Игорь Ашманов: “85% инвестиций в «Сколково» будет растрачено”

Игорь Ашманов, известный в ИТ-индустрии специалист в области искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения и признанный гуру поисковой оптимизации (SEO) рассказал нашему блогу про эволюцию интернет-платформ, жизни и смерти стартапов и будущем SEO.

В своём докладе на IForum 2012 вы отметили, что фактически любая технология, построенная на интернет-платформе, переживает несколько стадий развития. И на начальном этапе сделок мало, но все они высокомаржинальны и требуют большой доли ручного труда. На этапе зрелого развития заказчиков очень много, однако прибыль на каждом из них минимальна, и весь бизнес осуществляется в автоматическом режиме. На каком из этапов лучше всего начинать бизнес стартапу?

Игорь Ашманов: Прежде всего, отмечу, что сегодня Интернет — это уже не платформа, а транспорт. Конечно же, проще запускать бизнес на начальном развитии платформы, которая находятся в стороне от Интернета или «над ним». Представьте себе некую многослойную систему таких платформ: от большой до мелкой, которые базируются на общем транспорте.

Когда больше возможностей для «чёрного» и «серого» входа в платформу? На каком этапе развития?

И. А.: Давайте рассмотрим пример. В начале 2000-х манипулировать поисковыми системами Яндексом и Google было намного проще: любой сайт, который хоть как-то оптимизировали, очень быстро взлетал на первые позиции. Расцвет поисковой оптимизации пришелся на 2005 год, однако сейчас сайт «поднимать» в поиске очень трудно, потому что поисковые технологии стали очень автоматизированными, сложными и т. д. А чем более автоматизирована платформа, чем больше там трансакций при минимальной марже, тем труднее что-то сделать для достижения быстрого результата — так называемого «захода через чёрный или серый вход». В этом случае система не допускает больших объемов ручной работы, а всякие методы входа с заднего крыльца – они как раз и предусматривают работу вручную.

Не напоминает ли вам задача поисковой оптимизации вечный поединок между добрым молодцом и драконом? Время от времени SEO находят слабое место в технологии работы ИПС для быстрой раскрутки сайта, но через определенный период времени специалисты поисковика закрывают эту возможность…

И. А.: В общем, так оно и есть и будет продолжаться в будущем. Разве что Google и Яндекс полностью закроют такую возможность и будут брать за размещение на первых позициях деньги, как это уже сегодня делает китайский поисковик Baidu. В противном случае, давление денег все равно будет оказывать влияние на поисковую выдачу. Например, попасть в первую десятку по какому либо модному запросу в Москве может стоить около 30-40 тысяч долларов в месяц. И если такие деньги «давят» на рынок, то кто-то их захочет заработать.
Конечно же, не исключено, что когда-нибудь Яндекс или Google направят этот денежный поток на себя. Но поскольку они этого пока не делают, и вряд ли будут делать, кто-то должен зарабатывать эти деньги.

Процедура поисковой оптимизации для Яндекс наверняка отличается от аналогичного процесса под Google?

И. А.: Во-первых, технологии оптимизации для этих систем во многом совпадают. Во-вторых, можно продвигать разные сайты под разные ИПС. Например, в нашей практике был случай, когда мы продвигали около десятка небольших сайтов одной компании под разные поисковые системы.

Поскольку на базе Интернета уже развилось множество других платформ, может быть SEO как задача вообще утрачивает значение? Ведь можно продвигать свой веб-ресурс через социальные сети, различные черные методы типа спама, вирусов и т. д.?

И. А.: Верно. С другой стороны, аудитория поисковиков растет и количество запросов также увеличивается. Кроме того, трафик, полученный через поисковый запрос, генерирует аудитория, готовая к покупке. Вот почему это самый дорогой трафик. Так что, пока число пользователей поисковиков не уменьшится, эта платформа никуда не денется. Хотя большое интернет-агентство может считать, что SEO в её обороте должно занимать, например, 27%, социальные сети — 23% и т. д.

Почему умирают старапы? В чем основная причина смерти растущего бизнеса на взлете?

И. А.: Обычно главная проблема — это человеческий фактор, всегда виновата команда стартапа. Хотя можно долго конкретизировать, по какой именно причине рушится бизнес. Например, взяли и скопировали нелепую идею, не смогли нанять хороших технических специалистов, неправильно договорились о деньгах и не смогли получить следующий транш. Или договорились не с профессиональным инвестором, а с продавцом кур гриль, который считает, что он должен забирать 90% прибыли и самостоятельно управлять главной страницей компанией. Но в основе всех вышеописанных причин лежат неправильные человеческие отношения.

Какой вы можете дать совет экс-основателям стартапа? Открыть новый бизнес, отдохнуть, поработать по найму?

И. А.: Как-то раз мне довелось слушать лекции одного американского спикера, основная идея которых заключалась в том, что не надо бояться неудач, поскольку именно они нас многому учат. Такие идеи могут на первый взгляд показаться странными, ведь во многих странах, наоборот, существует культ удачи, и проигрыш означает позор, бесчестье и т. д.
Вас это может удивить, но, например, в Кремниевой Долине существует культ неудачи. Если ты проиграл, потерял – ты приобрел опыт, и в этом есть свой плюс. Кстати, Калифорнийская Кремнивая Долина – это на самом деле совершенно уникальное место, нигде в мире больше ничего подобного построить не удалось. Ведь если посмотреть на данное хайтек-сообщество под определенным углом, то это совсем не кампус развития высоких технологий, а просто большое казино, работающее на перегретых ожиданиях и на заработке очень больших денег, которые туда свозят со всего мира.

Но в казино никто особо не переживает, что проиграл, это обычное явление, там теряют почти все, а по крупному выигрывают лишь единицы. И если ты несколько раз подряд проиграл, никто не будет говорить, что ты неудачник, ибо в казино все проигрывают, это нормально.

Вот почему там исповедается следующий подход: если у тебя пять стартапов прогорело и ты на них потерял деньги, не переживай и вкладывай дальше. Все понимают, что джек-пот, который ты можешь получить в Кремнивой Долине – это доход уровня казино, на инвестициях в какой-либо другой бизнес ты не получишь такой огромной прибыли.
И тот, кто строит такой бизнес упорно, имеет шанс терпеть неудачи совсем другого уровня – это полезные проигрыши. Потому что шанс сорвать куш в Кремнивой Долине оценивается в 0,6% против 99,4% (как подсчитали аналитики), а типичная игра в рулетку или даже хуже. И, конечно же, слабо похоже на традиционный бизнес.

Российский технопарк «Сколково» также задумывался как аналог “Кремниевой долины”, но многие считают, что это лишь бездумное разбазаривание денег…

И. А.: Если рассматривать Сколково как венчурный бизнес, то 99% инвестиций в него будет потеряно. В наших условиях — 85%. Однако это вполне нормальный результат. Просто нужно понимать, что венчурный бизнес – это, к примеру, не строительный бизнес. Если ты строишь мост, то в конце проекта он должен быть достроен и по нему должны пойти поезда. А здесь не так: 85% инвестиций будет растрачено безрезультатно.

Читайте также:

Посмотрим по вашему поведению

Руководителей «Сколково» уличили в хищении бюджетных средств

Фонд «Сколково» решил сэкономить $1 млн и отказался от зоны .skolkovo

2012 год: ключевые сообщения людей из «Интернет Инвест»