Британский предприниматель и приверженец использования инновационных подходов в бизнесе сэр Ричард Брэнсон (Sir Richard Charles Nicholas Branson) является, пожалуй, одним из наиболее востребованных спикеров, ко встрече с которым стремятся тысячи предпринимателей в любой части планеты. Не случайно перспектива пообщаться с едва ли не самым известным миллиардером мира, создателем корпорации Virgin Group, вызвала настоящий ажиотаж в Киеве.
На встречу, которая состоялась 30 апреля на площади инноваций НТУУ «КПИ» возле памятника Игорю Сикорскому, пришло несколько сотен молодых украинцев: студентов КПИ, выпускников стартап-школы Sikorsky Challenge, представителей POLYTECO SCIENCE CITY, учёных и предпринимателей. Сказать, что Ричард Брэнсон стал желанным гостем в КПИ — это означает сказать слишком мало. Студенты, выпускники, начинающие бизнесмены устроили именитому спикеру по-настоящему тёплый приём: подарили авторскую картину маслом, прочитали специально посвящённую ему поэму на английском языке и даже спели для него хором (конечно же, это был гимн Украины). А кроме того, слушатели задали множество вопросов, на которые неординарный британский предприниматель давал порой весьма неожиданные ответы. Ниже приведены основные тезисы его выступления.
Будущее Украины должно строиться на творчестве, необычных идеях и инновационных изобретениях, которые делают жизнь лучше
Украинцы — очень талантливые люди и я верю, что вы достигните успеха. Технопарк Polyteco Science City — это отличный шанс для молодых людей реализовать себя и свои идеи. У вас не получится всё сразу, однако нужно идти настойчиво к цели, шаг за шагом. Украина — это космическая держава, поэтому вам и далее нужно развивать аэрокосмическую индустрию. Также очень перспективным сегодня является всё, что связано с интернетом, прежде всего — различные интернет-сервисы. И я желаю вам всего самого лучшего в ваших начинаниях.
У вас блестящие умы и вы «голодны»
Очевидно, что украинские стартапы по своей сути не сильно отличаются от любых других стартапов где-либо в мире. Сложность состоит в том, что из-за войны в Восточной Украине здесь труднее гарантировать стабильность финансирования и приток инвесторов. Это проблема для начинающего бизнеса. Но предположим, что в Украину наконец пришёл мир — и тогда окажется, что у вас великолепные условия для бизнеса. Большая страна, солидные человеческие ресурсы, великолепные образовательные учреждения, кроме того, украинские студенты знают иностранные языки — я вижу это по тому, как они внимательно слушают англоговорящего спикера на сцене и понимают, что он говорит. Такое бывает далеко не во всех странах.
У вас блестящие умы и вы «голодны» — голодны в переносном смысле — в отношении самообразования и желания реализовать свои идеи. У вас есть все необходимые составляющие для достижения успеха и построения бизнеса. И, конечно же, я желаю вам успеха.
Мы ищем людей с очень оригинальными идеями
Очень многие люди приходят к нам с похожими идеями, часто весьма заурядными. Как ни странно, они находят силы и время чтобы воплощать их в жизнь. Но мы ищем изобретателей, приносящих идеи, которые являются кардинально отличными от других, то есть уникальными и выдающимися. Если бы кто-то пришёл ко мне и сказал: «Почему Virgin не продаёт чистую энергию, у меня есть очень хорошая технология для производства зелёной энергии», то я, конечно же, инстинктивно ответил бы: «Да, обязательно, давайте освоим эту технологию».
Маркетинг может быть очень дорогостоящим
На начальном этапе развития бизнеса маркетинг может оказаться непозволительно дорогим для стартапа. В своё время я использовал собственный талант и знания, чтобы избежать слишком больших расходов. Поэтому, если вы запускаете свой бизнес, то используйте свои ресурсы и силы для маркетинга.
Все совершают несуразные поступки
В своей жизни я натворил немало глупостей. Например, не так давно я был в Лас-Вегасе на открытии рейса «Virgin Atlantic Airways», и вместе с друзьями поднимался на самое высокое здание города. Там был некий аттракцион, нечто вроде банджо-джампинга, и друзья уговорили меня прыгнуть с этого небоскрёба. Представьте себе: 80-й этаж, дует очень сильный ветер… Какое-то чувство внутри подсказывало мне, что это не очень хорошая идея — прыгать с такой высоты. Но друзья всё-таки убедили меня это сделать, я прыгнул… В итоге в полёте ударился о стену здания, к счастью, только своей задницей. Всё закончилось тем, что я болтался на резиновом канате словно кукла.
