В стиле casual — как свободный дресс-код меняет корпоративную культуру

Пятница — день недели, который офисные клерки и сотрудники крупных корпораций полюбили за «свободный» стиль одежды; а превратилось всё это в культ индивидуальности и способствовало нынешнему доминированию стиля «business casual». В нём костюм и его различные вариации — фактически корпоративная униформа, подчеркивающая корпоративное единообразие — уступает место более индивидуализированным интерпретациям «офисного облачения». Впору вспомнить слова: «Мы живём в период, когда униформа выходит из моды — как минимум, когда заходит речь о скрытых сторонах профессиональной и публичной жизни».

Это действительно так. Наша офисная одежда из строгих костюмов превращается в толстовки и тенниски, и именно в этой одежде трудится всё большее число людей. И граница между «работой» и «всем остальным» всё более размывается (хотя подобное исчезновение разницы между рабочим и нерабочим временем порой огорчает). Именно сейчас многие офисные сотрудники пытаются понять, что, собственно, означает выражение «рабочая одежда» — и в каких пределах может варьироваться этот стиль.

В стиле casual — как свободный дресс-код меняет корпоративную культуру

Стоит отметить, что к текущему положению вещей привели события второй половины ХХ века, когда впервые был введен термин Casual Friday — «неофициальная пятница». В этот день предоставлялось небольшое послабление строгих офисных правил и, тем самым, создавалось соответствующее эмоциональное состояние перед выходными. Традиция Casual Friday возникла в 1960-х как результат появления моды на гавайские рубашки и брюки-слаксы. Свою роль сыграл и «партизанский маркетинг», а также осознание того факта, что ношение строгого костюма действительно может до смерти надоесть любому живому человеку. Все это, в конечном счёте, заложило основу для сегодняшнего «конца офисного дресс-кода» — и в очередной раз подтвердило, что движение в направлении неофициального стиля одежды по-прежнему актуально: профессионализм не измеряется качеством ткани вашего пиджака.

В «гавайке» и шортах — на работу

Процесс освобождения от строгих оков офисного дресс-кода стартовал в 1962 году на Гавайях, когда местная фабрика по пошиву одежды запустила кампанию по продвижению «гавайской рубашки» (той самой, с короткими рукавами и ярким пёстрым рисунком) в качестве стандартного компонента облачения местных бизнесменов. Не секрет, что на Гавайях часто бывает жарко — и строгие костюмы в этой местности намного менее практичны, чем в любом другом месте. В итоге компания стала очень успешной. К тому же, гавайское правительство выпустило  особый указ, в котором мужскому населению рекомендовалось «облачаться в рубашки-гавайки в летние месяцы ради комфорта, а также для поддержки лёгкой промышленности 50-го штата».

Конечно, настоящие гавайцы не носили цветных рубашек — скорее, их костюмы были вот такими

Конечно, настоящие гавайцы не носили цветных рубашек — скорее, их костюмы были вот такими

Но почему надо ограничиться только летними месяцами? Ведь на Гавайях жарко почти круглый год. В 1965 году местная организация начала лоббировать в парламенте закон, позволяющий служащим носить рубашки-«гавайки» каждую пятницу в течение всего года. И такое лобби достигло успеха: «пятничная гавайка» стала еженедельным атрибутом на Гавайских островах.

Как ни странно, но Casual Friday стал чем-то вроде  расслабляющего наркотика, поскольку присущие этому дню джинсы и туфли без каблуков поставили вполне очевидный, хотя и несколько революционный вопрос: почему бы не носить кэжуал и в другие дни?

На большой земле идея «пятницы без пиджаков» впервые была реализована в корпорации Hewlett-Packard в 1950-х. Но в качестве культурного феномена традиция набрала силу в начале 1990-х — причем как ответ на стагнирующую экономику, а не по причине жаркого климата. В период рецессии бизнес искал способы поднятия морального духа сотрудников, не повышая при этом их зарплату, более того — вообще не потратив ни копейки. В некоторых предприятиях начали всячески экспериментировать с «кэжуал-пятницей» и, подобно бизнесменам на Гавайях, разрешили своим служащим по пятницам чувствовать себя более свободно, чем в остальные рабочие дни недели. Идея распространилась настолько быстро, что внесла сумятицу в некоторых компаниях. Например, что означает неофициальная пятница в офисе и в каких пределах допускается такая неофициальность? Люди приходили в гавайках, сандалях или шортах, и это вызывало беспокойство у части менеджеров, которые на фоне этого праздника жизни не знали, как одеться, чтобы не показаться ни слишком смешным, ни чересчур снобом.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О МОДНЫХ ТРЕНДАХ:

Levi Strauss идёт в обход

Далее в ход пошли партизанские маркетинговые стратегии со стороны мелких производителей. Поскольку спрос на кэжуал начал расти, компания Levi Strauss & Co. решила использовать эту традицию для увеличения популярности своего недавно приобретенного бренда Dockers — так назывались мягкие брюки-слаксы. Чтобы превратить слаксы из традиционной одежды выходного дня в повседневный предмет гардероба, производитель брюк сфокусировался на офисных сотрудниках, которые искали одежду менее формальную, чем костюмы, — и всё же более строгую, чем обычные джинсы.

В 1992 году Levi Strauss выпускает 8-страничную брошюру, предусмотрительно озаглавленную «Руководство по неофициальной бизнес-одежде», которая была распространена среди 25 тыс. HR-менеджеров по всей стране. Брошюра демонстрировала серию вариантов кэжуал для офиса — и большинство видов этой одежды, конечно же, были выполнены на основе брендов Dockers или Levi Strauss. В частности, в брошюре рекомендовали: «используйте компоненты вашего нынешнего бизнес-гардероба для комбинирования с кэжуал. Например, джинсы можно носить в паре с блейзером или свитером».

Это была правильная идея в правильное время: на протяжении 1990-х стиль business-casual быстро стал стандартом, к настоящему моменту практически превратившись в новую «униформу» для офиса. Кстати, известный британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Ричард Брэнсон недавно заявил, что костюмы и галстуки больше не приносят никакой пользы.

Футболка и джинсы — новая норма для СЕО?

Если Марк Цукерберг проводит свою ключевую презентацию в джинсах и футболке, то должны ли остальные спикеры следовать его примеру?

Если Марк Цукерберг проводит свою ключевую презентацию в джинсах и футболке, то должны ли остальные спикеры следовать его примеру? Возможно, да

Традиция «свободных от дресс-кода пятниц» сохранила некоторую путаницу в том, что считать «свободным» стилем, что включать в кэжуал? Насколько подходят под это определение шорты и сланцы в офисе? И если Марк Цукерберг проводит свои презентации в джинсах и простой футболке, то что это значит для остальных?

Пока что ответы на вышеупомянутые вопросы до конца неясны. Но это не говорит о том, что компании не попробуют ввести некоторое подобие порядка в манере одеваться для своих сотрудников — пусть в большинстве ІТ-компаний, стартапов и корпораций строгий офисный дресс-код уходит в прошлое, планка определённых ожиданий касательно манеры одеваться на работу по-прежнему остаётся.

По материалам The Atlantic

Читайте также:

«Ви повинні враховувати дані»: як прогнозисти моди використовують штучний інтелект, щоб виявити тренди

Робособаки Boston Dynamics виступили на показі бренду Coperni

Штучний інтелект у дизайні та розробці ігор. Де ми зараз і що далі?

Аналоги російських сервісів для українців