Александр Ольшанский: НДС и экономическое чудо несовместимы

В интервью ЛІГАБізнесІнформ президент холдинга Internet Invest Group Александр Ольшанский рассказал о роли технологий в событиях Евромайдана и главных просчётах предыдущей власти.

– Страна очень изменилась за эти несколько месяцев. Как изменился за это время IT-бизнес?

– По большому счёту IT-бизнес никак не изменился. Люди вокруг нас, конечно, в какой-то степени изменились, хотя тут тоже не нужно преувеличивать. Потому что люди в долгосрочной перспективе меняются очень медленно и очень немного. И, несмотря на то, что у многих под воздействием революции некоторым образом поменялось мировоззрение, нужно ещё сильно поработать, чтобы эти изменения закрепились.

– Как и до этого в ходе протестов в Турции, в протестах в Киеве активно участвовала Facebook-аудитория. Какую роль соцсети сыграли в организации и координации акций? Они помогли или, наоборот, мешали, создавая белый шум?

– Этот вопрос мне задают часто. И я всегда говорю, что не стоит фетишизировать интернет вообще и соцсети в частности. Протесты случались и до изобретения соцсетей. Например, в 2004 году никакого Фейсбука ещё не было. Поэтому преувеличивать роль соцсетей в революциях не стоит. Конечно, они имеют большое значение, но говорить о том, что это значение решающее, я бы не стал.

– Как изменился бы ход событий в случае, если бы соцсети просто отключили бы?

– Да никак. Это моя личная точка зрения.

– Была ли возможность у противников протестов просто выключить доступ к интернету? Как это могло быть реализовано?

– Ломать – не строить. В принципе всё можно в этом мире выключить. И не только доступ к Интернету. Можно и электричество выключить, и воду, и газ. Можно вообще всех заставить ходить с каменными топорами. Опыт некоторых африканских государств (например, Либерии) показывает, что довольно развитая страна может быстро деградировать почти до уровня каменного века. Слой цивилизации довольно тонкий, и если хорошо потереть, то он легко стирается.

В принципе всё можно в этом мире выключить. И не только доступ к Интернету. Можно и электричество выключить, и воду, и газ. Можно вообще всех заставить ходить с каменными топорами

То есть “выключить” интернет было можно, другое вопрос, что в этом не было никакого смысла. Дело в том, что чем ниже мы спускаемся по лестнице от порядка к хаосу – тем большее значение в противостоянии имеет численное превосходство. Когда речь идёт о противостоянии небольшой группы людей большой группе людей – а в Украине случилась не гражданская война, а противостояние власти своему народу – то такое противостояние возможно только в условиях хорошей организации. Чем больше ситуация будет скатываться к хаосу, тем большее тактическое преимущество приобретает та сторона, у которой больше людей. А власть – всегда в меньшинстве. Поэтому с точки зрения власти – это глупость.

Подобные действия совершались, и они лишь ускорили кончину режима Януковича. Я считаю, что действия по перекрытию дорог и отключению киевского метрополитена были фатальными для власти. Власть сама начала делать то, что было для нее абсолютно губительным. И если бы в Киеве выключили Интернет или отключили мобильную связь – это бы закончилось выходом полумиллиона вооруженных людей на Майдан – даже не за протестами, а так, просто новости узнать. Потому что в такой ситуации люди делятся на три категории: на тех, кто собирает вещи и бежит, тех, кто баррикадирует шкафом входную дверь и тех, кто берёт ружье и идёт за новостями. И доля последних не такая уж и маленькая. Так они сидели в интернете, смотрели телевизор, выпускали пар. И вдруг – связь выключили. Понимаете?

– В связи с указанными мерами по ограничению коммуникаций стал популярен целый ряд сервисов, в частности, сервис трансляций Ustream и мобильная рация ZeLlo. Вам известно, какие ещё современные сервисы использовали митингующие? Как увеличилась их аудитория в результате? Есть ли среди них украинские или российские сервисы?

– Тут надо разделить вопрос. Технология голосового общения – сервисы типа Zello и т. д. – это действительно было нечто новое, хотя по сути-то – хорошо забытое старое. Потому что все военные знают, что самый быстрый способ коллективного коммуницирования – это радиостанция. Вещать в общий канал – это метод обеспечить наиболее быструю реакцию. Коммуникации на Майдане были организованы по такому же принципу – человек с микрофоном с трибуны говорил, что делать – это ведь точно такой же механизм коммуникации, просто он технически по-другому реализован. Его можно реализовать при помощи микрофона, радио, интернета, но основа этого механизма одинаковая.

