Частные детективы в США уже не выходят на задание в маскировке, чтобы изучить образ жизни объекта слежки. Для этого им достаточно оформить подписку на специальные онлайн-сервисы, которые располагают обширной базой данных о совершеннолетних гражданах. Домашний адрес, записи об автомобилях и недвижимости, другая информация из разных баз данных формирует компактное досье на определённого человека, которое любой из 35 тыс. американских сыщиков может получить всего за $10. И знаете что? Большую часть этих данных сами пользователи добровольно распространяют через интернет.
Помогают составить портрет человека и предугадать его поведение данные о том, какие политические партии поддерживает пользователь, в каких магазинах делает покупки и куда ходит ужинать. Такой информацией легко оперируют маркетологи и рекламодатели, используя вполне легальные онлайн-инструменты.
Онлайн-досье — право каждого
В 2015-м компания IDI из Флориды занялась синтезом данных о своих согражданах, чтобы предоставлять клиентам систематизированную и цельную информацию. С технической точки зрения процесс выглядит следующим образом: сервис idiCORE объединяет и синхронизирует все открытые государственные данные о демографии, покупательской способности и привычках населения. CEO компании Дерек Дабнер (Derek Dubner) объясняет, что они не сидят в ожидании запроса от клиента на подготовку информации об отдельном человеке: система уже составила полноценное досье на каждого взрослого жителя США, включая ту категорию, которая не отображается в традиционных маркетинговых отчётах. Недостаток таких сводок заключается в том, что они фиксируют только произведённые оплаты:
«— В нашей базе данных числятся даже 21-летние молодые люди, которые живут с родителями и не выходят из дома.»
Дабнер отказывается предоставить для СМИ пример досье на самих журналистов или демоверсию работы idiCORE. Но он согласился подробнее описать перечень данных в досье от IDI, которые собраны из официальных открытых источников различных государственных служб:
- все когда-либо зарегистрированные адреса проживания, телефонные номера, включая мобильные, а также адреса электронной почты;
- перечень собственности, когда-либо принадлежавшей человеку, проданной или купленной им, включая кредитные или ипотечные обязательства;
- все транспортные средства, когда-либо принадлежавшие человеку;
- данные о проблемах с законом, от штрафов за превышение скорости и до более серьёзных;
- разрешения на охоту;
- имена и телефоны соседей.
Отдельный блок в досье — это фотографии номерных знаков автомобилей, сделанные системой ALPR (Automatic License Plate Reader), которую применяют полицейские. Миллиарды снимков с американских дорог, каждый с GPS-координатами и меткой времени, которые помогают правоохранителям отслеживать перемещение преступников или проверить алиби подозреваемого. Эти изображения также включены в картотеку Дабнера.
Для сбора информации о покупках и бытовых привычках человека IDI ведёт 2 собственных сайта с акционными предложениями — AllAmericanSavings и SamplesAndSavings. Последний для регистрации просит указывать дату рождения, электронный и домашний адрес. Этих данных достаточно, чтобы синхронизировать пользователя с уже имеющимся досье от idiCORE. Кроме того, ресурс просит ответить на вопросы о здоровье: страдает ли пользователь от артрита, есть ли у него астма или диабет, переживает ли он депрессию — всё это якобы для того, чтобы подбирать самые актуальные акции.
Если совместить официальные открытые данные о человеке, которые известны государственным службам на вполне легальных основаниях, с информацией о покупках от скидочных сервисов — картина получается очень подробная; настолько, что становится жутко, — считает Роджер Кей (Roger Kay), президент консалтинговой компании Endpoint Technologies Associates:
«— Мы как насекомые в застывшем янтаре: запутались в паутине собственных данных и полностью открыты для постороннего взгляда.»
Дело сыщика боится
Чтобы зарегистрироваться в базе данных IDI, частные сыскные агентства должны предоставить разрешение на ведение поисковых операций, согласно федеральному законодательству США. Эту отрасль контролирует Федеральная Торговая комиссия. Но частным сыщикам предоставлена определённая свобода действий ( учитывая, что объёмы их работы могут достигать тысяч поисковых операций ежемесячно). Дабнер уверяет, что рядовым законопослушным гражданам опасаться за свои данные нечего — чаще всего idiCORE используется для поиска пропавших без вести, отслеживания мошенников или подозреваемых в причастности к терроризму.
