Ключевые тренды 2014 года в Интернете

Мэри Микер, аналитик Morgan Stanley и KPCB, в майском исследовании рассказала о ключевых трендах Интернет-коммуникаций и мобильного веба на 2014 год. Попробуем разобраться, что нас ожидает.

Тренды 2014 года включают в себя рост мобильных технологий и связанные с этим новые платформы для рекламы, коммуникации и распространения контента. Планшеты и смартфоны за пару лет сумели обогнать настольные ПК и составить им конкуренцию, а относительно новые мобильные ОС Android и iOS окончательно вытеснили с рынка мобильного потребления контента Symbian и аналогичные системы.

Screen Shot 2014-07-18 at 11.27.51

Самые быстрые темпы роста демонстируют рынки развивающихся стран БРИК и Азии, прирост происходит за счёт мобильного Интернета и связанных с ним устройств. Наиболее резкий скачок за 2013 год совершили планшеты. Растёт нагрузка на мобильные сети доступа и спрос на соответствующий контент. Видео служит основным драйвером рынка портативных устройств, и потому разработчикам стоит обратить внимание на технологии, которые сделают потребление мобильного видео более удобным и стабильным.

Screen Shot 2014-07-18 at 11.30.38

Всего за пять лет отгрузка смартфонов выросла такими темпами, что к настоящему моменту в мире насчитывается свыше 5 млрд «умных» телефонов, и уровень проникновения этих гаджетов продолжит расти и в 2014 году. В свете происходящего растёт спрос на мобильные сервисы, сайты и проекты, которые ориентированы в первую очередь на удобное использование на экранах с небольшой диагональю. С другой стороны, диагональ современных смартфонов за 5 лет существенно «выросла»: появились так называемые «плафоны» — крупные телефоны с диагональю около 6-7 дюймов, которые уже можно сопоставить с небольшими Интернет-планшетами.

Screen Shot 2014-07-18 at 11.34.01

Несмотря на то, что планшеты как класс устройств появились на рынке всего лишь в 2011 году, за пару лет они успели обогнать настольные ПК и ноутбуки по объёмам ежеквартальных поставок. Сейчас этот показатель достигает 80 млн штук в квартал. Прогнозируется дальнейший рост спроса на Интернет-планшеты при сокращении доли настольных ПК и стагнации спроса на ноутбуки.

Screen Shot 2014-07-18 at 11.37.50

Один из ключевых трендов 2014 года — рост роли «вторых экранов». Планшеты и мобильники в силу их удобства используются параллельно с более крупными экранами, такими как у телевизоров и настольных мониторов. Уровень проникновения более мобильных и лёгких устройств еще не настолько высок, как у ТВ, но уже обогнал по темпам настольные ПК и ноутбуки.

Screen Shot 2014-07-18 at 11.40.15

Такая ситуация с проникновением мобильных устройств не может не сказываться на показателях мобильного трафика: потребление Интернета в мае 2014 года выросло по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в основном за счёт стран Африки и Азии. Вызвано это явление несколькими причинами. В Африке драйвером роста служит отсутствие альтернативных, наземных способов обеспечения Интернет-магистралями; в Азии же — распространение 4G/LTE как стандарта для высокоскоростной передачи данных, способного конкурировать с существующими наземными линиями в развитых странах, и развитием 3G в более бедных странах наряду с растущей популярностью дешевых Android-смартфонов.

Screen Shot 2014-07-18 at 11.43.45

За прошедшие 9 лет произошла полная реструктуризация рынка мобильных систем. Большинство из них были разработаны и развиваются в США. Примечательно, что ОС Android всего за 3 года сумела стать доминирующей на потребительском рынке смартфонов и планшетов, окончательно вытеснив разработки корпорации Nokia.

Screen Shot 2014-07-18 at 11.45.56

Масштабирование мобильных технологий и переход от тонких клиентов к планшетам и смартфонам сказалось на структуре рынка и объёмах используемых устройств в корпоративном секторе. Согласно прогнозу Мэри Микер, к 2020 году объём мобильных устройств может составить более 10 млрд штук, а сегментация будет включать не только смартфоны и «фичерфоны», но и системы мобильного «умного дома», встроенные ОС для автомобилей и портативные игровые и медийные консоли на мобильных ОС.

Screen Shot 2014-07-18 at 11.49.12

С учётом перечисленных выше тенденций в мире аппаратного обеспечения и мобильных платформ 2014 год может стать весьма успешным для рекламодателей и тех, кто зарабатывает на мобильной рекламе. Только в США ёмкость этого рынка оценивается примерно в $30 млрд.

Screen Shot 2014-07-18 at 11.51.26

Естественно, что такие темпы развития коммуникаций и Интернета привели к росту уровня киберугроз и снижению безопасности открытых сетей. Сообщается, что не менее 95% частных и корпоративных сетей содержат те или иные уязвимости. Число хакерских групп выросло в 4 раза по сравнению с 2011 годом. Каждые 15 минут происходит взлом частной или корпоративной сети.

