectives, утверждает, что нехватки в информации на рынке нет — и чем дольше компания в деле, тем более полное досье на человека она может предоставить. С этой точки зрения у IDI есть явный козырь, ведь её учредители работали с самим Ашером и унаследовали некоторые технологии самой первой базы данных для частных детективов. Маклафлин, к примеру, пользуется именно услугами TLO и компании Tracers Information Specialists.

Частный детектив Стив Рэмбем (Steve Rambam), который ведёт собственное телешоу, утверждает, что с развитием соцсетей стало проще пополнять базы данных частных аналитических компаний — хотя такая информация часто недооценивается и специалистами, и пользователями. Он считает, что в скором времени заказ досье у компаний, подобных IDI, станет нишевой услугой, ведь социальные сети и другие ресурсы оставят их далеко позади в вопросе сбора персональных данных.

Стив Рэмбем. Фото: ArtofCharm

Стив Рэмбем. Фото: ArtofCharm

«— Вы можете не задумываться о своём поведении, выполняя действия по привычке, но я уже знаю, куда вы отправитесь ужинать в эти выходные. Всё это — благодаря социальным онлайн-сервисам.»

С одной стороны, всё больше пользователей обеспокоены конфиденциальностью данных; с другой —  люди сами вполне добровольно выкладывают в интернет информацию, достаточную для воссоздания полной картины их жизни. Больше о защите данных в интернете читайте в других наших материалах:

Источник: Bloomberg

Читайте также:

Від Facebook до Tesla — менш відомі співзасновники найбільших технологічних компаній у світі

Що таке Zero Waste та як змінити свої звички, щоб зменшити кількість відходів

Інтер’єр космічного корабля для комерційних польотів VSS Unity від Virgin Galactic

Як буде виглядати наша планета через 250 мільйонів років. Відео