Мы тестируем: Oculus Rift — добро пожаловать в настоящую виртуальную реальность

Очки Oculus Rift – это практически полное погружение в виртуальную реальность. Представьте: вы одеваете на голову маску и два окуляра корректируют изображение скрытого в недрах корпуса экрана таким образом, что создается иллюзия нахождения в неком цифровом пространстве. Это может быть плато на Марсе, зона боевых действий или сказочный замок — все зависит от софта. Нет видимых границ, картинка находится повсюду. Поворачиваете голову — смещается поле зрения, рассматриваете окружающее пространство сверху, снизу, везде!

Пока очки официально не продаются, и сейчас доступен лишь вариант для разработчиков с более скромными, чем у будущей полноценной версии, характеристиками. Но даже такая “урезанная” версия пользуется огромным спросом. А желающим купить финальную версию придётся подождать до осени этого года.

Нам же, благодаря киевской группе энтузиастов Oculus Rift Ukraine, удалось познакомиться поближе с этим пока диковинным гаджетом. Покрутить в руках и примерять очки виртуальной реальности Oculus Rift второго поколения производства Oculus VR, побывать внутри создаваемого ими цифрового мира, накопить живых впечатлений. Присовокупить их к доступной информации про устройство и его рыночные перспективы. В итоге получилась статья про очень вероятное будущее развлечений. И не только.

Внешний вид

Так что же из себя представляют Oculus Rift? На самом деле все довольно просто. Во-первых, это не 3D. Внутри маски установлен небольшой дисплей, а над ним две корректирующие линзы. Благодаря им угол обзора расширяется до 110°, тогда как другие очки обеспечивают максимум 40°.

Каждому глазу достается чуть больше половины изображения экрана, картинки немного пересекаются и создают ощущение объёмности виртуального мира (подобно устройству нашего зрения). В этом подходе Oculus Rift уникальны среди потребительских устройств и он выгодно отличает их от 3D очков. Нет артефактов в следствии поляризации и глаза так явно не устают, как в очках с активными затворами.

Сравнение угла обзора Oculus Rift и обычных очков

Естественно, окутывающая зрителя картинка не является единственным достоинством решения. Oculus Rift снабжены трекером, включающим гироскоп, акселерометр и магнитометр. Датчики сообщают программе положение устройства в пространстве, позволяя зрителю “крутить головой” в виртуальном мире. В тестовой версии считывалось только направление взгляда, но более новая модификация “Crystal Cove” c визуальным позиционированием позволяет заглядывать за угол или даже наклоняться к объекту, рассматривая его поближе.

Комплектация для разработчика

  • Очки Oculus Rift
  • Вспомогательный блок
  • Три набора линз с разными диоптриями
  • HDMI кабель
  • USB кабель
  • Адаптер питания
  • Переходник DVI/HDMI
  • Тряпица для очистки линз
  • Жесткий кейс

Хард и софт

что внутри Oculus Rift

Oculus Rift сейчас находятся на стадии разработки и еще далеки до состояния коммерческого продукта. Протестированная вторая версия представляет из себя массивную (380 грамм) маску из грубого пластика с работающим на частоте 240 Гц трекером и проводным подключением к вспомогательному блоку. Уже он по DVI или HDMI принимает изображение с компьютера, а питание получает по USB или от блока питания.

Картинка формируется на 7-дюймовом LCD-дисплее со скромным разрешением 1280×800, на каждый глаз приходится по 640×800. Угол обзора в 110° достигается за счёт двух линз, размещённых на подвижной платформе. Благодаря изменению расстояния до экрана и трём комплектным окулярам с разными диоптриями обеспечивается контрастное изображение даже при неидеальном зрении пользователя.

Несмотря на габариты, Oculus Rift довольно удобны и сами по себе дискомфорта не вызывают. Другое дело — пикселизация и прочие аспекты качества картинки. В текущем состоянии очки не рекомендуется носить более 30 минут. Полагаю, финальные версии Oculus Rift снимут это ограничение.

Характеристики Oculus Rift Development Kit 2:

  • Дисплей: LCD, 7 дюймов, 1280 х 800, 60 Гц
  • Вес очков: 379 г
  • Подключения: DVI-D Single Link, HDMI 1.3+, USB 2.0 Full Speed+

ПК

Так как Oculus Rift являются по сути аналогом монитора, формирование виртуального пространства ложится на компьютер. Даже довольно слабое разрешение тестовых очков требовало машинки с неплохой производительностью, иначе хороший FPS можно было получить только в демонстрационных приложениях-аттракционах.

Для обеспечения реалистичного видеоряда финальных Oculus Rift Consumer с экраном 1920 х 1080 (или выше) и трекером Adjacent Reality Tracker (1000 Гц) понадобится сильный компьютер и игровая видеокарта. Ориентировочные требования к компьютеру:

  • Процессор: 2,4 ГГц Intel Core i5-750 или 2,7 ГГц AMD Phenom II X4 805
  • Оперативная память: 4096 Мб
  • Свободное место на HDD: 11100 Мб
  • Видеокарта: совместимая с DirectX 11, с 1 Гб видеопамяти (NVidia GTX560, AMD Radeon HD5870 или лучше)

Планируется поддержка Windows Vista/7/8, OS Х 10.6+, Ubuntu 12.04 LTS.

