Почему стоит использовать HTML5 для разработки игр?

Создавая онлайн-игры, разработчику приходится выбирать из ограниченного набора плагинов. Adobe Flash, будучи самым популярным из них, верховодит рынком онлайновых игр уже больше десятка лет. Однако, создаётся впечатление, что Сеть стоит на пороге больших перемен, так как новшество в виде HTML5 предлагает ряд преимуществ по сравнению с другими существующими сегодня вариантами. Ниже приводится несколько из них, а также несколько недостатков использования HTML5 для разработок игровых программ.

Преимущества использования HTML5

Нет необходимости в дополнительном программном модуле.
Плагины — это небольшие дополнения, функционирующие в фоновом режиме и обеспечивающие функционирование некоторых частей программного обеспечения. Это небольшие программные включения с ограниченными функциональными возможностями, которые «прикреплены« к большей, более сложной прикладной программе, с целью расширения её функциональности.
Давайте рассмотрим онлайновую флеш-игру как пример. Когда вы заходите на сайт с играми, ваш браузер не может управлять игрой непосредственно, на самом деле он управляет флэш-плагином, который в свою очередь отвечает за трансляцию игры.

HTML5 же является родным для браузера, в котором он работает, и не нуждается в каких-либо дополнительных плагинах. Игра с HTML5 функционирует непосредственно в браузере, что исключает каких-либо «посредников» в виде установленного дополнительного программного обеспечения. Также нет раздражающих всплывающих окон с просьбой обновить страницу или требующих что-то установить. Функционирующая в родной для себя среде, программа становится куда более стабильной, ей требует меньше ресурсов и она меньше склонна к совершению ошибок.


Совместимость.

Сеть – это огромное пространство, в котором находится одновременно колоссальное количество различных устройств, гаджетов и платформ, изучение всех особенностей которых может стать для разработчика серьёзной проблемой. А игры, основанные на плагинах, будут только работать с устройствами, которые поддерживают соответствующие расширения. Например, гаджеты Apple вообще не поддерживают Flash. И хотя новая технология в настоящий момент не работает повсеместно, особенно со старыми устройствами и браузерами, в будущем поддержка HTML5 станет обязательной. Это огромное преимущество для разработчиков игр, так как достаточно будет только одна версия игры, а не нескольких, адаптированных для разных целевых платформ.

Локальное хранилище (Local Storage).
Файлы типа «cookies» удобны. Однако у них есть как свои возможности, так и ограничения. Например, куки-файлы могут быть не больше 4 КБ и подчас бывает проблематично получить к ним доступ. При этом HTML5 Local Storage обладает возможностью хранения большого объёма информации, ограниченного лишь объёмом накопителя на компьютере пользования и настройками браузера. И добавьте к этому высокую производительность и никаких ограничений по времени жизни.

Поддержка многопользовательского режима.
Поддержка websockets — одна из самых интригующих и многообещающих технологий в наборе HTML5. Так предоставляется общение в реальном времени, в двухстороннем режиме между клиентом и сервером. Вероятно, самая важная деталь в этом для веб-разработчиков игр — это возможность быстрого и легкого создания многопользовательских игр.

Стоимость.

В HTML5 всё свободно, не нужно никому платить лицензионных отчислений. К тому же, разработчику не нужно никаких специальных IDE; достаточно будет простого текстового редактора (хотя это может быть не самый эффективный способ осуществить поставленную задачу). Оплата различных лицензий, возможно, и не представляет серьезных препятствий для крупных игровых компаний, но для независимых разработчиков недорогие или бесплатные инструменты могли бы стать важным преимуществом.

Открытые технологии.
Никогда не стоит недооценивать силу открытого ПО, которое пользуется широкой поддержкой разработчиков со всего мира. Несомненно, тысячи вебсайтов, инструментов, обществ, обучающих программ, и других видов полезных ресурсов, посвященных HTML5, ещё будут созданы в ближайшие месяцы и годы, так как для этой технологии находят все больше применения.

Недостатки HTML5

HTML5 – новая технология, у которой есть некоторые недостатки. Их необходимо принять во внимание перед принятием проектных решений. Впрочем, многие из них являются временными недостатками и исчезнут, по мере усовершенствования технологии.

Частичное и несовместимое внедрение в браузерах.
Как уже отмечалось выше, HTML5 — всё ещё очень молодая технология. Её повсеместного внедрения не стоит ожидать ещё на протяжении последующих 10 лет. Разработчики браузеров до сегодняшнего дня проявляли невероятную прыткость при включении новых разработок в свои браузеры, однако спецификация HTML5 всё ещё в процессе определения. Да и сама по себе такая технология всё ещё находится в процессе разработки.

Несогласованность между браузерами.

Браузеры разрабатываются различными организациями, и пока чёткое соответствие общему стандарту HTML5 остаётся лишь желаемой целью. Более того, вполне вероятно, что несовместимости будут существовать и впоследствии. Часто эти отличия не существенны, но они, всё же, доставляют некоторые неудобства на конечной стадии работы.

Форматы файлов.

При работе с HTML5 разработчику часто необходимо использовать дополнительные медиа-файлы. И тут может возникнуть немало вопросов, касательно авторских прав. К тому же, то, что годиться для одного браузера, может совершенно не подойти для другого, и в итоге проблемы с совместимостью и стандартизацией остаются.

Хуже поддержка.
На сегодняшний день существует слишком мало инструментов, структур и ресурсов для HTML5 по сравнению с популярными плагинами (тем же Flash). Как уже отмечалось выше, следует ожидать, что это изменится уже в самое ближайшее время. Но пока это может показаться значительным препятствием.

Ограниченные ресурсы.

С HTML5 вы действительно не пользуетесь плагинами, но всё ещё работаете внутри браузера. То есть имеется ещё один уровень программного обеспечения между игрой и вашим оборудованием. И если вы сделаете игру слишком сложной, то это потребует немало ресурсов, что может стать в итоге непреодолимой проблемой. Особенно это актуально для тех, кто занимается разработкой для мобильных устройств, которые часто имеют очень ограниченные вычислительные мощности.

Будущее HTML5

Несмотря на выше упомянутые недостатки HTML5 может стать превосходным решением для онлайн-игр. Много разработчиков уже признали преимущества и представили различные игры, разработанные на основе новой технологии. Некоторые из них даже превосходят по качеству типичные флеш-игры, а ведь все они разработаны без помощи каких-либо плагинов.

Несомненно, основанные на разных плагинах игры, будут продолжать выходить такими же темпами ещё некоторое время. Но ситуация начнёт изменяться, по мере того, как будут улучшаться условия для разработчиков игр на основе HTML5, появляться дополнительные инструменты, ресурсы и сообщества. Да и создатели браузеров разработают более полные версии инструментов HTML5 для игр. При условии наличия этих факторов и всех преимуществ, которые сможет предложить новая технология, можно смело прогнозировать, что всё больше разработчиков игр будут применять именно HTML5. И вполне реально, что, в конечном счёте, новая технология не только вытеснит Flash и другие плагины, но и заменит их полностью, став приоритетной в деле создания онлайн-игр.

Читайте также:

Chrome блокирует Flash, «умный» рюкзак от HP и сделка Intel — в нашем дайджесте

Adobe откажется от исключительного использования Flash и будет развивать HTML5

YouTube полностью перешёл с Flash на HTML5

Дайджест к кофе — утренние новости