Стартапы — золотая лихорадка 21-го века

Пожалуй, стартапы — это одно из самых модных явлений в Интернете сегодня. Практически ежедневно в Сети появляется новость про то, как был запущен какой-то новый стартап или про то, как некая крупная компания поглотила перспективное начинание, заплатив за него колоссальную сумму.

Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать не иначе, как «золотая лихорадка 21-го века» — аналогий более чем достаточно. Всё больше и больше людей, впечатлённых достижениями иных стартапов, стремятся организовать свой, в расчёте прославиться и разбогатеть. Полки книжных магазинов предлагают на выбор богатейший набор литературы, про то, как правильно основать стартап и как сделать его прибыльным. В интернете можно найти сотни статей на эту тему. Но так же, как и в случае с «классической» золотой лихорадкой, разбогатеть удается очень немногим.

Сравнение можно продолжить. Вокруг золотоискателей всегда вились различные люди, стремящиеся на них заработать, но не намывания золотого песка, а другими, более действенными способами, например, предоставлением всевозможных услуг и торговлей. Точно также и здесь — консультанты и юристы, писатели вышеупомянутых книг и журналисты. Не говоря уже об аналитиках всех мастей. Ну и, конечно же, т. н. стартап-инкубаторы — компании предоставляющие всевозможные услуги по созданию стартапа тем, кто не в состоянии сделать это самостоятельно. Речь идёт о консультациях, инвестициях и решении сложных вопросов. Некоторые инкубаторы отличаются оригинальностью. Так, в одна подобная организация находится в тюрьме Сан-Квентина, неподалеку от Кремниевой долины. В данном случае речь идёт о благотворительной программе, которая пока ограничивается лишь бизнес-образованием заключенных и консультациями, которые должны в дальнейшем помочь им в создании собственных стартапов.

При этом стартаперы постепенно молодеют. И хотя исследование, проведенное аналитической компанией CBInsights, показывает, что большинство основателей — это люди в возрасте от 35 до 44 лет, все чаще в роли основателей выступает 18-летняя молодежь. Да что и говорить, уже появились «детские стартапы».

Так, Сес Прескотт журналисты называют не иначе, как «CEO Kid» (можно перевести приблизительно как «несовершеннолетний гендиректор» или «гендиректор-ребенок»). Еще бы, ведь ей всего лишь четырнадцать, а она с несколькими друзьями уже успела основать собственное дело. Речь идет о проекте Propelly, созданном с целью упрощения розничных продаж. Любой желающий может выставить на продажу какой-либо цифровой контент (графические, текстовые и другие виды файлов), снабдив его описанием. Размещение одной единицы товара бесплатно, за большее количество взимается некоторая плата.

Впервые об открытии собственного дела Сес задумалась, по ее собственным словам, когда ей было лишь двенадцать. Она уже тогда обучалась программированию и обладала, может и не самым большим, но все же запасом знаний. В деле создания Propelly ей помогли друзья.

Впрочем, несмотря на все усилия, не удалось найти никакой информации в отношении того, принес ли стартап Сес своей основательнице еще что-либо кроме некоторой доли известности (которой бы она никогда не добилась, если бы не её возраст). Не имеем ли мы в данном случае типичный пример стартапа, ради самого стартапа?

Очень впечатляющей выглядит история веб-программиста Лэйчи Грума (Lachy Groom), который, несмотря на свои 17 лет, уже успел основать сразу четыре стартапа. Каждый из них является небольшой торговой системой, ориентированной на довольно специфические, но востребованные продукты — макеты для WordPress, чехлы для iPod/iPhone/iPad, дисконтные карты и продукты для похудения. И нужно отметить, что все они оказались довольно удачными. Три из них Лэйчи продал, а последним (перепродажа дисконтных карт) руководит сам, наняв штат из 17 человек.

При желании, подобных историй можно найти в Сети немало. Есть только один нюанс — почти все они рассказывают об успешных случаях. Нередко вспоминают такие примеры: когда Митч Капор (Mitch Kapor) создавал небольшую программу для своего друга, дело закончилось созданием табличного процессора Lotus 1-2-3 и компании Lotus Development Corporation. Или же про то, как коллекционирование ссылок позволило Дэвиду Фило основать Yahoo!. Не говоря уже про красивую сказку про то, как обычный студент придумал социальную сеть и сказочно разбогател. Все это впечатляет и увлекает, так же, как в свое время истории про людей, намывших горы золота и сказочно разбогатевших. А ведь на деле большинство стартапов так и остаются никому неизвестными.

Найти достаточно подробную статистику крайне сложно, похоже, что она толком и не ведется. Но даже из того, что есть, складывается удручающая картина. Так, старший директор компании Cisco Кристофер Томпсон (Christopher Thompson) уверен, что более 90% стартапов обречены на провал. По его мнению, причина этого кроется в том, что большинство стартапов фактически просто копируют уже имеющиеся, их создатели пытаются пойти по уже проторенному пути. А ведь по-настоящему выстреливали только те начинания, которые приносили с собой не просто новое, но инновационное, способное оказать серьезное влияние на жизнь людей. В качестве примера Томпсон приводит eBay, Netflix и PayPal.

К тому же, бытует такое мнение, что для стартапа достаточно лишь хорошей идеи. И не нужно много и долго вкалывать, все придет быстро и в большом количестве. Правила ведения бизнеса воспринимаются как игра в лотерею. Красивая сказка, в которую поверили сегодня слишком многие.

Программист и писатель Дейв Винер (Dave Winer) более чем уверен, что современные стартапы — это не более чем еще один раздуваемый пузырь на рынке ценных бумаг. Причем пузырь, по размеру многократно превосходящий все предыдущие (впрочем, это обычное явление — каждый следующий пузырь всегда больше предыдущего). И в тот день, когда он лопнет, легендарный «крах доткомов» покажется настоящей ерундой. Кстати, само слово «стартап» впервые стало широко употребляться именно во время первого «пузыря доткомов».

Например, есть мнение, что тот же Facebook чрезмерно переоценен. Корпорация явно не стоит тех денег, в которые её оценивают. Не менее ярким примером служит также история с Instagram. Творение Марка Цукерберга, по мнению многих аналитиков и финансистов — это не более чем финансовая пирамида, построенная на почве IT.

А тем временем, наблюдается довольно интересная тенденция — слово «стартап» постепенно становится чем-то раздражающим, вызывающим негативную реакцию у простых пользователей Сети. Особенно на фоне ярко выраженной тенденции называть стартапом практически любое начинание, не имеющее к стартапам вообще никакого отношения.

Похоже, что если так будет продолжаться и впредь, то слово «стартап» вполне может приобрести негативное звучание, сродни «доткому».

Читайте также:

Анна Зенькова, Talk to Ri: «Мы хотим создать систему обучения, которая станет частью образа жизни, и при этом будет эффективной»

5 брендинг-трендов в 2019

Ирина Пульвас, Zirity: «Наша цель – помочь более 10 000 000 людей найти идеальную оправу»

Максим Наконечный, основатель Neoven: «Мы хотим стать серьезным игроком на рынке потребительской электроники»