CEO Clobbi: «Надо не заниматься модными “фишками”, а решать проблему клиента»

Рынок ERP-систем кажется переполненным, а от разнообразия предложений кругом идёт голова — но вот появляется ещё один участник, не лишённый амбиций. Сегодня мы беседуем с командой Clobbi — украинского стартапа, созданного совместными силами команды менеджеров и программистов из Великобритании и Украины, на основе наработок и 28 лет опыта в сфере ERP-систем. Они предлагают управлять предприятием с помощью облачных технологий — и оптимистично смотрят на возможности рынка, несмотря на конкуренцию. Обо всём подробнее расскажет СЕО компании Антон Авринский:

СЕО Clobbi Антон Авринский (справа) и СТО проекта Сергей Фадеев (слева) в День вышиванки в офисе компании

СЕО Clobbi Антон Авринский (справа) и СТО проекта Сергей Фадеев (слева) в День вышиванки в офисе компании

О том, как создавался продукт

Идея создания Clobbi, как и многих других востребованных продуктов, началась с потребности рынка. Мы с командой прораболи в этой нише уже 15 лет и внедряли множество разных проектов на пост-советском пространстве и за границей — и за это время увидели большое количество компаний, которые нуждаются в таком системном решении. При этом они не готовы внедрять дорогостоящую ERP, требующую месяцы на установку, настройку и обучение персонала. Так и появилась идея сделать продукт облачным и легкодоступным для любого бизнеса.

Кроме доступности и простоты, мы хотели сделать систему многофункциональной, чтоб она охватывала все потребности бизнеса — от подбора персонала, управления задачами и проектами до документооборота, закупок, производства и продаж. По мере общения с клиентами мы расширяли и продолжаем расширять список отдельных продуктов: за последнее время добавили управление проектами и блок для работы HR-отдела, который закрывает и вопросы управления кадрами и автоматизацию рекрутинга. Собственно, собрав вместе весь наш опыт и идеи, мы решили создать Clobbi.

О главных отличиях Clobbi от конкурентов

Как я уже говорил, у нас есть несколько главных «фишек». Самая главная — наш опыт работы в этой сфере. Мы не пришли в неё «со стороны», мы прекрасно понимаем потребности компаний, что реально нужно бизнесу разного размера — как малому, так и среднему и крупному. Очень важным фактором, который также является нашей сильной стороной — мы не начинали «с нуля». Мы взяли крупнейшую украинскую ERP-систему IT-Enterprise, которая максимально функциональна и работает в сотнях компаний по миру уже 30 лет — и на её основе создали решение, которое учитывает лучшие практики автоматизации и мировые стандарты работы производств и управления бизнесом.

Ещё одна наша «фишка» — обширная функциональность и глубокая проработка каждого блока в сервисе. Например, если говорить о блоке «Производство» — система позволят оптимально планировать и поминутно загружать каждую единицу оборудования, визуализировать это все в виде такого (как мы это называем) «3D-цеха» — и все это использовать и на мобильных устройствах, и на ПК. В рамках этого блока можно планировать закупки, управлять остатками на складе и видеть эффективность всего цикла работы: от заказа продукции, до ее выпуска. А то, что это решение облачное и весьма доступное финансово — уникально, в мире такого нет. Обобщая, можно сказать, что основные «фишки» – глубочайшая проработанность продукта при лёгком доступе к нему и невысокой стоимости.

—Ваш продукт в основном рассчитан на малый бизнес?

Объективно говоря, изначально мы хотели работать только с сегментом SMB (малый и средний бизнес). Но практика показала, что решение подходит компаниям любого размера, т.к. является очень глубоким. Среди наших клиентов есть компании и в 10 человек, и насчитывающие несколько тысяч сотрудников. Ограничений тут нет, просто разные компании выбирают для себя разный набор блоков Clobbi для работы.

В больших компаниях сейчас очень популярен блок подбора персонала — это универсальное решение, которое может полностью закрыть задачу найма новых сотрудников. Стоит оно недорого и не требует никакой работы от айтишников. Работает это так: HR-директор подписывается на использование сервиса по подбору персонала, оплачивает стоимость этого блока и полностью закрывает задачи по управлению процессом рекрутинга в своей компании. Такое решение особенно популярно среди крупных компаний, ведь они много нанимают и тратят массу сил на поиск идеальных кандидатов на самые разнообразные должности.

Потому, изначально хоть мы и целились на малый и средний бизнес, по прошествии года работы можем сказать, что сервис интересен и крупным компаниям.

