Александр Лябах, основатель CheckiO и Empire of Code — о нестандартных играх, Free-To-Play и мотивации

Метод обучения путем игры лежит в основе целого ряда сайтов, приложений и программ. Но одно дело запомнить с помощью дидактических карточек десяток-другой иностранных слов, и совсем другое – постичь азы программирования. Хотя и второй вариант – вполне посильная задача. Подробности об играх для профессионалов и профанов в программировании нам рассказал Александр Лябах — основатель CheckIO и Empire of Code:

— Как возникла идея создания Empire of Code?

Мне кажется, что эта идея давно висит над Coding-Games. И это не идея конкретной игры, в которой строишь свою базу, нападаешь на чужие базы. Это идея о том, какое место программирование может занять в игровой индустрии. Программирование может обогащать игровой опыт, а не выделяться в отдельную индустрию.

В Empire of Code мы позволяем пользователю играть и не программируя. Пользователь может улучшать свои здания, не решая задачи, а(как и во многих других играх), добывая игровые ресурсы, развивая экономику внутри игры. Даже в битвах, где пользователь с помощью программы управляет боем, ему не обязательно писать алгоритмы самому, он может легко добывать их в битвах сам. Таким образом, идея Empire of Code в том, чтобы создать игру для программистов, в которую могут легко играть люди, не имеющие навыков в программировании.

И результаты не заставили себя долго ждать. В среднем игроки Empire of Code решают в 5 раз больше задач по программированию, чем это делают игроки на CheckiO. Считаю, что это — очень круто.

— Ваш стартап CheckIO стал довольно известным продуктом. Все ли цели в нём достигнуты, чтобы целиком посвятить себя новому проекту? Что ждёт CheckIO в ближайшем будущем?

maxresdefault
CheckiO имеет свою уникальную идею обучения программирования вокруг обмена опытом. И именно эта идея стала определяющей в формировании сообщества нашего проекта. Сейчас пользователи активно участвуют в развитии, создают задачи, помогают новым участникам решать задачи.

И хотя мы бросили много ресурсов на создание Empire of Code, это не помешало нам запустить партнёрство с JetBrains и совместно интегрироваться и в PyCharm и в их новый продукт — PyCharm Edu.

Кроме того, что CheckiO был нашим первенцем, с ним мы набили много «шишек», которые помогли нам в создании Empire of Code. Само комьюнити CheckiO помогало во время первой бета-версии, оно давало первый фидбек.

Я вижу будущее CheckiO и Empire of Code в интеграции, ведь обе эти идеи не исключают друг друга; наоборот — могут органично друг друга дополнять. И первый кирпичик мы заложили в самом начале Empire of Code, когда сделали совместную авторизацию для них, будем продолжать двигаться в этом направлении.

— С какими трудностями приходилось сталкиваться вашей команде? Сложно ли запустить такого рода стартап в Украине? Что изменилось, если сравнивать 2012-й и 2015-й?

Я думаю, что самая большая трудность, с которой мы столкнулись — это распределение. Мы слишком рано начали работать распределённо. Имея команду из 10 человек, мы одновременно находились в 4 городах и в 3 часовых поясах. Это слишком сложно для стартапа, ведь идеи должны формироваться, обсуждаться и тестироваться в течении дня, максимум недели.

Сложно ли запускать стартап в Украине? Для меня стартап — это, прежде всего, идея, а запуск стартапа — это проверка идеи. Так что я не думаю, что проверка идеи сильно усложняется тем, что ты далеко от Силиконовой Долины.

Мне сложно сказать, что поменялось, т. к. за это время я сам очень сильно поменялся. Люди как-то серьёзнее стали относится к стартапам. В новостях все чаще появляются сообщения об успешных украинских стартапах и их основателях-миллионерах. Украинцы уже не думают об этом как о чём-то, что дальше гаража не выйдет. Пришло осознание того, что при должном подходе можно из хобби сделать бизнес.

