Маленькая команда из четырёх репортёров и даже без постоянного редактора умудряется вести детальные журналистские расследования для медиахолдинга Ганнетта.
Gannett Company (основан в 1923 г.) — американский медиахолдинг со штаб-квартирой в штате Вирджиния, США, на сегодняшний день является крупнейшим издательством Америки по ежедневному тиражу, а также одним из старейших. В декабре 2015 года газеты холдинга в Висконсине начали серию публикаций журналистских расследований в отношении судебных решений. Репортёры приводили убедительные доводы того, как разные суды выносят решения, не соответствующие по своей строгости содеянным преступлениям.
Кроме того, исследование фактов несоответствия приговоров в уголовном деле уровню угрозы общественной безопасности показало, что судьи не несут никакой ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Доказательства обнаружены в результате проведения глубокого анализа массива данных о деятельности судей штата, так называемых Big Data.
Исследования тем более впечатляют, что осуществила их немногочисленная, но целеустремлённая команда журналистов I-team. Впервые они объединились для совместных расследований в 2012 году, когда первое расследование опубликовали в Milwaukee Journal Sentinel, самой крупной газете штата. Все журналисты, а их в команде не больше 5 человек, работали в редакциях разных газет, при этом организовали слаженное расследование, которым охватили весь Висконсин, и равного которому не смогли провести ни в одной газете, ни во всём холдинге.
I-team тщательно изучила судебные дела, прецеденты и законодательную базу, проанализировала огромные базы данных и нашла закономерности, рассказав об этом в десяти детальных публикациях. Примечательно, что материалы сборной редакции попали не в самые передовые газеты, а в небольшие издания Ганнетта, которые своими силами никогда не смогли бы провести такую качественную работу.
Вице-президент по новостному направлению холдинга Джоель Кристофер (Joel Christopher) предсказывает, что подобная модель совместной работы журналистов из разных газет станет повсеместной практикой для журналистских расследований в небольших изданиях.
Работой вокруг судебных расследований руководил, по сути, единолично Эрик Литке (Eric Litke), посвятивший проекту 9 месяцев. Он выбирал концепцию, направление расследования и форму подачи. Чтобы составить рейтинг судей журналисты организовали опрос среди Американской Ассоциации юристов и местных профессоров права, а также тысяч практикующих адвокатов по всему Висконсину. Проект потребовал немалых инвестиций: одна только рассылка юридических документов обошлась в тысячи долларов. Суммируя потраченное время сотрудников, затраты на сбор данных и почтовые услуги, Кристофер говорит о счёте на «многие десятки тысяч долларов».
На завершающей стадии подготовки материалов к команде исследователей присоединился Роберт Зиззо (Robert Zizzo), главный редактор газеты Green Bay Press-Gazette, чтобы провести финальную вычитку. Вице-президент Кристофер практикует такую работу: сам он не может уделять должное внимание всем ежедневным и спецпроектам, потому делегирует её главным редакторам периодики и правит уже их работу, но не весь процесс подготовки и проведения расследования.
Сегодня в холдинге Ганнетта проводят кадровые перестановки, пытаясь сформировать идеальную новостную редакцию для новых медиа. Джон Ферак (John Ferak), работавший постоянным редактором I-team в течение 2 лет, был переведён на должность репортёра. А место редактора останется вакантным, по словам Кристофера, как минимум до весны.
Это действительно непростая задача сегодня: найти квалифицированного репортёра или редактора для спецпроектов. Кандидатам не хватает опыта работы с данными, поиском нужных фактов среди массива информации и анализом. Мне иногда сложно с этим смириться, ведь журналисты так часто заявляют, что никому не нужны журналистские расследования, что серьёзные исследования газетам не выгодны и т.д. Но когда ты открываешь такой проект и выделяешь под него средства — оказывается, что проводить глубокий анализ некому.
Редакции нового времени кидают вызов привычному положению вещей в редакции, когда за выполнением сроков и контекстом следит главред или его помощник, а журналисты постоянно норовят все сроки и правила провалить. Объединённая команда репортёров, разбросанная по штату, не сможет добиться ничего, работая по старым принципам. И если все это понимают и принимают — тогда проект удаётся.
Мне нравится участвовать в работе I-team, хоть и издалека. В команде собрались не просто специалисты, но самоорганизованные личности, которым не нужен постоянный редакторский контроль чтобы делать свою работу вовремя и качественно.
Вслед за реструктуризацией новостных редакций последовали и другие изменения. Раньше каждая газета холдинга Ганнетта самостоятельно выбирала, как презентовать аудитории проекты наподобие расследования несоответствующих судебных решений: давать ли предварительные анонсы, на какой полосе помещать, как публиковать (и публиковать ли вообще) в социальных сетях. Такой порядок вещей устраивал каждую местную газету, но вице-президент Кристофер пришёл к выводу, что для серии публикаций такая практика негативна, так как снижает общее воздействие информации на читателя.
Теперь у Ганнетта размещают серийные материалы только на первой странице и сопровождают публикации активной кампанией в социальных сетях. В свою очередь, команда I-team выбирает такие темы, которые будут интересны читателям по всему штату, а не в отдельно взятом городе. На еженедельных совещаниях редакторы изданий предлагают темы, за которые могли бы взяться исследователи, чтобы заинтересовать аудиторию по всему штату. Когда тематика согласовывается, некоторые издания могут предложить репортёрам дополнительные ресурсы, например, помощника или фотографа.
Литке вспоминает, что в первое время было сложно писать одновременно для десяти газет и сайтов, команда пыталась угодить всем и каждому, проводя слишком много времени на конференц-связи. Это действительно небывалый вызов для редакции, ведь каждая из десяти газет имеет свою отдельную аудиторию и свою редакционную политику.
Главная сложность — установить тот уровень внешнего влияния на работу нашей команды, который мы готовы терпеть. В каждой из 10 газет есть свои опытные журналисты, которые могут предложить важные дополнения или подсказать новые идеи. Но в конце концов всё сводится к тому, что одну и ту же историю пытаются одновременно перекроить под себя 10 разных редакторов.
Со временем I-team нашла баланс между собственным видением материала и газетными рекомендациями. Ферак сравнивает команду с информационной сетью, которая объединила газеты и приумножила эффективность работы над спецпроектами. К слову, сами участники проекта редко видят друг друга и поддерживают регулярную связь через электронную почту, чаты и звонки.
После множества изменений в процессе работы, неизбежных при реформировании всей стратегии создания материалов, журналистов ожидает ещё одно нововведение в ближайшее время: холдинг покупает газету Journal Sentinel, известную своими качественными журналистскими расследованиями. Кристофер признаёт, что их работы служили примером для объединённой команды I-team.
Процесс поиска постоянного редактора и четвёртого репортёра, взамен уволившегося, приостановлен для команды, потому что ещё не до конца ясно, как объединят исследователей холдинга со специалистами из приобретаемой газеты. Таких там 11 человек. В первую очередь, всем им предстоит приноровиться к обновлённой гибкой политике холдинга. Участники проекта верят в большое будущее журналистских расследований на основе анализа данных, а современные технологии и новый порядок работы только поспособствуют этому. Возможно, пример редакций Висконсина станет обязательным к применению не только по всей Америке, но и в других странах.
Источник: Columbia Journalism Review