Исполнительная дирекция Всеукраинской рекламной коалиции провела экспертный опрос ведущих медиа агентств, холдингов, профильных медийных и нон-медиа индустриальных ассоциаций и объединений, сейлс-хаусов, других представителей коммуникационной индустрии, и составила отчёт по объёмам рынка Интернет-рекламы Украины 2013 и прогноз развития индустрии в 2014.
Оцениваемая погрешность представленных цифр неоднородна по разным коммуникационным каналам, и, в среднем, составляет 5-10%. Все данные приведены без учёта НДС.
В целом, ситуацию на рекламном рынке в 2013 году можно охарактеризивать как “спокойную”. Никаких трагических падений или радостных взлетов. Перманентное ожидание кризиса, который так и не случился, не позволило рекламодателям сильно наращивать объёмы рекламных инвестиций. С другой стороны, никто не отменял действенность двухсторонних формул о зависимости между рекламными бюджетами и продажами.
Рынок Интернет-рекламы в 2013 году
Всё чаще говорят, что Интернет – это не медиа. Это среда. В которой существуют множество самых различных каналов коммерческих коммуникаций. В том числе, традиционных медийных (телевидение, радио, пресса), а ещё есть пиар, директ маркетинг, промоушн и т.д., и т.п.
Не будем вдаваться в подробности или споры, рассматривая конкретные ситуации с теми или иными видами носителей/коммуникаций/контента в Интернете. Сообщим лишь, что эксперты ВРК в своём исследовании опирались на понятийный аппарат Interactive Advertising Bureau (IAB), согласно которому Интернет медиа реклама включает в себя баннерную рекламу (баннеры, нестандарты, спонсорство, брендинг, спонсорские ссылки), контекст (поиск, контекстно-медийная сеть, др.) и видеорекламу (видео в баннерах, пре-роллы, пост-роллы, инстрим-видео, видео-форматы в контексте).
Кроме того, к Интернет медиа рекламе был добавлен сегмент под условным названием Digital (SMM, контекст в соцсетях, производство, креатив, стратегия).
В то же время, вполне сознательно, на этом этапе развития рынка в строку “контекстная” реклама включён не весь объём рекламных контекстных денег в сети. Значительные средства проходят через контекстную рекламу от e-commerce, а также генерируются малобюджетными, но многочисленными частными объявлениями. Поскольку задача данного исследования – не подсчёт рекламной доходности вообще, а исследование именно объёмов рынка, то такое «невключение» кажется экспертам вполне оправданным.
И все-таки, объём контекстной рекламы в этом году претерпел серьёзное “уточнение”. Получены дополнительные экспертные данные, которые позволили добавить к контексту этого года 100 млн грн, а к ранее аносированному объёму видео-рекламы – 50 млн грн. Такая “добавка” носит технический характер, поэтому мы не стали “ломать” проценты роста рынка, чтобы не искажать общую картину.
Итоги 2012 года, млн. грн. | Итоги 2013 год, млн.грн. | Процент изменений 2013 года к 2012 году | Прогноз на 2014 год, млн.грн. | Процент изменения 2014 года к 2013 году | |
Интернет реклама | 680 | 1 060 | 35% | 1 440 | 36% |
В том числе | |||||
Баннерная реклама | 340 | 400 | 18% | 440 | 10% |
Контекст | 160 | 300 | 25% | 420 | 40% |
Видео реклама | Нет данных | 150 | – | 300 | 100% |
Digital | 180 | 210 | 17% | 280 | 33% |
Объём рынка Интернет-рекламы 2013 и прогноз на 2014
В своих прогнозах 2014 года эксперты ВРК исходят из предположения, что кризисов в следующем году не случится, а маркетинговые аксиомы не будут подвергаться ревизии.
Итоги 2012 года, млн. грн. | Итоги 2013 год, млн.грн. | Процент изменений 2013 года к 2012 году | Прогноз на 2014 год, млн.грн. | Процент изменения 2014 года к 2013 году | |
Интернет реклама | 680 | 1 060 | 35% | 1 440 | 36% |
Всего Медиа реклама | 9 478 | 10 553 | 11% | 11 643 | 10% |
Как бы не изменялась ситуация с теми или иными рекламоносителями, но, как ни странно, суммарно объём медийного рекламного рынка по итогу года соответствует ранее прогнозируемому. Рекламный медиа рынок Украины в 2013 году подрастёт по сравнению с прошлым годом примерно на 11% и составит около десяти с половиной миллиардов гривен, не считая налогов. Если же не случится никаких катаклизмов, то в следующем году к медиа рекламе будет приплюсован ещеё один миллиард гривен.