Каждый в юности мечтает изменить мир
Самое лучшее, о чем можно было мечтать в возрасте 18-20 лет — это как изменить мир, как сделать его лучше. Я оставил школу в 15 лет чтобы основать журнал Student. Мы использовали этот журнал для организации кампании против войны во Вьетнаме. Сотни тысяч людей вышли на улицы в Лондоне, в Париже и других городах мира, в результате в США были вынуждены остановить войну.
В те годы я не мечтал быть бизнесменом, но чтобы журнал мог выжить, я был вынужден стать деловым человеком. Всю свою жизнь я ловил шанс и охотился за приключениями. Моим главным мотивом было ставить планку как можно выше и пытаться её преодолеть.
И сейчас я чувствую, что могу использовать свое влияние, чтобы сделать мир лучше, то есть фактически у меня сейчас те же самые желания, что и в 15-летнем возрасте.
Украина должна стать энергонезависимой
В настоящее время Украина тратит много денег на закупку энергоресурсов в других странах, в том числе в соседней РФ. Украинское правительство заявило о разработке 10-летней программы, нацеленной на то, чтобы сделать страну энергонезависимой. Но для этого потребуется участие каждого украинца: нужны идеи касательно того, как страна сможет сама себя обеспечивать энергией, вплоть до установки на крышах ветроэлектрогенераторов, солнечных батарей и т. д. Украина не должна никому платить за энергоресурсы через 10 лет. И я желаю вам удачи в достижении этой цели.
И ещё несколько важных советов от гуру в бизнесе:
Дело должно приносить удовольствие. Собственный бизнес отнимает у человека много сил и нервов. Вы должны получать удовольствие от того, чем занимаетесь, и тогда ваше дело будет приносить доход в будущем. Всегда любите то, что делаете, вкладывайте душу – тогда получите отдачу.
Старайтесь быть на виду. В своё время Ричард Брэнсон получил совет от другого британского бизнесмена Фредди Лейкера, который говорил: «Ты должен обеспечить своё появление на первых, а не последних страницах, и таким образом продавать себя. Строй из себя дурачка, делай всё, что бы то ни было, в противном случае ты не выживешь».
В результате Ричард Брэнсон стал много ездить и встречаться с множеством людей. Именно в живом общении он находил лучшие идеи для бизнеса.
Чтобы бизнес стал успешным, необходимо предлагать уникальные вещи или услуги. Если вы приняли решение открыть свое предприятие, это не значит, что бизнес будет успешным. Придётся противостоять множеству конкурентов, которые производят аналогичные товары. Поэтому одно дело — открыть свой бизнес, а другое – побороть конкуренцию. Чтобы дело принесло успех, нужно придумать что-то эксклюзивное.
Необходимо создать такой предприятие, которым будут гордиться сами работники. Успех компании зависит от работы каждого сотрудника. Работа должна быть отлажена как точный автомат. И если вы создали и производите неординарный продукт, которым гордятся ваши работники, то они вряд ли смогут вас покинуть.
Бизнес — это всегда риск. Если вы начинаете своё дело, то в любом случае придётся рисковать, – говорит Ричард Брэнсон. Успех редко приходит при осторожной игре, зато смелый снимает все сливки. Его любимая поговорка: «Смелый не будет жить вечно, но осторожный не живёт совсем!».
Старайтесь быть другом, а не боссом. Хороший руководитель никогда не прячется от своих рабочих и не смотрит на них сверху вниз. Наоборот, он всегда на виду! Даже когда у вас очень много работы – найдите хоть пару минут, чтобы выйти к сотрудникам, выслушать их мысли и предложения, – советует сэр Ричард Брэнсон. Именно так можно найти ценные идеи, которые достойны внедрения в будущем!
Клиент всегда прав… Вернее, прав лишь тогда, когда не ошибается. Заказчики — всего лишь люди, а людям свойственно ошибаться. Мнение клиентов является очень важным, но не нужно слепо принимать за правило принцип «клиент всегда прав». В любом случае, политика обслуживания заказчика не должна повредить отношениям между ним и персоналом компании.
Не забывайте про традиционный телефонный звонок. Пользоваться всеми современными средствами коммуникаций — это хорошо, но не стоит полагаться на электронную почту в том случае, когда требуется звонок. В последние годы люди стали избегать телефонных звонков и личных встреч, что отражается на эффективности. Иногда проблему можно решить намного быстрее, просто воспользовавшись телефоном вместо email.