— Есть ли у вас вакансии? И если да, то какими качествами должен обладать ваш потенциальный сотрудник?

chek2
Я — как любой стартапер — всегда ищу людей в команду. Ещё в TechStars, когда мы планировали бюджет компании, нам говорили, что нужно оставлять в бюджете место на случай, если вы встретите человека, которого не сможете не пригласить в компанию. Поэтому я стараюсь больше знакомится с новыми людьми.

Для себя я определил одно качество, которое считаю очень важным — это чувство юмора. С момента создания CheckiO я успел поработать с большим количеством людей, и успел заметить, насколько креативными оказывались люди с хорошим чувством юмора, и насколько хорошо складывалась наша совместная работа. Безусловно, это не единственный фактор, но, тем не менее — очень важный.

— Вернёмся к Empire of Code. В одном из своих интервью Вы говорили о том, что еще не придумали, как монетизировать свой проект? Что думаете по этому поводу сейчас?

В Empire of Code мы решили не откладывать монетизацию в долгий ящик и уже во время первой бетки обсудили с нашими пользователями, какую монетизацию они считают максимально комфортной для себя. Это получилось одно из самых жарких обсуждений.

И уже 10 ноября у нас был релиз игры с монетизацией, которая в результате оказалась довольно стандартная для Free-to-Play игр: когда за деньги можно купить внутриигровую валюту, а уже с её помощью ускорять процессы или как-то украшать свою базу. Но при этом игрок, который вкладывает деньги в игру, не получает преимущество в игре по отношению к другим игрокам, за исключением скорости развития базы. В игре нет юнитов или зданий, которые работают лучше за реальные деньги. Это возвращает игроков в равные условия, но при этом позволяет проекту монетизироваться и расти.

Как я уже говорил, отвечая на первый вопрос, Coding-Games много что может взять от игровой индустрии, и монетизация – это только начало.

— Планируете ли привлекать сторонние инвестиции или будете вкладывать только собственные средства?

Да. Мы планируем привлекать инвестиции. Более того, мы еще до запуска проекта общались, как с нашим текущими инвесторами, которые нас всячески поддерживали с запуском Empire of Code, так и с новыми инвесторами, связи с которыми мы наладили еще в TechStars. Сейчас, когда Empire of Code уже показывает хорошие результаты, вести переговоры, подкреплённые цифрами, намного проще.

— Создание проекта – творческий процесс. Расскажите об источниках вашего вдохновения

Самым большим вдохновением являются мои пользователи. Их критика, их благодарность всегда вдохновляет меня. Это одинаково происходит и в CheckiO, и в Empire of Code. Я как основатель бросил идею, что-то изменил, — и пользователи мгновенно дают свою оценку, развивают эту идею. Это первое, что вдохновляет и развивает проект.

Но помимо вдохновения у меня есть еще маленький мотиватор, который не дает мне сдаваться и опускать руки в порой безвыходных ситуациях. Это моя маленькая дочь. И я ей всегда буду очень благодарен, за то, что она у меня появилась.

— Спасибо за рассказ. И напоследок — Ваши пожелания нашим читателям

Хочу посоветовать тем, кто готовится стать стартапером: начните прямо сейчас. Дочитайте эту статью, сходите на кухню, сделайте себе чаю и, пока будете пить – подумайте о том, что может стать первым маленьким шагом.

Я знаю, что экономическое положение у нас в стране сейчас не самое лучше, немногие люди располагают большим количеством свободного времени. Но даже если вы будете уделять один час, полчаса или даже 15 минут в день работе над своей идеей — вы будете чувствовать себя намного лучше.

Успехов вам.

Фото: Phaser.io, AventuresCapital

Читайте также:

Штучний інтелект у дизайні та розробці ігор. Де ми зараз і що далі?

Аналоги російських сервісів для українців

CES 2022: цікаві анонси найбільшої у світі виставки електроніки

Чому дрони можуть стати кращою заміною феєрверків