С Ustream другая ситуация. Я думаю, нужно говорить не о Ustream, а о появлении новых форматов в медийном пространстве. Ustream – это просто инструмент. Потому что кто-то вещал через Ustream, а кто-то через YouTube…

– Майдан дал толчок также развитию новых форматов вещания. За считанные недели стали популярными Еспресо ТВ, Спильно ТВ и Громадське ТВ, которые смотрят (и вещают) в основном через интернет. Как эти тенденции могут повлиять на рынок в целом?

– Еспресо ТВ, Спильно ТВ и Громадське ТВ действительно представляют собой новый медийный формат. И это явление мирового масштаба, до сих пор ещё толком не оценённое. Спильно ТВ – совсем отошёл от традиционных форматов, Громадське – посередине и Еспресо – чуть-чуть ближе к традиционным форматам вещания.

Но все три представляют собой другой формат. И это прорыв. И прорыв этот – не технологический, а медийный. Они могут использовать любую технологию, это не имеет значения. Так, много лет говорили о том, что Интернет начнёт отбирать у телевидения аудиторию. А это всё никак не происходило. Кстати, точно также как и с печатной прессой, которой пророчили ровно то же – что Интернет постепенно заберёт её аудиторию. И этого тоже долго не происходило. А потом – бах! – и произошло. И это “бах” совместилось с появлением социальных сетей. И печатная пресса умерла почти мгновенно. То есть появился некий инструмент, который катализировал этот процесс. Хотя аудиторию забрали не только соцсети, но и новостные сайты.

Если бы в Киеве выключили Интернет или отключили мобильную связь – это бы закончилось выходом полумиллиона вооруженных людей на Майдан – даже не за протестами, а так, просто новости узнать

То же самое происходит, по-моему, с телевидением. Появился новый медийный формат, и мне кажется, что он будет тем катализатором, который разрушит существующую медиа-модель в Украине. Это не значит, что вся аудитория ТВ перетечёт к каналам типа Громадське. Но это будет тем новшеством, которое катализирует данный процесс. И это начнётся в 2014-2015 годах.

И ещё я хочу сказать, что в некоторой степени происходящее является украинским феноменом – то есть в столь явном виде это проявилось именно в нашей стране. С одной стороны – как будто ничего нового. А с другой – что-то неуловимо новое в этом есть. И в этом смысле действительно революция оказалась изобретателем нового инструмента.

– Печально известные законы от 16 января вводили норму об отключении сайтов без решения суда. Как отреагировали провайдеры на это новшество? Кто-то успел попасть под действие этих норм?

– Под действие норм никто, конечно, не успел попасть – законы отменили. С другой стороны радоваться по этому поводу совершенно преждевременно, их обязательно попробуют принять ещё раз, не та власть так новая. Любая власть будет пытаться контролировать свободу слова. Власть и свобода слова – это антагонисты. Свобода слова существует ровно настолько, насколько граждане способны её отстоять перед властью. А власть её всегда старается уничтожить – любая, хоть украинская, хоть европейская, хоть американская.

– Чего рынок IТ ждёт от новой власти? К примеру, в вопросе налоговых льгот, регулирования (или, наоборот, дерегуляции) отрасли?

– Отчасти предыдущий ответ отвечает и на вопрос – чего IТ-рынок ждёт от новой власти. То есть здесь ничего нового, думаю, не будет. Будет всё то же самое. Надежда только на то, что у граждан, не принадлежащих к власти, всё-таки произошёл сдвиг в мышлении. И если этот сдвиг зафиксируется, то постепенно, люди всё-таки поставят некую границу, которую власти переступать не позволят. Это касается и дерегуляции в области телекоммуникаций, и процедур отключения сайтов и т. д.

– У вас есть свой план развития экономики страны? Рецепт для украинского экономического чуда? В чём он состоит?

– В современном мире за рецептом экономического чуда надо съездить в США, Японию или Индию. Рецепт экономического чуда заключается в правильной системе налогообложения. Я подчеркиваю: не в низких налогах и не в высоких. А именно в методологически правильной системе. Правильная система исходит из простого факта: налоги должны исчисляться с затрат, которые пошли на потребление материальных благ определённым человеком.

