Объём рынка Интернет-рекламы Украины 2013 и развитие рынка в 2014 году

Исполнительная дирекция Всеукраинской рекламной коалиции провела экспертный опрос ведущих медиа агентств, холдингов, профильных медийных и нон-медиа индустриальных ассоциаций и объединений, сейлс-хаусов, других представителей коммуникационной индустрии, и составила отчёт по объёмам рынка Интернет-рекламы Украины 2013 и прогноз развития индустрии в 2014.

Оцениваемая погрешность представленных цифр неоднородна по разным коммуникационным каналам, и, в среднем, составляет 5-10%. Все данные приведены без учёта НДС.

В целом, ситуацию на рекламном рынке в 2013 году можно охарактеризивать как “спокойную”. Никаких трагических падений или радостных взлетов. Перманентное ожидание кризиса, который так и не случился, не позволило рекламодателям сильно наращивать объёмы рекламных инвестиций. С другой стороны, никто не отменял действенность двухсторонних формул о зависимости между рекламными бюджетами и продажами.

Рынок Интернет-рекламы в 2013 году

Всё чаще говорят, что Интернет – это не медиа. Это среда. В которой существуют множество самых различных каналов коммерческих коммуникаций. В том числе, традиционных медийных (телевидение, радио, пресса), а ещё есть пиар, директ маркетинг, промоушн и т.д., и т.п.

Не будем вдаваться в подробности или споры, рассматривая конкретные ситуации с теми или иными видами носителей/коммуникаций/контента в Интернете. Сообщим лишь, что эксперты ВРК в своём исследовании опирались на понятийный аппарат Interactive Advertising Bureau (IAB), согласно которому Интернет медиа реклама включает в себя баннерную рекламу (баннеры, нестандарты, спонсорство, брендинг, спонсорские ссылки), контекст (поиск, контекстно-медийная сеть, др.) и видеорекламу (видео в баннерах, пре-роллы, пост-роллы, инстрим-видео, видео-форматы в контексте).

Кроме того, к Интернет медиа рекламе был добавлен сегмент под условным названием Digital (SMM, контекст в соцсетях, производство, креатив, стратегия).

В то же время, вполне сознательно, на этом этапе развития рынка в строку “контекстная” реклама включён не весь объём рекламных контекстных денег в сети. Значительные средства проходят через контекстную рекламу от e-commerce, а также генерируются малобюджетными, но многочисленными частными объявлениями. Поскольку задача данного исследования – не подсчёт рекламной доходности вообще, а исследование именно объёмов рынка, то такое «невключение» кажется экспертам вполне оправданным.

И все-таки, объём контекстной рекламы в этом году претерпел серьёзное “уточнение”. Получены дополнительные экспертные данные, которые позволили добавить к контексту этого года 100 млн грн, а к ранее аносированному объёму видео-рекламы – 50 млн грн. Такая “добавка” носит технический характер, поэтому мы не стали “ломать” проценты роста рынка, чтобы не искажать общую картину.

Итоги 2012 года, млн. грн. Итоги 2013 год, млн.грн. Процент изменений 2013 года к 
2012 году Прогноз на 2014 год, млн.грн. Процент изменения 2014 года к 2013 году
Интернет реклама 680 1 060 35% 1 440 36%
 В том числе
 Баннерная реклама  340  400  18%  440  10%
 Контекст  160  300  25%  420  40%
 Видео реклама  Нет данных  150  –  300  100%
 Digital  180  210  17%  280  33%

Объём рынка Интернет-рекламы 2013 и прогноз на 2014

В своих прогнозах 2014 года эксперты ВРК исходят из предположения, что кризисов в следующем году не случится, а маркетинговые аксиомы не будут подвергаться ревизии.

Итоги 2012 года, млн. грн. Итоги 2013 год, млн.грн. Процент изменений 2013 года к 2012 году Прогноз на 2014 год, млн.грн. Процент изменения 2014 года к 2013 году
Интернет реклама  680  1 060  35%  1 440  36%
 Всего Медиа реклама  9 478  10 553 11%  11 643  10%

Как бы не изменялась ситуация с теми или иными рекламоносителями, но, как ни странно, суммарно объём медийного рекламного рынка по итогу года соответствует ранее прогнозируемому. Рекламный медиа рынок Украины в 2013 году подрастёт по сравнению с прошлым годом примерно на 11% и составит около десяти с половиной миллиардов гривен, не считая налогов. Если же не случится никаких катаклизмов, то в следующем году к медиа рекламе будет приплюсован ещеё один миллиард гривен.