Павел Блоцкий, директор компании Imena.UA: «Развитие зоны .UA – показатель общей инертности системы, невосприимчивости к глобальным тенденциям и мировым стандартам»

За 15 лет существования зоны .UA в ней было зарегистрировано чуть больше 300 тыс. доменов и аккредитовано 142 регистратора. Однако согласно статистике прошлых лет 70% всех регистраций осуществляет первая десятка регистраторов-лидеров. И 2007 год не стал исключением, хотя за этот период состав десятки изменился: регистраторов-провайдеров Интернет (IP-Телеком, «Адамант», «Технологические системы») потеснили мобильные молодые регистраторы-хостеры с агрессивной тактикой конкурентной борьбы (HostPro, FreeHost, Besthosting). Изменения не коснулись только первой тройки – Imena.UA, «Колокол», iName.

Оценки развития рынка доменных регистраций от лидеров отечественной доменной индустрии – в интервью с наиболее значительными представителями регистраторского рейтинга.
Павел Блоцкий, директор компании Imena.UA

– Как вы оцениваете развитие украинской доменной зоны за 15 лет?
– К сожалению, статистическая информация стала публично доступной только начиная с конца 2002 года. За это время количество имен в домене .UA увеличилось с 90 тыс до 321 тыс. То есть, приблизительно в 3,5 раза. К настоящему времени годовой относительный прирост доменов достигает примерно 35%. Статистика показывает, что основу прироста составляют регистрации в доменах второго уровня общего назначения (.COM.UA, .ORG.UA, .NET.UA). Доля этих доменов с начала 2003 года на текущий момент увеличилась с 24% до 52%, а относительный прирост достиг 60% в год.

Доля региональных доменов второго уровня снизилась с 76% до 48%, а относительный прирост составляет около 20% ежегодно

Первая десятка доменов по численности зарегистрированных доменных имен выглядит так:
com.ua, kiev.ua, org.ua, dp.ua, net.ua, od.ua, in.ua, crimea.ua, ua, odessa.ua

В сумме это составляет 87% от всех украинских доменных имен. И я бы не назвал такой рост доменов в .UA стремительным. В то же время можно констатировать, что домен .UA развивается хоть и медленно, но стабильно. Хотя до настоящей популярности доменной зоны, сравнимой с более успешными в этом плане странами, еще далеко.

– Какие события вы оцениваете как ключевые этапы развития за эти годы?

– Делегирование домена .UA, делегирование региональных доменов второго уровня в домене .UA, делегирование доменов .COM.UA, .NET.UA, .ORG.UA и открытые аккредитации для регистраторов

– Какие события в развитии .UA является ключевым для развития вашей компании?

– Возникновение института регистраторов как такового. Это событие позволило сориентировать компанию на данный узкоспециализированный вид деятельности и поставить цель стать первыми в регистраторском бизнесе.

– Оцените, пожалуйста, изменение лидеров в первой десятке рейтинга регистраторов в 2007 году и прокомментируйте миграции регистраторов внутри рейтинга.

– Неспециализированные компании (интернет-провайдеры, многопрофильные фирмы) некогда бывшие в лидерах в силу исторических причин, утратили свои позиции, фактически вышли из десятки. Их потеснили молодые компании, активно развивавшиеся последние 3-4 года, ориентированные на услуги хостинга. В то же время стоит отметить, что первая тройка остается неизменной практически с начала открытия регистраторской деятельности.

– Оцените украинскую доменную зону в ряду национальных зон, на ваш взгляд, наиболее успешных в своем развитии.

– К сожалению, украинской доменной зоне очень далеко до наиболее успешных национальных. Это относится как к количественным показателям, так и к качественным. И можно приводить множество частных причин данного факта, начиная с бюрократии в государстве, заканчивая бюрократией в национальном домене. Я бы назвал текущее положение в доменной зоне .UA одним из показателей общей инертности и закрытости системы, невосприимчивости не только к глобальным изменениям и новым мировым тенденциям, но и к устоявшимся мировым стандартам, к которым давно присоединились даже менее развитые (но, тем не менее, быстро и упорно развивающиеся) страны.

