Почему Кремниевой долине стоит пересмотреть собственную «культуру»

Карлос Буэно, старший инженер в MemSQL и автор книги для детей о компьютерах и критическом мышлении под названием «Lauren Ipsum», критикует действующую модель позиционирования Кремниевой долины и её деловых и социальных перспектив.

По мнению инженера Буэно, проблема Долины заключается в обилии субкультур, подражающих стартап-движению. А с другой стороны — масса людей, которые вообще отрицают наличие отдельной субкультуры в Пало-Альто. И то, и другое неверно, и Долине придётся выбираться из ситуации.

Ажиотаж и пафос — новые элементы «культуры предпринимателей» в сегодняшней Кремниевой долине. Карлос Буэно признаёт, что несмотря на его многолетний опыт в компаниях, успешно вышедших на биржу, писательский талант, участие в круглых столах и в запуске десятков стартапов ничего бы не значили, прийди он устраиваться сегодня на работу в один из стартапов или IT-компаний в этом странном и привлекательном уголке планеты.

20 лет назад Карлос Буэно перевёлся на неполный учебный день, чтобы вторую половину дня посвящать работе в стартапе. То были странные времена, когда с мало-мальским знанием HTML и пары-тройки компьютерных терминов можно было устроиться на работу в IT-индустрии, даже не имея диплома о высшем образования и водительских прав.

Качество навыков у программистов и профессионализм тех, кто работает в IT с тех пор существенно вырос. И это хорошо, теперь с этим проблем нет. Зато есть проблемы с другим: с мифом о всеобщей успешности и «богоизбранности» тех, кто попал в Долину.

Чем дольше человек находится в компаниях и «тусовке», связанной с Кремниевой долиной, тем — по мнению Буэно — крепнет его уверенность, что общения и внимания достойны лишь те, кто «в теме». Старые правила ведения бизнеса и корпоративных связей «не работали», поэтому стартаперы придумали себе новые, которые точно так же не работают.

Любопытно, что миф о необходимости унифицировать команды и не выбиваться из общих параметров и представлений о стартаперской тусовке в Долине создавался руками таких инноваторов, как Макс Левчин, сооснователь PayPal. Подражание кумирам порождает высокомерие, которое, в свою очередь, не лучшим образом сказывается на стартап-индустрии.

Рынок талантливых сотрудников для стартапов не слишком широк: выпускники Стэнфорда нарасхват, а вырастить кадры внутри компании нет времени. Те же, кто хочет устроиться на работу, подпадают под очарование «культа Долины» и начинают совершать ошибки одну за другой.

Чем кризис с кадрами сильнее, тем больше постов на тему «Как устроиться на работу в стартап», «Как стать своим в Долине», «Особенности стартап-культуры в Кремниевой долине» и всё в таком духе.

Команды и основатели стартапов вместо непосредственного найма на работу играют с кандидатами в сложные ролевые игры: пойти на кофе, потусоваться с командой, ланч с партнёрами, набор тестов и «по пиву» с рекрутёрами — все пытаются проверить, «какой вы парень, свой или не очень» вместо того, чтобы чётко сформулировать профессиональные требования к соискателю и заняться наймом, а не играми в «к-нам-непросто-попасть».

А что если ваш кандидат по религиозным, личным или медицинским причинам не употребляет кофе или алкоголь? А что если ему на каждую встречу с вами надо добираться на машине 2 часа в одну сторону? Или дома есть ребенок, которого нельзя оставить в час ночи, чтобы «встретиться с командой в баре в неформальной обстановке»?

Screen Shot 2014-08-27 at 11.57.05

«Культура Долины» заключается в отсутствии какой-либо нормальной культуры в общечеловеческом понимании с одной стороны, и в элитизме — с другой. Если корпорации прописали дресс-код, галстуки и костюмы, часы работы и правила общения с боссом и подчинёнными, то в стартапах этого формализма нет. Зато есть тысяча других неписаных мелочей, которые наверняка стоило бы прописать.

Если вы хотите преуспеть в Долине и получить работу в стартапе, есть ряд правил, которые лучше соблюдать, и это — вовсе не обязательное сочетание костюма, галстука и крутого диплома о высшем образовании, как вы могли бы подумать.

Для начала — чтобы преуспеть в Долине, надо жить в Долине. Гибкость времени для встреч и работы — обязательное условие. Одевайтесь в свободном стиле, соответствуйте социокультурному окружению. Странные выходки и спонтанные поступки — часть имиджа. Чувствуете, как странно это всё звучит с точки зрения нормального IT-специалиста вне Долины? Плевать: здесь так заведено.

Бюрократия, чинопоклонство, финансовая выгода от проекта? Здесь это не в почёте: никакие деньги не привлекут стартапера из Долины, если идея предлагаемого стартапа ему не нравится.

Культура Долины не терпит «людей в костюмах» (как в буквальном, так и в переносном смысле). Здесь не всегда «за А следует В»; логика принятия решений в Долине часто зависит от того, с кем вы сегодня пообедали или выпили кофе, какие слухи слышали или с кем встречались на днях.

Если провести аналогию между электронной почтой и Кремниевой долиной, то здесь такой сложный «антиспам», что кроме писем от «одногруппников» больше ничего «не проходит». Субкультура Долины не пропускает внутрь «посторонних» и «лишних».

Возникает «эффект зеркала»: стартаперы видят только себя и себе подобных в замкнутом кругу общения. Шутки и ситкомы, высмеивающие хипстеров с макбуками и «кофаундеров в старбаксах», здесь не помогут. Чтобы вместо наполовину вымышленной «культуры Долины» появилась нормальная культура инновационного предпринимательства, необходимо перестать убеждать молодое поколение IT-специалистов и предпринимателей в том, что они — особенные, а остальные — просто «чернь», недостойная внимания.

Начать же стоит, по мнению инженера MemSQL, не с кого-то, а с себя. Вместо того, чтобы требовать от остальных разделения ваших взглядов и убеждений касательно стартапов, бизнеса и IT, попробуйте вспомнить, когда последний раз вас кто-то сумел логически убедить изменить точку зрения по поводу способа ведения дел в вашем стартапе или в индустрии в целом. Попробуйте хотя бы на минуту исходить из предположения, что ненормально нанимать на работу только своих друзей или только выходцев из крупных технологических вузов — и многое в индустрии изменится уже от одного этого «нестандартного» взгляда на вещи. И возможно, даже Долина сможет эволюционировать.

Читайте также:

Анна Зенькова, Talk to Ri: «Мы хотим создать систему обучения, которая станет частью образа жизни, и при этом будет эффективной»

30 низкобюджетных маркетинговых идей для бизнеса

5 брендинг-трендов в 2019

Ирина Пульвас, Zirity: «Наша цель – помочь более 10 000 000 людей найти идеальную оправу»