Другой важный аспект работы Oculus Rift — софт. Его нужно писать или дорабатывать существующий под режим виртуальной реальности. Для адаптации картинки под Oculus используется 3D-драйвер VorpX (для работы требует DirectX 9-11).

Создатели Oculus Rift не скрывают, что в первую очередь ориентируют очки на игровую индустрию. Игры как нельзя лучше подходят для демонстрации потенциала технологии, да и впечатления от шутера, в котором вы находитесь, а не на который смотрите, отличаются разительно.

Аналогично с разнообразными симуляторами, RPG и прочими зрелищными жанрами. Но этим сценарии использования гаджета не исчерпываются. Например, NASA в лаборатории JPL задействовала такие очки для виртуальных прогулок по МКС и поверхности Марса. Кроме того, NASA будет управлять марсоходами через очки Oculus Rift и сенсор Kinect.

Говоря про максимальное присутствие в цифровом мире, стоит упомянуть методы управления. На данный момент какого-то специализированного контроллера в пару к Oculus Rift не существует. Многие тестеры отдают предпочтение манипулятору Razor Hydra (мы тоже его использовали), хотя и связка мыши и клавиатуры вполне пригодна.

Вариант использования датчиков на теле для управления персонажем

Но в перспективе можно пойти (в прямом и переносном смысле) ещё дальше. Уже сейчас умельцы используют очки в связке с различными нательными датчиками.

Итог

Тестируемый Oculus Rift (вторая версия для разработчиков) показывал заметно зернистое изображение, довольно маломощный компьютер, обслуживающий наш прототип, не обеспечивал высокий FPS и грешил смазыванием фона при смене сцены, и тем не менее я испытывал эффект присутствия.

Мозг отказывается верить что это нереально

Я то и дело говорил себе, что это все нереально, заставлял глаза обращать внимание на пиксели, но когда виртуальная вагонетка в “русских горках” рванула с двадцатиметровой высоты, ноги подкосились. Упал бы, но наши консультанты знали, чего ждать от впечатлительного зрителя. Или участника событий.

Мне удалось протестировать Oculus Rift на демонстрационных приложениях вроде “русских горок” в антураже средневекового замка и немного побегать в шутер Team Fortress 2. В первом случае, до упомянутого падения с высоты, я в большей мере пытался усмирить борющийся с цифровой реальностью мозг. Неприятных ощущений не было, голова не кружилось и глаза не болели, просто было очень непривычно. Даже явная зернистость картинки перестала смущать примерно секунд через пять.

В игре адаптация произошла ещё быстрее, хотя малая мощность компьютера сильно снижала эффект присутствия. Стала ощущаться задержка между движениями головой и смещением сцены, но в остальном было здорово.  Какую же гамму ощущений будет таить в себе финальный продукт?!

Возможно так будут выглядеть версия для продажи

У проекта Oculus VR есть несколько сильных преимуществ на фоне потерпевших неудачу предшественников (ведь эти очки далеко не первые).

Во-первых, цена. Версия для разработчиков продаётся за $300, финальные Oculus Rift Consumer обещают оценить в пределах $200–400. Даже верхний порог не отпугнёт настоящих геймеров и компании, намеревающиеся использовать очки в коммерческих целях.

Во-вторых, потенциальные способности устройства. Oculus Rift второго поколения, даже при своих скромных характеристиках, способны обеспечить эффект присутствия в цифровой реальности, причём присутствия активного, что уж говорить про грядущие версии. Очень сложно описать ощущения, но, поверьте, они незабываемые.

И в-третьих, Oculus VR удалось заручиться поддержкой таких крупных компаний игровой индустрии, как Valve и Unity. На данный момент совместимость с очками реализована более чем в 200 играх (Mirror’s Edge, Bioshock, Battlefield 3, Portal 2) и этот список стабильно увеличивается.

Представители компании отвечают уклончиво на вопрос о дате выпуска Oculus Rift Consumer в мир. Но ориентировочно это произойдёт в третьем квартале 2014 года. К тому времени многие, если не большинство, тайтлов для PC обзаведутся поддержкой устройства, что сделает его очень привлекательной альтернативной хорошему монитору. Со сравнимым ценником и несравнимыми ощущениям от игрового процесса. Одного этого уже достаточно, чтобы проект выстрелил. А ведь игры — это далеко не единственное применение Oculus Rift.

Плюсы:

  • Обеспечение эффекта присутствия зрителя в виртуальной реальности
  • Низкая цена (девелоперской версии и в теории коммерческого продукта)
  • Техническая простота устройства
  • Легкая калибровка
  • Стабильно растущий список совместимого софта

Минусы:

  • Низкое разрешение дисплея очков второй версии
  • Ограничение на время использования очков второй версии
  • Габариты, вес очков второй версии
  • Высокие требования к производительности компьютера

А с вопросами по Oculus Rift, а также касательно организации демонстрации устройства, можете обратиться на сайт: http://oculusrift.kiev.ua, либо в соцсети Вконтакте и Facebook. Ребята позитивные, все расскажут и покажут.