О команде и вакансиях

Основа команды состоит из 15 человек. Это те, кто постоянно занимаются развитием и поддержкой сервиса. Но в моменты активной разработки новых блоков мы используем внутренний аутсорсинг, привлекаем ряд специалистов от наших партнеров IT-Enterprise — и в пиковые моменты разработки над проектом могут трудиться более 50 сотрудников. Это позволяет очень быстро реализовать те потребности, которые у нас появляются в развитии сервиса.

Да, мы постоянно ищем новых сотрудников, это — непрерывный процесс. Опять же, для подбора новых коллег мы пользуемся сервисом Clobbi, который позволяет интегрироваться с сайтами поиска работы, публиковать вакансии в социальных сетях. Главное требование к соискателям — желание и потребность непрерывно развиваться. Понятно, что мы ищем и людей с опытом, которым не нужно будет слушать наши указания, а наоборот: мы сможем прислушиваться к их профессиональному мнению. Но в любом случае, для нас самое главное в специалистах — желание учиться и становиться лучше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Об используемых технологиях

Clobbi работает по принципу трехуровневой архитектуры: есть сервер базы данных; сервера приложений, на которых работает вся бизнес-логика; и клиентский, на котором, собственно, работает клиент. И сервера БД и сервера приложений работают на одном из самых безопасных сервисов мира — платформе Microsoft Azure. Мы являемся их национальным партнером и давно успешно используем эту платформу.

Серверы, с которыми мы работаем, находятся в Голландии, поэтому по сравнению с серверами, которые могут быть у небольшой или средней компании в Украине, Azure намного более защищен и надёжен. Регулярно проводим резервное копирование данных с серверов и обновляем систему, делая её более безопасной и быстрой в работе.

О мобильности и возможностях для пользователей смартфонов

Clobbi — мультиплатформенная система: есть и десктопная версия, и мобильная. Но по поводу замены настольных ERP-систем мобильными продуктами я бы не торопился. Да, есть пользователи из числа частных лиц, они и вправду всё больше используют мобильные технологии. В сегменте бизнеса тренд такой: выделяются отдельные задачи, часть из которых более удобно решать на смартфонах, часть — на планшетах, а другие нужно решать именно с помощью стационарного компьютера или ноутбука. И очень важно, чтобы такие корпоративные системы работали в едином пространстве, где что-то будет решаться на смартфоне, что-то на компьютере — и вся информация будет в единой системе. Именно по такому принципу создан Clobbi.

Например, система выдает план производства рабочему прямо на мобильный телефон (личный или корпоративный), человек получает задачу, выполняет её и на смартфоне же ставит отметку о выполнении. Вся эта информация автоматически попадает в систему. Планировщик, который составляет график производства, может видеть в режиме реального времени, что происходит на производстве — нажимает кнопку «перепланировать», и система составляет актуальный план на основе данных со смартфонов всех рабочих и плана загрузки производства.

Если в компаниях есть современнное оборудование, система может брать информацию о статусе работ прямо с него и обрабатывать её для составления планов. Именно так мы видим самую оптимальную и современную технологию мультиплатформенных решений для ERP.

О влиянии кризиса на активность заказчиков

Экономический кризис только подтолкнул компании уменьшать издержки и повышать свою эффективность, потому для нас не было особого спада продаж. В такие сложные времена люди перестают искать дорогие решения, которые требуют больших денежных вложений и длительного времени интеграции в бизнес, и которые (теоретически) когда-нибудь дадут эффективность.

Наоборот, владельцы бизнеса ищут то, что будет работать уже сегодня: способы недорого и безопасно сделать производство или работу предприятия дешевле и при этом продуктивнее. Все пытаются сократить затраты, оптимизировать расходы, оптимизировать численность персонала, загрузку производственных линий — а наш продукт ориентирован именно на это. Кроме того, практически все наши проекты позволяют измерять эффективность использования сервиса (т.е. подсчитать, сколько предприятие сэкономило). Где-то это снижение себестоимости, где-то — ускорение цикла производства, где-то — ускорение процесса подбора персонала. Потому в нашем случае спада продаж не было.

О конкуренции

В мире сейчас «бум» облачных систем управления. Много компаний интересных, инновационных, которые очень впечатляют своим развитием. В мировой практике мы видим, что большинство компаний работают в своих отдельных нишах. Например, популярная компания SalesForсe или многим знакомая компания Terrasoft, которые работают в нише CRM-решений. Есть компании, которые специализируются только на складских системах, электронной коммерции. Таких комплексных систем, как мы, которые закрывают все направления, — очень немного. Есть мировые аналоги, но это скорее — исключения из правил.