Screen Shot 2014-07-18 at 11.54.12

Казалось бы, такой рост спроса на технологии должен был бы послужить толчком для роста стоимости компаний, работающих в сфере IT, и стимулировать стоимость их ценных бумаг. Но на практике (видимо, наученные горьким опытом «краха доткомов» и перегретым рынком стартапов) IPO таких компаний демонстрирует падение стоимости ценных бумаг новых участников биржи. Причём тренд этот характерен не только для технологической биржи NASDAQ, но и для региональных/континентальных бирж.

Screen Shot 2014-07-18 at 11.56.58

Рынок венчурного капитала в США в силу избытка стартапов и снижения стоимости акций компаний-новичков тоже идёт на спад после 2000 года: инвесторы и венчурные “ангелы” опасаются повторения сценария 2000 года, когда “вылетели в трубу” крайне амбициозные проекты.

Screen Shot 2014-07-18 at 11.58.52

Ещё одна ключевая тенденция 2014 года — спрос на проекты, связанные с онлайн-образованием. Здесь наибольшее число пользователей наблюдается в Северной Америке и Европе, но постепенно «подтягиваются» рынки развивающихся стран. Мобильные технологии, интерес стартапов к образовательной сфере и рост проникновения планшетов и ноутбуков среди современной молодёжи ведёт к тому, что в 2014 — 2015 годах рынок онлайн-образования может стать одним из самых перспективных для инвестирования и развития.

Screen Shot 2014-07-18 at 12.01.30

В ключе всеобщей «мобилизации» одним из трендов, который сохранится в 2014 году, стало развитие аудитории мобильных мессенджеров и клиентских приложений для отправки и получения коротких голосовых, текстовых и графических сообщений. За какие-то 2-3 года уровень использования таких мобильных сервисов, как Viber, Snapchat, WhatsApp обогнал традиционно популярные среди молодёжи SMS-сообщения.

Screen Shot 2014-07-18 at 12.04.07

На смену «поколению Facebook» пришло поколение, которое активно использует мобильные коммуникации и короткие чаты: удобство, мобильность, быстрота взаимодействия и узкий круг общения наряду с сокращением длины сообщений — основные отличительные черты сервисов нового поколения, которыми предпочитают пользоваться подростки и молодежь.

Screen Shot 2014-07-18 at 12.06.10

Эволюция способов общения привела к реструктуризации наиболее популярных социальных платформ и сетей в пользу мультиплатформенных или исключительно мобильных решений. 2014 год — время отхода от классических «настольных» социальных сетей и платформ для ведения блогов в пользу мобильных и гибридных.

Screen Shot 2014-07-18 at 12.08.05

Рынок мобильных приложений эволюционировал: концепция there is an app for that, провозглашённая компанией Стива Джобса, стала универсальной. От сложных «комбайнов» потребители переходят к более простым разработкам для решения узкого круга задач или к таким, которые служат мобильным клиентом для коммуникации на определённой платформе.

Screen Shot 2014-07-18 at 12.10.04

Впрочем, списывать классические социальные сети, такие как Facebook, не стоит: они по-прежнему приносят основной трафик для ведущих международных изданий и популярных крупных блогов.

Screen Shot 2014-07-18 at 12.11.35

Новым игроком на рынке контента в 2014 году стали Интернет-агрегаторы, аккумулирующие резонансные публикации из разных источников. Появляется так называемая «гибридная журналистика» и блоги нового поколения, которые не создают уникальный контент силами одного или нескольких авторов, а используют для повторной публикации материалы из разных открытых источников, которые размещаются на площадке с крупной привлечённой аудиторией.

Screen Shot 2014-07-18 at 12.13.47

Даже дейтинг стал мобильным в 2014 году: в барах и ночных клубах только в США знакомится в десятки раз меньше людей, чем при помощи сервисов мобильного дейтинга, таких как Tinder.

Screen Shot 2014-07-18 at 12.15.04

Не только дейтинг, новости и общение изменилось в 2014 году: на данный момент Интернет получил безусловное доминирование в области шоппинга, аренды жилья, путешествий, выбора ресторанов. Эта тенденция, помноженная на развитие мобильных комуникаций и рост скорости доступа к Интернету, позволит говорить об «Интернете сервисов», а не сайтов в ближайшие пару лет.

В докладе Мэри Микер есть ещё немало интересных данных о рынке стартапов и технологий, с которыми можно ознакомиться в полной презентации на более чем 160 слайдов. Но главные тренды — это развитие мобильных приложений, гибридных площадок, рост числа планшетов и смартфонов, спрос на новые типы онлайн-сервисов и реструктуризация рынка инвестиционного капитала в пользу новых стартапов, аналогов которым не существовало еще несколько лет назад.

Читайте также:

Windows падає, а Linux росте: що відбувається на світовому ринку настільних операційних систем

Google I/O 2022: цікава статистика

Тенденції літнього відпочинку серед українців за запитами Google

10 бизнес-трендов, которые стали знаковыми для 2010-ых