– Каковы, на ваш взгляд, «узкие места» существующей системы администрирования домена .UA? Как они сказываются на конечных пользователях доменов? К перечню частных «узких мест» можно отнести:- Изначально несовершенные и к настоящему моменту во многом устаревшие Правила домена .UA и договоры с регистраторами.- Большое количество неформализованных и не описанных в официальных документах бюрократических процедур. Причем Администратор домена .UA сам не может похвастаться безукоризненностью их исполнения.- Принятие и отмена ограничений «задним числом», о чем регистратор и регистрант часто узнают уже по факту столкновения с данными ограничениями.- Отсутствие унифицированных правил и процедур регистрации для всех украинских доменных зон, слабое влияние Администратора домена .UA на администраторов региональных публичных доменов.

– Лет на 10 устаревшие принципы и технические стандарты ведения регистра доменов, выражающиеся в частности в таких архаизмах как отдельная база UANIC-ов и регистрация доменов посредством обмена сообщениями e-mail. Попытка поставить поверх этой системы взаимодействие по протоколу RRP (также уже устаревшему) не привела только к негативным результатам в виде снижения стабильности работы служб регистра доменов.

– Несовершенная система аккредитации регистраторов, позволяющая получить статус регистрации неквалифицированным и недобросовестным лицам, дискредитирующим в итоге институт регистраторов и рынок регистрации доменных имен.

Несмотря на то, что основную часть проблем и сложностей, возникающих вследствие перечисленных недостатков системы, берут на себя регистраторы, периодически достается и регистрантам.

В первую очередь это сложности с доменами второго уровня в домене .UA (firma.ua) и региональными доменами. В некоторых случаях регистрант может ждать неделями отработки своей заявки. Некоторые клиенты, потратив значительную сумму денег и времени на регистрацию торговой марки, не могут получить желаемый домен в силу того, что не учли тех или иных плохо задокументированных или не задокументированных особенностей и процедур делегирования доменов. Мы сталкиваемся с такими ситуациями ежедневно, и нам очень сложно объяснить клиентам, что такие правила установлены Администратором домена, которым, к удивлению многих клиентов, оказывается “самоуполномоченная” коммерческая структура. Данная ситуация часто приводит к тому, что клиенты идут регистрировать домены в зарубежные доменные зоны, где обычно процесс регистрации происходит мгновенно и без всяких искусственно созданных препятствий.

– Что с точки зрения успешного регистратора следовало бы усовершенствовать в существующей системе?

– Исходя из вышеизложенного, я считаю, что серьезные усовершенствования невозможны без изменения статуса Администратора национального домена. Это должна быть некоммерческая организация с широким представительским участием всех заинтересованных сторон. Только таким образом могут быть согласованы интересы общественности в развитии домена и легитимизированы единая концепции развития домена и любые изменения в Правилах домена, принятые коллегиальным решением. И только такой орган сможет навести порядок в национальной доменной зоне, не рискуя быть обвиненным в монополизме или игнорировании интересов общественности.

Иначе остается говорить только о частных улучшениях, возможных в рамках текущего статуса Администратора: упростить процесс регистрации, минимизировать бюрократию и бумажный документооборот, изложить весь набор инструкций и процедур в едином публично доступном документе, автоматизировать работу служб регистра на уровне, принятом в мировой практике, передать функцию контроля изменения контактных данных регистрантов регистраторам, как это принято во всем мире. На мой взгляд, это минимальный объем изменений, который требуется самому Администратору для того, чтобы он не захлебнулся в объеме операций и документооборота, которого достигнет национальный домен уже в наступающем году.

– Каковы, на ваш взгляд, позитивные аспекты существующей системы администрирования домена .UA?