Вот есть, например, конкретный человек – Александр Ольшанский, который за месяц потребил материальных благ на тысячу долларов – ходил в рестораны, ездил на машине и т.д. Так вот он должен с этой тысячи заплатить налог. И если рядом с Александром Ольшанским в Макдональдсе обедал безработный и Ринат Ахметов, то они, все трое, должны уплатить одинаковый налог. Потому что они потребили одинаковое количество материальных благ. Какие цифры записаны на расчётных счётах компаний – никакого значения тут не имеет. Потому что цифры, которые говорят о производственной деятельности компании, ничего не говорят непосредственно о человеке, который потратил деньги для себя.

Действия по перекрытию дорог и отключению киевского метрополитена были фатальными для власти

К сожалению, и украинская система, и европейская устроена по-другому. Мы пытаемся облагать налогами виртуальные показатели – прибыль предприятия и т п. Причём под словом “прибыль” в бухгалтерии подразумевают совсем не то, что люди обычно думают.

Например, когда вы покупаете какое-то средство производства – сервера или станки – то вы платите налог с прибыли. Хотя понятно, что в бытовом понимании это никакой прибылью не является. Так вот в бытовом понимании прибылью является только то, что человек взял в руки в виде денег и потратил на себя. И с этого нужно изъять налоги. И если владелец компании купил себе частный самолёт, то он должен заплатить соответствующий налог. Но если он ездит на работу на велосипеде, то никаких налогов, кроме как с покупки велосипеда, он платить не должен. Какая разница, сколько денег на расчётном счету компании? Денег ведь этих он не брал и на себя не тратил. Можно вполне считать его наёмным менеджером, который ездит на работу на велосипеде.

Экономическое чудо родится там, где мы прекратим облагать налогами производство и начнём облагать налогами потребление. Это моя точка зрения. И с этой точки зрения самым вредным налогом является налог на добавленную стоимость, которого нет ни в Штатах, ни в Японии, ни в Индии – в странах, которые мы считаем лидерами новой экономики.

Почему этот налог вредный? Потому что он поощряет компании, которые ничего не производят и никакой добавленной стоимости не создают, и налог этот, соответственно, не платят. С другой стороны для компаний, которые производят много добавленной стоимости (а это все компании новой экономики – цифровые, биологические, которые делают стоимость из ничего, из “воздуха”) НДС оборачивается фактически налогом с оборота в 20%, что, естественно, невозможно. И эти компании убегают из страны, ищут страны, где такого налога нет, и такой страной, в первую очередь, является США.

И это не только украинская проблема, это европейская проблема также. И конечно, она рано или поздно будет решена. И мы её тоже решим, рано или поздно. И если мы решим её раньше других, то мы можем создать экономическое чудо. А если мы решим её позже других, то экономическое чудо создаст кто-то другой.

Экономическое чудо родится там, где мы прекратим облагать налогами производство и начнём облагать налогами потребление

– Как изменится повестка iForum-2014 с учётом пережитого на Майдане? Чем форум в апреле будет отличаться от предыдущих?

Оргкомитет собирался несколько раз и обсуждал сложившуюся ситуацию. Понятно, что сейчас сложные времена, и некоторые люди советовали нам вообще перенести iForum. Но мы решили этого не делать. Мы решили не переносить его намерено. Мы считаем, что мы этим продемонстрируем, в хорошем смысле, упрямство и нашу способность строить нормальное общество. И этим окажем услугу также и стране в целом.

Поэтому мы демонстративно будем iForum проводить. И у нас уже есть понимание, что он будет не хуже, а даже лучше, чем в прошлом году. Мы привезём сюда достаточное количество иностранцев. По политической повестке на этом мероприятии не будет ничего. Сама лучшая политика, на мой взгляд – это сам факт его проведения. Даст Бог у нас всё получится, и это будет сигналом, что в Украине всё хорошо, и рассказы про то, какие-то погромы в Киеве и притеснения кого-то – это даже не из области фантастики, а из области галлюцинаций.

Читайте также:

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»

Максим Наконечный, основатель Neoven: «Мы хотим стать серьезным игроком на рынке потребительской электроники»

Заповедь очкарика: как купить оправу онлайн