IDI обязана своим появлением Хэнку Ашеру (Hank Asher) — бывшему контрабандисту, который самостоятельно освоил азы программирования и в начале 90-х годов ХХ века запустил первые сервисы, добывавшие данные о заданном человеке из всех доступных местных и федеральных источников. После террористических атак 11 сентября 2001 года интерес государственных структур США к частным коммерческим базам данных возрос, а вместе с ним — выросли и финансовые поступления в развитие данной отрасли. Тогда же были расширены полномочия по раскрытию персональных данных с целью создания досье на всех граждан. Об этом рассказывает репортёр Джулия Энгвин (Julia Angwin) в своей книге «Dragnet Nation».
После внезапной смерти Ашера в 2013 году его последователям осталась компания The Last One (TLO), в стадии банкротства. Дабнер и другие сотрудники покинули «тонущий корабль» и решили организовать новый проект на основе наработок отца-основателя сбора персональных данных. Инициативу поддержал бывший партнёр Ашера Майкл Браузер (Michael Brauser) и миллиардер Филипп Фрост (Phillip Frost), специализировавшийся на инвестициях в область здравоохранения. После череды сделок о купле-продаже, залога и выкупа активов в 2014 году корпорация TransUnion выкупила TLO за $154 млн, из которых более $100 млн составляли долги. А в мае 2015-го была учреждена отдельная компания IDI с собственной технологией idiCORE, во многом повторившей структуру работы TLO.
Новая компания предложила свои услуги ведущим сыскным агентствам страны (Kroll, Control Risks), юридическим фирмам, коллекторам и государственным службам. Не побрезговали в IDI и обычным потребительским рынком, прекрасно понимая, что в современном бизнесе всем пригодится подробная информация о потенциальных клиентах. Через месяц после выхода на рынок в компании числилось 200 сотрудников, а количество подписчиков на информацию от idiCORE достигло 2,8 тыс. человек. Рыночная стоимость предприятия тогда равнялась $40 млн, а о нынешней оценке компании можно лишь догадываться по косвенным фактам, таким, например, как декабрьское поглощение конкурента Fluent, стоившее $100 млн. По официальным данным, в базе Fluent имелась информация о 120 млн американских покупателей. В июне 2016-го IDI купила онлайн-платформу Q Interactive, чья рыночная стоимость на момент покупки достигала $21 млн.
Кто владеет информацией (и миром)
Детективы и сыскные агентства работают с информацией, а значит, на этом рынке идёт борьба между крупными корпорациями и капиталами — очень похоже на ситуацию в отрасли онлайн-медиа. Три главные базы данных, которыми пользуются частные сыщики, принадлежат уже упоминавшейся американской компании TransUnion, медиагигантам RELX Group (Лондон, Великобритания) и Thomson Reuters (Нью-Йорк, США). Поэтому молодой, но амбициозной компании IDI очень нужна поддержка миллиардера Фроста, что позволит приобретать новые ресурсы и увеличивать собственную базу данных.
Чак Маклафлин (Chuck McLaughlin), председатель правления в World Association of Detectives, утверждает, что нехватки в информации на рынке нет — и чем дольше компания в деле, тем более полное досье на человека она может предоставить. С этой точки зрения у IDI есть явный козырь, ведь её учредители работали с самим Ашером и унаследовали некоторые технологии самой первой базы данных для частных детективов. Маклафлин, к примеру, пользуется именно услугами TLO и компании Tracers Information Specialists.
Частный детектив Стив Рэмбем (Steve Rambam), который ведёт собственное телешоу, утверждает, что с развитием соцсетей стало проще пополнять базы данных частных аналитических компаний — хотя такая информация часто недооценивается и специалистами, и пользователями. Он считает, что в скором времени заказ досье у компаний, подобных IDI, станет нишевой услугой, ведь социальные сети и другие ресурсы оставят их далеко позади в вопросе сбора персональных данных.
«— Вы можете не задумываться о своём поведении, выполняя действия по привычке, но я уже знаю, куда вы отправитесь ужинать в эти выходные. Всё это — благодаря социальным онлайн-сервисам.»
С одной стороны, всё больше пользователей обеспокоены конфиденциальностью данных; с другой — люди сами вполне добровольно выкладывают в интернет информацию, достаточную для воссоздания полной картины их жизни. Больше о защите данных в интернете читайте в других наших материалах:
- Как Google выполняет право граждан ЕС «быть забытыми»
- Почему соцсети не хотят бороться с террористами
- Как рекламные агентства и сайты следят за нами
- Конфликт между Apple и ФБР вокруг разблокировки iPhone
Источник: Bloomberg