Сегодня мы начинаем новую рубрику «Книга недели». Надеемся, что постоянным и новым читателям блога Imena.UA она понравится.
«Мир меняется» — сколько раз приходилось слышать эту фразу каждому из нас. Ицхак Адизес — один из тех людей, кто знает, как меняется этот мир и что эти изменения принесут в итоге. Дебютная «Книга недели» — из классики корпоративного менеджмента, вышедшая в переводе на русский в 2014 году силами издательства «Манн, Иванов и Фербер».
Главное об авторе и книге
[highlight color=”yellow”]Ицхак Калдерон Адизес[/highlight] — основатель и директор института имени себя, который с 1975 года работает над развитием и внедрением собственной методологии осуществления организационных изменений. Метод получился настолько нестандартным, что получил название «методология Адизеса», потому что аналогов за 30 с лишним лет так и не появилось.
[highlight color=”yellow”]«Управляя изменениями» (Mastering Change)[/highlight] — книга, которая на английском вышла ещё в начале 90-х годов ХХ века, но в полном русском переводе появилась лишь в 2014 году. Более тысячи компаний по всему миру + 200 сертифицированных международных консультантов внедряют методы и советы Адизеса на практике. Что их побуждает к этому? Ответ можно поискать в этой книге. Особенно, если компания намерена менять стратегию или целевой рынок (что часто бывает со стартапами).
Особенность «Управляя изменениями» — в этой книге всё организовано в форме бесед. Как будто беседуешь с опытным менеджером (слово «консультант по бизнесу» почему-то у меня вызывает ассоциацию скорее с продавцами «Мэри Кэй», чем с Адизесом). Адизес не усложняет и без того непростые задачи реорганизации проектов, жизни и личных целей в бизнесе, а наоборот — раскладывает на понятные и доступные компоненты, из которых можно составить новую «мозаику».
Важные уроки от Ицхака Адизеса
1. Прибыль и результат взаимосвязаны. Но прибыль не может быть самоцелью компании, потому что управление и реорганизация нужны даже некоммерческим организациям. Эффективно ли работает стартап или компания — вот что важно в первую очередь.
2. Ни одно личное решение не является неизменным. Люди склонны менять свое видение собственного делового и личного будущего. Изменение в малых решениях и мнениях — залог того, что можно и нужно производить и большие перемены не только в собственной жизни, но и в бизнесе.
3. Быть «Одиноким Рейнджером» и всё решать самому (как это описано в другой книге Адизеса: «Как преодолеть кризисы менеджмента») — увлекательно, но можно довольно скоро «перегореть». Если хочется изменений, придётся научиться делегировать и мотивировать.
4. Решение проблем — во всей вашей компании, но и ключ проблем — во всей вашей компании. Это могут быть люди, процессы или внутренняя культура (или её полное отсутствие). Внешние факторы не смогут так менять и влиять, если удастся справиться с внутренними.
5. Командная работа и взаимное уважение на фоне самоуважения — едва ли не самая непростая из всех задач по изменению компании. Звучит немного сложно, но зато наиболее точно описывает то, что предстоит сделать: научить всех сотрудников и менеджеров стартапа или компании быть личностями, при это проявляя уважение к разногласиям и чужому мнению, и не скатываясь в диктатуру.
Интересные цитаты из книги
Изменение подпитывает наш внутренний конфликт. Чем больше суеты и суматохи в нашей жизни, тем хуже сбалансированы все роли. Чем выше темпы затрагивающих нас изменений, тем меньше гармонии между разумом, телом, эмоциями и духом.
Низкая производительность — это предпроблема, а не проблема. Мы оказываемся в тупике, когда говорим: «Это должен решать менеджмент». Менеджмент не может решить это в одиночку!
Вы должны проявлять чувствительность. Необходимо пробовать один подход, а если люди вас не поймут, то применять другой. Вы должны постоянно наблюдать за людьми, которым вы продаёте свои идеи. Необходимо адаптировать и менять свой стиль до тех пор, пока целевая аудитория вас полностью не поймёт.
Рекомендации и выводы
Журнал Executive Excellence включил Ицхака Адизеса в ТОП-30 гуру менеджмента, а также рекомендовал его книги для использования в силу их практического эффекта для внедрения изменений в компаниях.
Книги Ицхака Адизеса построены таким образом, что читать их нужно в комплексе: он использует авторскую терминологию и подход «рассказывания историй», которая при чтении одной книги увлекает и заставляет вас перейти к следующей. Но знакомство с автором всегда надо с чего-то начинать. «Управляя изменениями» подойдёт тем, кто только задумался над внедрением изменений в своём стартапе, компании или просто в жизни. Начните с этой книги, но не забудьте перейти к практической реализации прочитанного: опыт показывает, что с этим всегда возникает больше трудностей, чем с чтением.