Ситуация на рынке СНГ в этом плане очень запаздывает; и на сегодня полноценные облачные системы управления бизнесом на нашем рынке в принципе отсутствуют. Есть решения для отдельных задач, но они не закрывают потребности организации в целом. А облачных систем управления для производственных компаний на рынке нет вовсе. Поэтому на мировом уровне конкуренция есть, она нам интересна и вдохновляет (это, конечно, SalesForce: у них отличный маркетинг, есть бельгийская компания odoo, которая делает интересный и полезный рынку продукт).

О первых показателях компании

Нашему проекту — ровно год. За этот год у нас появилось около 100 клиентов, более 20 из них уже стали постоянными. Самый большой срок сотрудничества с клиентом — собственно, год 🙂 Средний чек по клиенту меняется со временем: зачастую компания подключает один или два блока от всего Clobbi — и со временем, увидев эффективность системы, добавляет к основному аккаунту другие части сервиса.

По длительности рабочих сессий у нас тоже интересная ситуация. Покупая подписку на сервис, компания оплачивает определенное количество «доступов» — они определяют, сколько людей могут работать в системе одновременно. В то же время зарегистрировать и дать аккаунты можно неограниченному количеству пользователей, но все они не смогут работать с ней в одно и то же время. Т.е., если сотрудник склада пользуется Clobbi всего 15 минут за рабочий день, совершенно не нужно докупать ему отдельный доступ. Потому длительность сессии разная для разных департаментов и нужд.

О трудностях монетизации

В нашем продукте самое сложное — это, собственно, процесс принятия решения клиентом. Решение купить себе сумку или бусы приходит и выполняется очень быстро, иногда даже моментально; а решение подписаться на сервис управления компанией психологически намного сложнее. По многим нашим клиентам видно, что нужно время на созревание такого решения. Ведь, подписавшись на сервис, менеджер признает, что нужно будет измениться самому и изменить стандарты работы.

Clobbi построен на основе мировых стандартов — MRPII, MES, APS; все они разработаны на основе лучших практик управления предприятием, производством, закупками и прочими направлениями работы, потому, начав пользоваться сервисом, предприятию придётся менять свои бизнес-процессы под эти стандарты. Соответственно, первый рубеж — процесс принятия решения. Дальше есть еще одна веха. Важно, чтоб человек понимал, что он не изменит свой бизнес просто подписавшись на сервис. Следующий этап — это принятие целого ряда управленческих решений и внедрение изменений, начало работы по новым стандартам. В этот момент к работе приступают наши специалисты поддержки: помогают внедрить сервис, проводят обучение, вебинары и просто всегда готовы ответить на возникающие вопросы.

В целом, наш рынок практически неограничен. Каждой компании будет полезен если не весь комплекс, то тот или иной наш продукт, потому, модель монетизации проста: делаем то, что нужно нашим клиентам — и все довольны.

—Книги, которые вы бы рекомендовали начинающим интернет-предпринимателям

Одна из моих настольных книг — Джим Коллинз, «От хорошего к великому». Она помогает понять разницу между продуктом, который можно охарактеризовать «и так сойдет» — и тем качеством работы, которое будет приятно удивлять клиентов и финансово оправдывать вложенные усилия.

Кроме того, я очень рекомендую всю серию книг Элияху Голдретта «Цель» (все части), которая описывает разные подходы к работе компанией и принципы управления, основанные на теории ограничений — она позволяет выстраивать процесс непрерывного самосовершенствования. Это важно; на мой взгляд, любой бизнес состоит именно из непрерывного процесса улучшения себя и своей работы. Если ты не будешь учиться и совершенствоваться, всё «заглохнет» — и ты просто проиграешь эту борьбу.

Три главных урока после запуска собственного бизнеса

Самое важное — это люди. Это подтверждает опыт любой крупной и успешной компании и мой лично: какая команда, такие и результаты.

Второе: на этапе становления компании ей надо посвящать 100% своего рабочего времени. Нельзя заниматься «юным» бизнесом часть времени, это просто неэффективно и не даст результатов. Нужно полностью погрузиться в новую деятельность — и только в таком случае компания будет расти и развиваться.

Третье — необходимо слушать своих клиентов. Заниматься не тем, что модно или трендово, а именно тем, что решает проблему вашего клиента. Быть гибким и клиентоориентированным, именно тогда ваш продукт будет востребован.

Читайте также:

Штучний інтелект у дизайні та розробці ігор. Де ми зараз і що далі?

Аналоги російських сервісів для українців

CES 2022: цікаві анонси найбільшої у світі виставки електроніки

Чому дрони можуть стати кращою заміною феєрверків