“Патентный троль” претендует на интерактивный веб и может выиграть суд

В тихом и консервативном Тилере, небольшом городке со 100-тысячным населением в штате Техас, развернулись самые мощные судебные баталии за всю историю Веба. Здание суда заполнено десятками юристов, представляющими крупнейшие в мире интернет-компании, включая Yahoo, Amazon, Google и YouTube. И это вполне логично, ведь данный судебный процесс может повлиять на будущее всего сегмента e-commerce.

Целая череда пионеров «всемирной паутины», вместе с отцом веба — Тимом Бернерс-Ли — приехали сюда со всего мира, чтобы денонсировать два софтверных патента, которые, как они полагают, угрожают будущему веб-инноваций.

С чего все началось?

Майкл Дойл, никому неизвестный биолог из Чикаго, заявил, что именно он и два его соавтора в 1993 году во время работы в Университете Калифорнии ранее, чем кто-либо другой, изобрели и запатентовали «интерактивный веб».

Дойл утверждает, что программа, которую он в свое время создал, позволяет докторам просматривать изображение эмбриона посредством Всемирной паутины, причём это была первая программа, которая представляла возможность пользователям взаимодействовать с изображениями внутри окна браузера. И юристы компании Дойла — Eolas Technologies — заявляют, что именно ему должны выплачивать авторские отчисления за использование веб-технологий, например, таких как онлайн-видео, поворот изображений и автозаполнение в строке поиске.

Представители ответчика в свою опровергают это утверждение, заявляя, что первой была программа Viola, автором которой является Пей-Юан Уей (Pei-Yuan Wei). Именно он создал первый популярный веб-браузер, который предлагал подобную функциональность.

Отметим, что Eolas уже давно пользуется дурной славой «патентного тролля». За всю свою история компания не выпустила не единого успешного продукта, равно как и собственного браузера. Зато у нее неплохо получалось вымогать через суд деньги у других компаний. Так, в 1999 году компания инициировала судебный процесс с Microsoft , а в 2003 году суд постановил выплатить Eolas компенсацию в размере $521 млн. Этот вердикт в свое время ошеломил ИТ-мир. И хотя апелляционный суд затем отменил такое решение, Microsoft в конечном счете урегулировала все претензии мирным путем, вместо нового судебного процесса. Точная сумма компенсации неизвестна, однако в Университете Калифорнии называют цифру в $30,4 млн; в то же время юристы Eolas заявляют, что Университет получил только четвертую часть от выплаченной Microsoft суммы. Таким образом, если отнять расходы на судебные издержки и на услуги юристов, то получается весьма круглая сумма — компания Дойла заработала на этом деле свыше $100 млн.

После этого случая Консорциум World-Wide Web начал действовать более решительно.  Тим Бернес-Ли, глава Консорциума, отправил письмо в патентный офис, в котором указывал, что если патент Eolas не будет признан недействительным, это может привести к «разрушению глобальных веб-стандартов» и причинить «существенный экономический и технический вред деятельности World Wide Web».

Патентный офис первоначально отказал Eolas в перепроверке патентов, а Дойл и его юристы настаивали, что именно они имеют право на некоторые типы патентных притязаний.

Чего ожидать дальше

Судебное разбирательство Eolas состоит из четырех непрерывных процессов в Тилере. Вначале присяжные выяснят, насколько патенты правомерны; если Eolas пройдет этот этап, она должна будет привлечь к суду восемь оставшихся ответчиков в трех следующих один за другим судебных расследованиях по нарушению закона и возмещении убытков.

Если Eolas и Университет Калифорнии достигнут успеха, то интернет-гиганты, собравшиеся на прошлой неделе в Тилере, станут лишь первыми жертвами в длинной череде компаний, которым придется выплачивать миллионы долларов компенсации Eolas за использование в своем бизнесе интерактивного веба.

Читайте также:

Патентування як ознака інноваційності країни — перше дослідження від Innolytics Group

Коли за справу береться профі — історія судді у справі Google проти Oracle та Waymo проти Uber

Український стартап UATAG пропонує захищати брендові товари візерунком розбитого скла

Закінчується монополія Amazon на покупки в один клік