AR, VR и инвестор — кому готовы дать денег Verizon и Qualcomm Ventures

Технологии дополненной и виртуальной реальности сейчас у всех на слуху: их встраивают в новые устройства, применяют всё в большем количестве проектов, проводят специальные хакатоны для виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. По оценке специалистов из Digi-Capital, индустрия виртуальной и дополненной реальности к 2020 году достигнет объёма в $120 млрд. Но что о новых видах реальности думаю инвесторы? Насколько шумиха вокруг этих технологий оправдана? Какой проект реально может привлечь средства от фондов — в редакции VentureBeat решили расспросить главных действующих лиц инвестиционного рынка. Своё отношение к VR и AR озвучили Эд Рут (Ed Ruth), директор Verizon Ventures, и Ричард Тапалага (Richard Tapalaga), старший инвестиционный менеджер в Qualcomm Ventures.

Verizon Ventures: фокус на дополненную реальность

headshot_ed-ruth_04216641167

Эд Рут, отвечает за стратегические инвестиции в Verizon Ventures

—Verizon Ventures на сегодняшний день — один из немногих корпоративных инвесторов, которые не вложились в виртуальную реальность. Не хочу показаться пессимистичным, но я просто стараюсь придерживаться реальных фактов. И факты, по моему мнению, таковы, что ситуацию вокруг этих технологий раздули до состояния пузыря. Здесь не будет такого краха, как мы уже наблюдали в истории развития IT, потому что масштаб в данном случае не так критичен. В данной отрасли ещё нет реального рынка. Он, несомненно, будет сформирован, но на это уйдёт некоторое время.

Для размещения инвестиций в данной отрасли мы искали базовые технологии с защищённым IP, ведь именно с этого стоит начинать разработку экосистемы. Сначала должны быть инструменты — технологические, если хотите, «кирки и лопаты», которые позволят в будущем создавать и использовать VR-контент. И пока что мы наблюдаем стадию зарождения рынка инструментов для виртуальной реальности. Именно в инструменты мы планируем инвестировать.

С одной стороны, есть телеком-инфраструктура, которая станет неисчерпаемым источником для VR и AR. Уже сейчас идёт развёртывание 5G-сетей Verizon по всей Америке, и скоро такое качество передачи данных станет новым стандартом. Мы хотим предоставить доступ к новой сети как можно большему количеству проектов, чтобы понимать, какие требования выдвигает виртуальная реальность. Собрав такие данные, мы поймём, какой надо создавать контент, какого размера должны быть файлы, какие битрейты и прочее.

У нас есть отдельное масштабное направление деятельности Verizon Digital Media Services, которое возглавляет Тим Армстронг (Tim Armstrong). Поэтому мы интересуемся решениями, связанными с визуализацией, воспроизведением медиафайлов. Возможно, будет создана платформа с использованием облачных сервисов, когда часть воспроизведения будет реализована через облако, а часть — через возможности самого устройства.

Сейчас нам интересны такие решения, но через год-два всё изменится. Появится больше новых сценариев применения виртуальной реальности — станет понятно, какие платформы выживут и продолжат развиваться. Тогда можно будет вкладывать средства в сервисы для этих платформ. Мы будем ориентироваться на предложения, во-первых, связанные с нашим основным направлением — рекламой. Также, проекты должны формировать новые повторяющиеся привычки пользователя, привлекать и удерживать внимание, и конечно же, иметь потенциал к монетизации.

Так как в виртуальную реальность мы не вложились изначально, то сейчас это направление мы не рассматриваем вообще, но изучаем проекты дополненной реальности. История с Pokemon Go подтверждает успех и коммерческую привлекательность подобных разработок. Привязка к геолокации позволяет использовать разные рекламные кампании, показывать контент любого содержания. Тут же будет развиваться сканирование и распознавание объектов — будут создаваться всё новые базы подобных данных. На реальный мир можно наложить множество информации и мы видим в этом огромные перспективы и новые возможности. Один из удачных примеров таких разработок — Magic Leap. Мы считаем, что именно такие технологии в будущем обретут популярность и будут приносить реальную прибыль.

