Зачем разработчику выступать с лекциями

Наталия Ништа, SA & PHP Developer, опубликовала свою колонку о том, зачем программистам и вообще «технарям» выступать с лекциями, для кого стоит эти лекции проводить и в каком формате это лучше всего делать. Публикуем основные выдержки из её статьи на DOU:

— Пару лет назад мой друг попросил меня объяснить ему одну техническую тему. Было ясно, что за 15 минут я не успею ничего растолковать. Я приготовила развернутый ответ по его вопросу и почувствовала, что мне жалко рассказывать эту красоту только ему одному, поэтому решила позвать послушать этот доклад ещё нескольких друзей. И вот что стало очевидно: когда ты готовишься читать лекцию для других, ты осознаешь, насколько хорошо или плохо владеешь темой, становятся видны все твои «пробелы знаний». Объяснять то, что ты сам недостаточно понимаешь, — невозможно, а потому приходится готовиться, скрупулёзно разбираясь во всех мелочах. Следствием такого отношения к своему обучению становится экспоненциальный рост твоих собственных профессиональных умений (разумеется при условии, что и лекции ты читаешь на свои профессиональные темы).

Лекция — это итог, подведение черты под некоторым профессиональным рубежом, обобщение, структурирование своих знаний в первую очередь у себя в голове. Неважно, в результате какого события в жизни ты стал читать лекции — по собственной инициативе или по чьей-то просьбе. Сам факт таких событий ведет к твоему профессиональному росту, потому что заставляет серьёзно работать над собой.

Выбираем аудиторию

У меня были разные опыты чтения лекций перед разными аудиториями. Самые благодарные слушатели — это профессиональные друзья. Ты знаешь этих людей, ты примерно представляешь их профессиональный уровень и, соответственно, знаешь с какого места нужно рассказывать. Такая аудитория — это «первый рубеж». Искусство рассказа заключается не только в ясности изложения, но и в предвидении возможных вопросов. Во время лекции твои слушатели «экзаменуют» тебя. Любой из присутствующих будет свободно задавать вопросы и уточнять неясные моменты. В окружении друзей очень удобно пробовать излагать новый материал и не бояться быть «сожранным заживо».

Таким образом, круг друзей — это, во-первых, гарантированно дружелюбная компания, а во-вторых, однозначно заинтересованная публика — так как они пришли послушать тебя, вкладывая своё свободное время, которое, сто процентов, могли бы провести гораздо веселее.

Второй тип аудитории, для которой мне доводилось читать материал — это объявленная лекция в коворкинг за деньги. Плюсы этого формата: ты получаешь сто процентов сильно заинтересованную аудиторию, которая заставит тебя отработать свои кровные. Факт оплаты за услугу чудесным образом преображает человека, превращая его в необычайно внимательного студента, готового ловить каждое твоё слово и придирчиво его анализировать. Ты никогда не встретишь равнодушия с такими слушателями. Лекция перед такой аудиторией — это «проверка на вшивость»: вряд ли тут получится «впаривать фуфломицин». Главная трудность чтения в таком окружении — это выбор предполагаемого уровня слушателей, более подробно об этом я напишу чуть ниже.

Ещё одна достаточно сложная публика — это ваши дорогие сотрудники. Такие «студенты» — относительно дружелюбная аудитория (что плюс), обладающая сомнительной заинтересованностью к восприятию информации (что минус). Если вы не предпримете превентивных мер в «возбуждении интереса» к будущей лекции, то последняя может превратиться в шоу «Да что ты говоришь!» Впрочем, проводить подобные мероприятия всё же стоит — вместе с этими людьми предстоит работать возможно ещё ни один год. И от профессионального уровня коллег будет зависеть результат совместных усилий в работе. Лично я крайне заинтересована в совместном труде с подкованными коллегами — поэтому, по возможности, обучаю их.

Обычно человеку сложно признавать, что он чего-то не знает. В нашей культуре принято быть всезнающим умником, сведущем в любом вопросе — начиная от того, каким средством лучше выводить чернильные пятна с белых сорочек и заканчивая тем, как принимать роды у карликовых морских свинок. Ну а что уж там говорить о профессиональных сферах деятельности — тут мы все семи пядей во лбу. Поэтому, предлагая коллегам поприсутствовать в роли слушателей на вашем докладе, стоит проявить недюжинную долю такта и терпения. А иногда и изобретательности.

Последний вид аудитории, о которой я хочу рассказать, и перед которой мне не понравилось выступать, — это сотрудники сторонней фирмы. Лекция , которую меня пригласили прочитать, была опробована на «моих друзьях» и «моих сотрудниках» и пользовалась неизменным успехом. Однако мне не удалось вызвать в моих новых слушателях должную долю заинтересованности, не смотря даже на прохождение ими «мотивационного теста». Я внимательно просмотрела ответы и имела представление об уровне предполагаемой аудитории — по моему мнению, им мог быть полезен мой доклад. Но в результате, всё прошло достаточно уныло. Я связываю свою неудачу с несколькими просчётами:

  • Я отдала организацию проведения теста в руки местного HR. В результате половина из пришедших на лекцию про тест даже не слышали.
  • Ни один из слушателей не был по-настоящему заинтересован, так как не внёс свой вклад в получение этих знаний: он не пожертвовал ни своими деньгами (оплачивала компания), ни своим временем (мероприятие в рабочие часы). Изрядное количество «опозданцев» к началу лекции ярко свидетельствовали в пользу этой версии.

«Хук» хорошего рассказчика

Чтобы объяснять один раз, не повторяясь — нужно «начать пораньше» (но без фанатизма). Надо постараться правильно угадать, на какие знания в своём рассказе опираться. Другими словами, нужно построить мост от тех знаний, которые у человека есть, к тем знаниям, которых у него ещё нет.

Если попробовать сэкономить на словах и начать рассказ с чего-то, в чём человек «ни в зуб ногой», то все рассуждения будут падать в пропасть непонимания, потому что им не на что опереться в системе знаний слушателя.

Главная интрига тут заключается в том, что знания человека могут быть, и скорее всего будут, непоследовательны и фрагментированы — то, что вы будете излагать, может быть слушателю частично известно. Поэтому, крайне важно в начале своего выступления объявить, что возможно вы можете говорить об уже известных человеку вещах, но вам критически необходимо о них напомнить, чтобы быть уверенным, что слушатель осведомлен о них. В результате, придётся рассказывать немного подробнее и дольше, но зато всего один раз, а не три, пять и т.д.

Напутствие и послесловие

Сразу хочу осадить умников, которым в голову закралась мысль читать технические доклады исключительно с целью финансового обогащения — так мог подумать тот, кто никогда в жизни не пробовал читать лекции. Я рекомендую прибегать к этой практике только с целью повышения собственного технического левела или с целью обучения ваших слушателей.

Вот такие рекомендации для тех, кто хочет попробовать себя в наступающем году в роли лектора. Ранее мы также публиковали заметку Сергея Галёнкина о том, зачем вам изучать программирование и что это может дать в профессиональном плане.

 

Источник: dou.ua