Заведение Rossotti’s — «пивной сад» в сердце Кремниевой Долины — существует с 1852 года. Здание не было разрушено или перестроено. В течение более 150 лет это заведение представляло собой хорошее место для выпивки и пользовалось спросом среди калифорнийцев .
За всю свою историю Rossotti’s было пограничным питейным заведением, игорным домом и местом встреч для «Ангелов ада». В наши дни оно называется Alpine Inn Beer Garden, но его клиентура остается такой же разношерстной, как и прежде. На внутреннем открытом дворе собираются велосипедисты в спандексе и мотоциклисты в коже. Например, мужчина с густой и пышной шевелюрой, быстро печатающий на ноутбуке, может оказаться как профессором, так и душевнобольным, а может быть — и генеральным директором.
Это заведение не похоже на важное место для работы над изобретениями. Но 40 лет назад в августе небольшая команда ученых установила компьютерный терминал на одном из столов для пикника и провела необычайный эксперимент. Попивая пиво из пластмассовых стаканчиков, её участники доказали, что странная идея под названием «интернет» имеет право на жизнь.
Интернет настолько огромен и абстрактен, что довольно сложно представить, как он был изобретен. Можно без труда вообразить Томаса Эдисона, изобретающего электрическую лампочку, потому что лампу несложно нарисовать в воображении. А сегодня вы даже можете подержать её в своей руке и исследовать со всех сторон.
Но интернет — это абстрактный продукт. Он повсюду, но мы видим его лишь частично. Например, его можно «пощупать» через веб-сайты, веб-приложения и электронную почту, но ядро интернета всегда находится где-то в другом месте.
Такая сущность интернета делает его исключительно сложным, с технической точки зрения. С другой стороны — интернет исключительно прост. Именно эта простота стала ключом к успеху.
Предыстория Сети
Исследователи, которые работали над созданием интернета, были из разных стран мира. Например, там были учёные из лаборатории по разработке компьютера Cyclades (проект, который финансировался французским правительством), из Национальной физической лаборатории Великобритании, из Гавайского университета и компании Xerox. Но самую главную роль играло щедро финансируемое американским Министерством обороны подразделение под названием Агентство по перспективным исследовательским проектам США (Advanced Research Projects Agency — ARPA). Позднее оно изменило свое название на Управление перспективного планирования оборонных научно-исследовательских работ (DARPA) – как и многие другие фирмы-подрядчики. Можно с уверенностью заявить, что без ARPA интернет не был бы изобретен.
Будучи военным предприятием, ARPA решало специфическую задачу: её исследователи искали способ доставки технологий вычислений на линию фронта. В 1969 ARPA построила компьютерную сеть под названием Arpanet, которая связывала главные серверы в университетах, правительственных учреждениях и оборонных подрядчиков по всей стране. Arpanet быстро расширялся и к середине 1970-х уже включал около 60 узлов.
Как Arpanet стал мобильным
Но у Arpanet была проблема: эта сеть не была мобильной. Компьютеры в Arpanet были гигантскими по сегодняшним меркам, и они передавали данные через фиксированные линии связи. Такая технология могла быть полезной для научных работников, которые пребывали на терминальных точках в Кембридже или в Менло-Парк – но для солдат, продвигающихся вглубь вражеской территории, она не представлял интереса. Чтобы сеть Arpanet стала полезной для действующей армии на поле боя, она должна быть доступной в любой точке мира.
Представьте себе джип в джунглях Заира или бомбардировщик B-52 над Северным Вьетнамом. Затем представьте его как узел беспроводной сети, которая связана с другой сетью мощных компьютеров, расположенной на расстоянии в тысячи миль. Это была мечта о военизированной сетевой структуре, использующей мощные ЭВМ и способствующей победе над Советским Союзом и его союзниками. Именно эта мечта создала интернет.
Но претворение такой мечты в жизнь требовало реализации двух задач. Первая — построение беспроводной сети, которая была способна передавать пакеты данных между рассредоточенными элементами военной машины США посредством радиопередатчика или спутника. Вторая — подключение этих беспроводных сетей к проводной сети Arpanet так, чтобы мейнфреймы стоимостью в миллионы долларов могли обслуживать солдатов в сражении. Ученые назвали эту сеть «Internetworking».
Internetworking, или межсетевой обмен данными — именно для решения такой проблемы был создан интернет. Заставить компьютеры общаться друг с другом, то есть соединить их в компьютерную сеть — достаточно сложно. А заставить подобные сети общаться друг с другом — Internetworking, межсетевое взаимодействие — намного сложнее, поскольку сети «говорят» на чужих и несовместимых диалектах. Попытка перемещать данные из одной сети в другую подобна написанию письма на китайском языке для человека, который знает лишь венгерский. Это не работало.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Сетевой эсперанто
В ответ разработчики создали некую разновидность «цифрового эсперанто»: общий язык коммуникаций, который позволял данным путешествовать по любой сети. В 1974 году два исследователя из ARPA — Роберт Кан (Robert Kahn) и Винт Серф (Vint Cerf) — проанализировали разговоры, происходящие в международном сетевом сообществе и сделали эскиз «простого, но очень гибкого протокола»: универсальный набор правил о том, как должны взаимодействовать компьютеры.
Такие правила устанавливали тончайшее равновесие: ведь с одной стороны, они были очень строгими с целью обеспечения надежной передачи данных. С другой стороны – они должны были адаптироваться к различным путям, по которым происходила передача данных.