В среднем, мы готовы инвестировать $2-5 млн в такие проекты. Сейчас эта отрасль находится в более выгодном положении для нас, как инвесторов, чем VR-проекты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Qualcomm Ventures: Hardware сложнее, но интереснее

Ричард Тапалага заведует распределением инвестиций в Qualcomm Ventures

Ричард Тапалага заведует распределением инвестиций в Qualcomm Ventures

—Я отвечаю за стратегию вложения средств в VR и AR, так как в нашей компании мы стараемся держать руку на пульсе всех новых трендов в области беспроводных экосистем. Есть несколько основных направлений, которые нам интересны, как инвесторам. Одно из них — системы на микропроцессорах, чипах; другое — вертикаль передовых технологий, к которой я отношу дополненную и виртуальную реальность, беспилотники, машины без водителя, робототехнику. В горизонтальной плоскости от этих разработок находятся инструменты для обеспечения достаточного места — облачные сервисы, и продукты для безопасности данных.

Qualcomm Ventures впервые вложилась в дополненную реальность ещё 5 лет назад, сейчас в нашем портфеле есть 6 проектов данного направления. Так как мы являемся глобальной корпорацией, наши офисы открыты по всему миру, и три офиса поместили капитальные вложения именно в VR и AR. Корпоративная политика предписывает нам быть агрессивными в тех областях, которые мы считаем действительно перспективными.

Мы считаем, что в любом проекте самым главным показателем является команда. Конечно же, перспективность предложенной технологии также важна. Кроме того, для вложения средств мы ищем проекты, которые бы соответствовали сегодняшнему уровню развития технологий, но с перспективой применения в условиях будущего развития виртуальной или дополненной реальности. А тенденции отрасли таковы, что все эти технологии будут развиваться с большим размахом, ограничиваясь только из-за возможностей инфраструктуры. Все VR- и AR-проекты будут беспроводными, мобильными, они точно выйдут за пределы игровой консоли. Есть хорошая аналогия со смартфоном: представьте, что вы забыли его дома и отъехали уже на некоторое расстояние. Вернётесь ли вы за гаджетом? Чтобы принять решение, надо оценить, насколько полноценным мобильным нструментом является для вас этот смартфон. То же самое происходит с инвесторами, которые выбирают проект для вложения средств.

Для нас, как инвестора, всегда интересны и аппаратные решения. Они стоят больше денег и занимают больше времени, и даже с незначительным успехом в производстве и реализации, вам придётся увеличивать суммы вложенных средств. В данном случае ключевым фактором для меня является специализация компании — будет ли производство устройств основным видом деятельности всего проекта? Чаще всего, команды ориентируются всё же на разработку ПО. Это проще и дешевле, и успеха в развитии software-проекта достичь в разы легче, чем в реализации электроники. Иногда команда решает создавать комплексный продукт, с собственным устройством и своими же программами, но такие решения являются более рискованными, потому что развивать придётся, по сути, два направления.

Главной проблемой, которую должны решать проекты в области виртуальной реальности, является создание максимально удобной аппаратуры для просмотра качественного VR-контента. Медиа, безусловно, тоже должно отвечать высокому качеству, но на первое место всё же выходит техника. Я думаю, что главным трендом в ближайшее время станет отслеживание взгляда пользователя. Как только трекинг глаз станет обязательным стандартом для аппаратных продуктов, существенно изменится и контент, и опыт использования таких систем вообще. Инвесторы и разработчики смогут получать новые данные о реакции пользователя на продукт. Когда отслеживание взгляда появится во всех мобильных шлемах — виртуальная и дополненная реальность станет действительно интересной.

Источник: VentureBeat