– К позитивным сторонам я бы отнес прежде всего тот факт, что несмотря на большие риски и все несовершенства, система функционирует стараниями людей, которые стремятся ответственно и достойно выполнять взятое на себя дело. Также хочется отметить такой положительный момент, что за последний год руководство админстратора домена .UA стало больше прислушиваться к предложениям со стороны регистраторов и выражать готовность к сотрудничеству и взаимодействию в решении проблем.

– Как вы оцениваете текущее положение дел, касающееся киберсквоттерства в Украине?

– Киберсквоттерство – это общемировая проблема в сфере доменных имен. В то же время наша страна отличается несовершенством законов, низким уровнем правового сознания и соответствующим менталитетом некоторых людей. И поэтому у меня есть опасения, что, как и многие другие негативные мировые тенденции, эта в приложении к нашей стране приобретет наиболее уродливые и бессмысленные формы.

– Нуждается ли украинская доменная зона в снятии ограничения регистрации домена верхнего уровня по наличию торговой марки? Почему?

– На мой взгляд нуждается. И прежде всего потому, что в этом ограничении давно нет никакого смысла. Все подобные ограничения в мировой практике осуществляются в течение короткого периода времени до года (sunrise period), что в достаточной мере позволяет защитить права всех заинтересованных обладателей торговых марок и названий фирм. Кроме того, существующее ограничение является нарушением принципов, с которыми создавалась доменная система – регистрация имен в публичном домене должна быть доступна для всех представителей сообщества, в интересах которого делегирован домен.

– Как, на ваш взгляд, будет развиваться зона при снятии такого ограничения?

– Снятие такого ограничения вряд ли имеет смысл при текущем статусе Администратора домена .UA и действующих Правил. Да и существующая система регистрации чисто технически не выдержит такого потока регистраций. На данный шаг можно идти только после проведения полной и всесторонней реформы, начиная с формирования коллегиального органа управления национальным доменом. Одной из наиважнейших вех в этом процессе должно быть принятие UDRP (Единых правил разрешения доменных споров) и введение этих правил в судебную практику, а по возможности – и в законодательные нормы.

– Оцените факт администрирования национальной доменной зоны Украины частной коммерческой структурой в свете общемировых тенденций делегирования полномочий администрирования общественным либо государственным структурам. И, как следствие, возможные риски для зоны и ее пользователей.

– Проблема не в том, что администрированием национальной домены занялась частная коммерческая структура, а в том, что сделано это было в виде частной инициативы, без согласия и вопреки протестам со стороны государства и представителей значительной части общественности. То есть в основу сегодняшнего положения Администратора национального домена заложен неразрешенный конфликт интересов.

Вторая часть проблемы состоит в том, что коммерческая структура единолично устанавливает правила и исполняет их. С учетом известных особенностей нашей страны, это делает уязвимой как саму фирму так национальную доменную зону и систему регистрации. Коммерческая структура априори действует в интересах учредителей, а они сегодня одни – завтра могут быть уже совсем другие.

В сравнении с тем, какие меры принимаются для обеспечения контроля, стабильности, безопасности, юридических и финансовых гарантий в зарубежных доменных зонах, защищенность национального домена находится просто на смехотворно низком уровне. В цивилизованном мире коммерческие структуры допускаются лишь к исполнению исполнительных и технических функций причем на основе контрактов и коллегиального решения органов общественного управления.

– Ваши прогнозы относительно дальнейшего развития зоны .UA вообще и и вашей компании, в частности.

– Предполагаю, что в ближайшем будущем в развитии национальной доменной зоны нас ждут серьезные испытания и кризисы, оценить глубину которых пока сложно. Однако я уверен, что общемировые тенденции неизбежно возьмут верх над доминирующим пока принципом “моя хата с краю” и национальный домен станет более открытым и популярным для общественности.
Что касается нашей компании, мы продолжим укреплять наши позиции и наращивать рыночную долю, вкладывать средства в популяризацию регистрации имен в национальном домене.

Читайте также:

Кто выживет в новостном Апокалипсисе

12 пунктов, которые надо учитывать при выборе доменного имени

Другая журналистика — история изменений The New York Times

Без времени — почему производитель умных часов Pebble готовится к продаже компании