«Технология должна работать на перспективу, — отметил Винт Сирф. — Не было смысла создавать протокол, актуальный только на сегодняшний момент времени, потому что вскоре он мог устареть. Протокол должен выдерживать темп развития: работать с громадным количеством отдельных и потенциально неспособных к взаимодействию пакетов коммутируемых сетей, включая те, которые не были еще изобретены». Такое свойство могло сделать систему не только актуальной в будущем, но и потенциально безграничной. Если правила сделать устойчивыми к ошибкам, то «ансамбль сетей» мог бы расти бесконечно, поглощая все цифровые формы.
С течением времени эти правила превратились в универсальный язык интернета. Но сначала их нужно было разработать, отладить и испытать – снова и снова, много раз. Как ни странно, но интернет казался нелепой идеей для многих, даже для тех, кто участвовал в его создании. Можно привести следующую аналогию: интернет был небоскребом, но никто никогда прежде не видел его выше нескольких этажей. И даже с учетом огромной финансовой помощи от Министерства обороны интернет выглядел трудноосуществимым планом. Но все же летом 1976 года он начал работать.
Полевые испытания 70-х
Если бы вы прогулялись в пивной сад Rossotti’s 27 августа 1976, то увидели бы следующую картину: одна женщина сидит за столом быстро печатает на компьютерном терминале, семеро мужчин склонились над ней. Пара кабелей, тянущиеся от терминала до автостоянки, исчезают в большом сером фургоне. Внутри фургона находились машины, которые преобразовывали печатаемые на терминале слова в пакеты данных. Далее антенна на крыше фургона передавала эти пакеты в виде радиосигналов на промежуточный усилитель на ближайшей горной вершине, где они усиливались и передавались повторно. Благодаря такому дополнительному усилению сигналы доходили до Менло-Парка, где их принимала антенна в здании офиса.
Именно там и начиналось настоящее волшебство. Внутри офисного здания входящие пакеты плавно проходили от одной сети к другой: от сети пакетной радиосвязи до Arpanet. Чтобы совершить этот переход, пакеты должны были подвергнуться тонким превращениям: изменить форму без изменения своего контента. Представьте воду: она может быть паром, жидкостью или льдом, но ее химический состав остается неизменным.
Однако подобной гибкости интернета добиться было не просто. Новая технология преобразовывала пакеты, которые первоначально существовали только как радиосигналы в беспроводной сети, в электрические сигналы в проводной сети Arpanet. Удивительно, но в результате такого превращения все пакеты остались в абсолютной целости и сохранности.
В итоге все пакеты «прошли» еще 3000 миль до компьютера в Бостоне, где их конвертировали в точно такое же сообщение, которое было напечатано в терминале в Rossotti’s. Гарантией успеха стал новый сетевой протокол, придуманный Каном и Серфом. Две сети стали одной: интернет показал свою работоспособность.
Интернет был создан совместными усилиями, утверждает Дон Нильсон (Don Nielson). Он принимал участие в эксперименте в Rossotti’s по поручению стенфордского научно-исследовательского института (Stanford Research Institute, SRI), главного контрагента ARPA.
Как только они «сшили» вместе две сети, то начали работать над тем, чтобы соединить три – что и было достигнуто примерно через год, в ноябре 1977.
Именно гибкость сделала интернет настолько мощным и надежным. 40 лет назад исследователи телепортировали через через эту сеть тысячи слов из района залива Сан-Франциско в Бостон через разнородные каналы, такие как радиоволны и медные телефонные линии. Сегодня интернет соединяет гораздо большие расстояния и использует большее число носителей. Он перегоняет данные между миллиардами устройств, передавая наши разговоры и видео по различным сетям за миллисекунды.
Наследие ARPAnet
Когда мы говорим об истоках интернета, то главное, что нужно знать — эта технология зародилась в армии, напоминает Нильсон. Хотя агентство ARPA занималось различными исследования, но все же приоритет отдавался проектам, которые были направленные на разработку военных технологий. Инженеры, создавшие интернет, понимали это, и работали в соответствующем направлении.
Военные силы США находятся повсюду, поэтому интернет должен работать повсеместно. Он обслуживает примерно 800 военных баз в более чем 70 странах по всему миру. Вооруженные силы США насчитывают сотни кораблей, тысячи военных самолетов и десятки тысяч бронированных транспортных средств. Интернет должен быть таким же вездесущим, как аппарат американской разведки и работать на любом устройстве, сети и медиа — поэтому смартфон в Сан-Паулу может принимать музыкальный трек из сервера в Сингапуре.
Но по-настоящему интернет взлетел после того, как обрёл популярность среди обычных граждан и коммерциализировался – это феномен, которого ученые из ARPA 1970-х никак не могли ожидать. «Если кто-то сегодня скажет, что он мог представить еще 40 лет назад, каким будет современный интернет, то это будет ложью», — отметил Нильсон. Больше всего его изумило то, как «охотно люди тратили деньги на интернет. Это было поразительное желание застолбить свое присутствие в новом мире».
Современный интернет – это наследие Дона Нильсона и его коллег. Интернет собран из многих, очень многих сетей: когда мы заходим на сайт Google, наши данные должны пересечь 10-20 различных маршрутизаторов. Но интернет — искусный ткач: он скрывает свои стежки необычайно хорошо. Мы все так же ощущаем безграничный и нескончаемый цифровой мир – виртуальное пространство, которым мы привыкаем пользоваться. 40 лет назад этот мир впервые промелькнул в предгорьях за пределами Пало-Альто — и с тех пор расширяет свое влияние.
По материалам The Guardian