Вкус «чёрных ягод» — 10 телефонов BlackBerry, которые мы не забудем

Долгое время эти смартфоны ассоциировались с людьми в костюмах, адвокатами, бизнесменами и американскими фильмами начала «нулевых». В последнюю неделю сентября 2016-го история телефонов под маркой BlackBerry закончилась: компания объявила об отказе от дальнейших планов по выпуску смартфонов и о решении сосредоточиться на программных продуктах и сервисах — логичное решение, если учесть, что последние 4 модели «чёрных ягод» оказались провальными с позиции продаж. Для тех, кто будет скучать по бизнес-телефонам целого поколения, предлагаем подборку из 10 знаковых моделей, которые успела выпустить компания BlackBerry (ранее также известная как RIM).

Причины краха

Главным убийцей смартфонов BlackBerry стала даже не закрытая экосистема, упорное желание сохранить аппаратную клавиатуру в эпоху сенсорных экранов или привязка к корпоративным сервисам — рынок начал стремительно меняться, когда появился iPhone, а в компании, которая в те времена называлась RIM, эти изменения долгое время не желали замечать; и даже попытка внедрить Android, отказавшись от собственной ОС, которую холили и лелеяли десятилетиями, не могла уже спасти положение дел.

Незаметно в BlackBerry дожили до того момента, что большинство пользователей смартфонов даже в бизнес-секторе не подозревают, что эта компания до сих пор выпускала телефоны — хотя в своё время именно этот бренд ассоциировался с политиками, дельцами, юристами и всеми, кому надо вести постоянную переписку с использованием защищённых сервисов и большим количеством набираемого текста (для корпоративной почты его считали чуть ли не единственным вариантом). В какой-то момент оказалось, что аппаратная клавиатура больше не является преимуществом, а «железная» начинка этих телефонов уступает своим конкурентам. Так всё и закончилось.

 

Как выглядели легенды

Первый смартфон компании появился в 2003 году — к возможностям совершать звонки здесь добавился полноценный почтовый клиент, браузер для сайтов, собственный мессенджер для быстрой переписки с другими владельцами таких же телефонов; и всё это — в компактном форм-факторе, который был редкостью в те времена.

Первая разработка компании для потребительского рынка — ко всем прелестям корпоративных телефонов тут впервые добавили камеру для фотоснимков и миниатюрный трекбол для навигации в меню и по программам.

Последний смартфон компании в «до-айфоновую» эпоху — здесь трекбол стал уже совсем надёжным, а весь телефон в целом выглядел как повзрослевшая версия Pearl.

Смартфон, созданный на пике возможностей компании — ей принадлежало 50% рынка умных телефонов в США, iPhone исполнился всего год, будущее для аппаратных QWERTY-клавиатур в телефонах выглядит безоблачным, а корпус с металлическими вставками запоминается с первого взгляда.

Конец 2008 года — начало заката для RIM, хотя тогда об этом ещё никто не подозревал. Компания пытается выпустить свой ответ Купертино — и у неё получается довольно неуклюжий сенсорный телефон, к тому же даже без WiFi-модуля, что в это время выглядело уже просто странно.

Доля рынка к концу 2010-го для BlackBerry падает до 5%, а от предыдущей провальной попытки пытаются избавиться, представляя телефон, в котором одновременно есть и полноценная аппаратная клавиатура, и сенсорный экран. Однако момент уже упущен — со старта новая модель показывает крайне низкие продажи; впервые становится понятно, что времена славы для компании завершились.

Аж в 2013 году появляется новая операционная система BB10 и телефон на базе этой ОС, который по дизайну и возможностям очень похож на iPhone (последний к тому времени уже чувствует себя полноценным королём рынка).С аппаратной начинкой у телефона всё хорошо — а вот отсутствие поддержки сторонних разработчиков и довольно скудная экосистема ставит крест на перспективах и этой модели.

Конец 2014 года; не зная, чем уже можно вернуть внимание покупателей, компания выпускает квадратный смартфон с компактной аппаратной клавиатурой. Правда, положение дел это не спасает, а обзоры в профильных блогах скорее критикуют, чем хвалят это «изобретение».

Положение дел ненадолго улучшилось, когда производитель вспомнил о классическом форм-факторе и привычном трекболе и пропорциях, которые хорошо помнили владельцы BlackBerry начала «нулевых».

Как показала практика, Classic был прощальным успехом; осенью 2015-го компания попыталась выпустить слайдер с Android на борту, но не угадала ни со временем, ни с версией ОС, ни с ценой. Финальный аккорд прозвучал осенью 2016 года, но ещё год назад стало понятно, что у BlackBerry закончились идеи, что делать дальше.

Источник: WIRED