Почему американцы выбирают для работы стиль «casual» — уроки истории

Ещё несколько десятилетий назад рабочий офис был последним оплотом фешн-формализма. Кремниевая долина изменила это. Мы решили, что нашим читателям будет интересно узнать о том, как в американских офисах отстаивали своё право на комфорт и свободу выбора в одежде.

BusinessCasual

Истоки и развитие стиля

Американцы встретили XX век в суматохе и шляпах-котелках, а распрощались с ним в велюровых спортивных костюмах и фланелевых рубашках – пожалуй, самый радикальный сдвиг в стандартах одежды за всю историю человечества. Ядром этой портняжной революции стал business casual — тип одежды, благодаря которому была взята последняя крепость формализма — офисный дресс-код, и начался процесс переосмысления американского гардероба. Зародившийся в Кремниевой долине в начале 1980-х годов, business casual включал: штаны цвета хаки, удобную обувь и рубашку с воротничком на пуговицах. В 1990-х годах, когда это уже было мейнстримом, подобный стиль всё ещё приводил в замешательство HR-менеджеров и сотрудников .

«– Добро пожаловать в обескураживающий мир business casual», – провозгласил фешн-журналист в статье для Chicago Tribune в 1995 году.

Чтобы люди уловили суть этого направления понадобилось некоторое время. Однако сегодня термин «business casual» устарел и практически не употребляется для описания одежды работников, которая подразумевает и тех, кто работает из дома в штанах для йоги, и других, которые надевают чистую футболку для Skype-конференций и редко посещают офис. Жизнь и надвигающаяся смерть business casual демонстрирует более глобальные сдвиги в американской культуре и бизнесе:

  • жизнь стала менее формальной;
  • концепция «ходить в офис» кардинально изменилась;
  • сегодня американские компании в большей степени ориентированы на результат, а не на процесс.

Возникновение и угасание этого стиля наглядно показывает, что культурные изменения проистекают из хитросплетения, на первый взгляд, несопоставимых и постоянно развивающихся источников: технологий, консюмеризма, труда, географии, демографии. Тем не менее, культурные изменения могут начаться где угодно и запуститься кем угодно – неряшливым программистом, в том числе.

Что же было до business casual? Люди, в основном, носили костюмы. Нормой считались накрахмаленные воротнички, пальто, шляпы и т.д. Американцы наряжались на работу, также как и для похода в ресторан, кино или для знакомства с родителями невесты. Но, поскольку эти другие места сбора начали «кэжуализироваться» к середине ХХ века, офис (и церковь) сохранял формальный дресс-код. В 1970-х годах компании раздавали сотрудникам руководства и официальную политику в отношении одежды, но всё зависело от потребности и желания дирекции следить за их соблюдением. Культурные изменения происходят значительно быстрее, если они осуществляются людьми и для людей. Мало-помалу, часто игнорируемые нарушения подорвали нерушимость иерархических политик:

  • отсутствие чулок и колготок, когда это позволяет погода;
  • твидовый пиджак для тех дней, на которые не запланированы встречи с клиентами;
  • лоферы вместо туфель.

В Кремниевой долине в середине 1980-х люди не были заинтересованы в соблюдении старых норм. Предприятия делают акцент на модернизацию управленческих решений и сокращение времени между планированием и реализацией. Технологические фирмы были обособленными, саморегулируемыми и отличались явным мужским доминированием. Всё это представляло собой плодотворную комбинацию для отказа от норм и правил. «Ограничительная» одежда, которая использовалась исключительно ради выступлений, была неэффективной, а Кремниевая долина, напротив, любила и уважала эффективность. Atari, Apple и Sun Microsystems придерживались 80-часовой рабочей недели, и их внешний вид подтверждал это. Обложка юмористической книги 1983 года The Official Silicon Valley Guy Handbook показала миру, как должен выглядеть красавчик-гик: «неопрятный вельветовый пиджак», «монотонная рубашка из 100% хлопка» и «спортивные кроссовки эко-бренда»:

CONj4B8UwAAVlP5

Штаны цвета хаки и рубашка с воротничком на пуговицах – два стандарта Кремниевой долины – стали базой неформального гардероба, так как этим вещам нельзя отказать в практичности. В середине XIX века британские солдаты в Индии носили цвет «хаки» ввиду его долговечности и слияния с окружающим пейзажем. Ткань известна со времён Первой мировой войны, но настоящую известность получила благодаря военнослужащим, задействованным на Тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой. Даже после возвращения ветераны не желали расставаться с хаки. Тем временем, появился воротничок на пуговицах – выходец из английских полей для игры в поло. Компания Brooks Brothers утверждает, что именно они привезли рубашку с пуговицами на воротнике в Америку в начале 1900-х, а в течение последующих 20 лет мягкий воротничок вытеснил твёрдую версию. Женщины начали носить рубашку вместе с бермудами в конце 1940-х годов.

