3G и 4G в Украине станут на шаг ближе… Если никто не будет вставлять палки в колёса

Как известно, на днях вышел Указ Президента Украины «Об обеспечении условий для внедрения современных телекоммуникационных технологий». Согласно документу, до 30 октября этого года должны быть проведены тендеры на выдачу лицензий операторам 3G.

По словам замглавы администрации президента Д. Шимкива, от продажи лицензий на использование радиочастот мобильной связи третьего поколения стандарта IMT-2000 (UMTS) в государственный бюджет может поступить около 2–3 млрд гривен. Кроме того, внедрение новейших стандартов связи простимулирует рост ВВП на уровне 2-3% в год.

Тем не менее, эксперты предостерегают, что хотя процесс внедрения 3G и сдвинулся с мёртвой точки, на пути к цели операторы могут столкнуться со множеством проблем. Среди основных «подводных камней» называют следующие: завышенная стоимость лицензии на связь третьего поколения и проведение «бутафорского» конкурса, когда операторы вроде и получат лицензию, но сам доступ к необходимым частотам обеспечен не будет.

Чем опасны вышеуказанные сложности поясняет Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстар». По его словам, в Европе средний доход на абонента (ARPU) составляет 30-40 евро, в Украине – в 10 раз меньше (притом украинский оператор платит 500 млн грн за частоты ежегодно). Чем дороже будет стоить лицензия и чем больше заплатят операторы на старте – тем дольше будет продолжаться развёртывание 3G-сети и выше будут тарифы для абонентов. Тем самым отодвигается позитивный эффект в виде роста ВВП при внедрении новых технологий. Ведь вокруг 3G должна образоваться своя экосистема, включающая поставку и внедрение оборудования на стороне провайдера, переход абонентов на новые типы мобильных терминалов, поддерживающих 3G/4G, а также, построение и внедрение IT-решений, использующих скоростной мобильный Интернет в корпоративном и консьюмерском сегменте.

Кроме того, для эффективного внедрения услуги телекомоператорам необходимо работать с одним партнёром – Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ). Ведь возможен и такой вариант, когда НКРСИ якобы проведёт конкурс на выдачу лицензии, но затем операторам придётся индивидуально договариваться об условиях конверсии с Министерством обороны Украины напрямую, как это предлагается сейчас.

Мы понимаем, что Министерству обороны Украины нужны средства для проведения конверсии, и мы готовы их заплатить, но пусть эта сумма будет включена в общую стоимость лицензии. Также мы считаем, что операторы могут сразу оплатить стоимость лицензии, в которую уже должна быть включена стоимость работ по конверсии радиочастот, а не растягивать эти платежи на несколько лет, – говорит Андрей Осадчук.

В «Киевстаре» считают, что общая стоимость лицензии, включая стоимость конверсии, не должна превышать 1 млрд гривен для каждого участника конкурса. Сегодня официальная цена за 1 МГц частотного диапазона составляет 200 млн. Кстати, сейчас GSM-операторы платят за частоты намного больше, чем другие мобильные операторы, что совершенно неприемлемо.

Кроме того, нужны справедливые условия для операторов, чтобы все игроки смогли купить лицензии. Ведь если кто-то из операторов не осилит переход на 3G и останется работать только в стандарте GSM, это будет означать уменьшение числа конкурентов на рынке с одновременным ухудшением качества предоставляемых услуг конечным абонентам.

По мнению Андрея Осадчука, в тендере на выдачу лицензий должны принимать участие только операторы «большой тройки». Участие игроков поменьше сыграет скорее деструктивно. Все помнят, чем закончилась в своё время история с продажей 3G-лицензии оператору Utel, у которого не хватило инвестиций для обеспечения общенационального покрытия связи 3G. В результате лицензия была выдана фактически попусту, страна не получила каких-либо весомых преимуществ от внедрения новой технологии связи. А инвестиции для развёртывания сетей 3G требуются действительно огромные, они исчисляются миллиардами гривен.

Примечательно, что отставание от современных технологий несёт с собой и некоторые позитивные качества. Например, на сегодня рынок уже готов к 4G, поэтому Украина имеет прекрасный шанс внедрить параллельно 3G- и 4G-связь. Так, в сети «Киевстар» зарегистрированы порядка 300 тысяч смартфонов, поддерживающих технологии LTE, и это число постоянно растёт. Для успешного и быстрого развития обеих технологий достаточно обеспечить проведение конкурса на частоты диапазона 2100 МГц с одновременным внедрением принципа технологической нейтральности. Как известно, «Киевстар» сегодня владеет долей около 60% частотного диапазона, выделенного GSM-операторам, на долю МТС приходится порядка 30%, и остальное принадлежит «Астелит». Однако, для обеспечения честной конкуренции «Киевстар» готов вернуть часть частот государству для последующего распределения между другими операторами.

В случае успешного выполнения вышеупомянутого Указа Президента можно ожидать развёртывания сетей 3-го поколения во 2-м квартале следующего года, но сначала – только в крупных городах. Общенациональное покрытие, включающее удалённые сёла, можно будет построить только через пару лет.

С точкой зрения «Киевстар» согласны и в компании «МТС». Олег Проживальский, директор по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина» комментирует, что если отследить зарубежный опыт введения технологической нейтральности, то сначала внедряется стандарт связи UMTS в диапазоне 2,1 ГГц. Это позволяет операторам перенести туда часть трафика, и освободить 1800 диапазон для внедрения LTE. Второй логический шаг — это рефарминг. Перераспределение частот между операторами — это общепринятая мировая практика, направленная на создание равных конкурентных условий. Только в этом случае внедрение технологической нейтральности позволит обеспечить предоставление услуг нового поколения для максимального количества абонентов.

И напоследок — о грустном прогнозе. Один из экспертов телекомрынка на условиях анонимности сообщил, что по его мнению, к реальному внедрению 3G можно будет приступить не ранее конца следующего года. Он поясняет, что для выдачи лицензий необходимо решить огромное количество проблем и согласовать требования различных противоборствующих сторон, обновить законодательство. Провести весь этот объём работы всего за несколько месяцев, с его точки зрения, совершенно нереально.