Кремниевая долина уловила этот дух портняжного прагматизма. Стив Джобс (Steve Jobs) и Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) сегодня ассоциируются со своим характерным аскетичным обмундированием: чёрным, матовым гольфом и серой футболкой и худи соответственно. Цукерберг поясняет свой аскетизм следующим образом:

«– Я действительно хочу рационализировать свою жизнь таким образом, чтобы мне приходилось принимать как можно меньше решений касательно чего-либо, не имеющего прямого отношения к улучшению опыта сообщества (Facebook)».

То есть, мода и формальность – легкомысленные и поверхностные по своей сути? В своё время аналогичная логика уничтожила пышный костюм французского двора, уступив место послереволюционному мужскому костюму с просторным пиджаком, что стало стандартом в мужской одежде почти на два последующих столетия.

Противостояние формализму

И создание, и последующее принятие стиля «business casual» подтверждают: стандарты одежды – продукт их среды. Аналогичные негласные правила и шаблоны, которые заставляли сотрудников с Восточного побережья носить деловые костюмы с подложенными плечами в стиле 80-х годов прошлого века, пробуждали интерес сотрудников технологических компаний к базовым элементам business casual и ещё более неформальной одежде: футболки, свитшоты, спортивные носки и, в некоторых случаях, джинсы. В 1960-х годах социолог Герберт Блюмер (Herbert Blumer) назвал этот процесс «коллективным отбором» и утверждал, что данная группа устанавливает параметры того, что нужно/не нужно носить. Блюмер писал, что коллективный отбор имеет место быть тогда, «когда люди находятся в области общего взаимодействия, имеют сходные опыты и развивают идентичные вкусы».

Тот факт, что индустрия Калифорнии вдохновила происхождение нового офисного стиля, вряд ли случаен. Штат стал эпицентром повседневной одежды ещё в 1930-х и претендовал и на сектор одежды, и на культурное влияние, предопределяющее фешн-тренды для всей страны. Неслучайно и то, что business casual зародился в индустрии, в которой в 1980-е наблюдалось значительное доминирование мужчин. Естественная напряжённость, вызванная внешним видом женщин в рабочем пространстве, в котором преобладают мужчины, стала отправной точкой для женской casual-одежды. Некоторые учёные говорят, что женщины носят каблуки, чтобы мужчины охотнее откликались на их просьбы о помощи, или для того, чтобы компенсировать свой более низкий физический рост. Но можно ли считать каблуки «business casual»? И что насчёт блузы без рукавов? Шортов? Ответ «иногда» сбивает с толку даже больше, чем категоричное «нет».

В начале 2000-х журналисты вызвались помочь женщинам в решении этих вопросов. Журналы, газеты и профессиональные издания предлагали картинки для сравнения и сопоставления, колонки с полезными подсказками и советами, а также всегда актуальные списки «стоит» и «не стоит» (например:«В качестве общего правила: если вы можете надеть это в клуб, не следует идти в этом на работу»). Многие женщины до сих пор борются за возможность демонстрировать своё тело в casual-одежде. Недавнее исследование показало, что 32% руководителей называют «слишком много кожи» одной из главных проблем, касающихся того, как одеваются их сотрудники. 47% полагают, что одеваться «слишком casual» – плохо.

скачанные файлы

Медленное, но верное принятие business casual в период с 1990-х до начала нулевых демонстрирует поэтапный путь проявления культурных изменений. Работники с Западного побережья усвоили business casual быстрее, чем работники с Восточного. Отрасли, которые требовали долгих часов работы за компьютером, и те, кто не расценивал формализм как часть своего общественного имиджа, адаптировались к новому стилю гораздо быстрее. Например, сотрудники офиса в автомобильной промышленности быстро прониклись идеей. В отраслевом издании 1995 года говорилось: «business casual также стал популярным способом для компаний демонстрировать, как меняется их пространство».

В большинстве случаев те, кто взаимодействовал с общественностью или клиентами, придерживались одних стандартов; те, кто работал за закрытыми дверями – других. Банкиры и юристы поддавались новому веянию медленнее остальных. В 1998 году исполнительный директор банка пояснил The New York Times, что несмотря на популярность дней недели, когда на работу разрешается одеваться менее формально, его банк – высокостатусный, поэтому деловой наряд является обязательным требованием.

Casual Friday стала приятным и интересным способом внедрения новых стандартов в офис. К 1996 году почти 75% американских предприятий разрешили в один день приходить на работу в неформальном стиле. Для сравнения: всего четыре года назад этот показатель не превышал 37%. Casual Friday позволяла руководителям и подчинённым вместе выбирать, какой тип casual-одежды наиболее приемлем для их среды. Тем не менее, менеджеры по персоналу изо всех сил пытались ограничить casual до одной пятницы или дать руководящие указания офису, проактивному в отношении неформальной одежды.

Всё ещё размышляя о том, как продавать комбинируемую по своему желанию одежду, что в корне отличается от продажи костюмов, ритейлеры отчаянно пытались удовлетворить потребности покупателей. «– Я не думаю, что универмаги до конца понимали, что происходит», – делился своими мыслями с репортёром Women’s Wear Daily исполнительный директор консалтинговой фирмы. В результате этой беседы появилась 8-страничная статья под названием «Casual Evolution». Вместо того чтобы показывать покупателям, как комплектовать детали гардероба, в зависимости от отрасли, в которой они работают, универмаги придерживались устаревшего поэтажного плана, в рамках которого брюки продавались отдельно от рубашек и обуви. А такие компании, как The Gap или The Limited, отвечающие одновременно за производство и реализацию, дали покупателям возможность выбирать готовый практичный внешний вид, который легко воссоздать.

Casual и современность

Смятение покупателей утихло в начале 2000-х, но перед руководителями замаячил ещё один вопрос: а не уменьшает ли одежда в стиле «casual» продуктивность работников? Некоторые руководители утверждали, что это позволило работникам привнести лепту индивидуальности в рабочее пространство, что, в свою очередь, способствовало творческому мышлению. Другие руководители считали, что casual-одежда влияет на проявление неаккуратности в работе.

mad-men

Сцена из сериала «Безумцы»

30 лет господства business casual дают о себе знать: многие американцы не носят ремни и носки; у некоторых даже нет утюга, а остальные его просто не используют. Проникновение casual в американский гардероб завершено, но стандарты продолжают меняться. Консультанты говорят, что работники-миллениалы «склонны чувствовать себя некомфортно в жёстких корпоративных структурах», ценят «гибкий подход к процессу работы» и ищут «в бренде работника то же, что в бренде потребителя». Современным молодым трудягам не пришлось избавляться от оков формальности, которые преследовали предыдущее поколение; они не хотят «быть как все» и не боятся выделяться. Одежда всегда была чем-то личным — в конце концов, мы надеваем её на своё тело — но повседневная мода несёт идею о том, что люди могут носить всё, что захотят. Этот принцип определит то, что будут носить на работу в ближайшее десятилетие.

По мере изменений стандартов одежды всегда возникает оппозиция. Многие люди, пересматривая сериал «Безумцы» (Mad Men) могут задаться вопросом: почему люди больше не одеваются так красиво? Но стандарты одежды рождаются из своего времени и места. Пристрастия в выборе вещей – изменчивы, но их можно предсказать. Поэтому тем, кто снисходительно улыбается при виде коллеги в неглаженном худи, посоветуем лишь одно – не судите.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Источник: TheAtlantic

Читайте также:

«Ви повинні враховувати дані»: як прогнозисти моди використовують штучний інтелект, щоб виявити тренди

Що являє собою Threads — нова соцмережа Цукерберга, яку називають «вбивцею Twitter»

Робособаки Boston Dynamics виступили на показі бренду Coperni

Головні тренди 2022 року за версією Trend Hunter: косметика і мода