Безумные «нулевые» — как маркетологи сводили потребителей с ума 10 лет назад

«Бум доткомов» (не Кимов, а стартапов-пустышек, состоявших из стартовой страницы и громкой рекламы), чудодейственные таблетки и страх «миллениума» — далеко не всё, чем нам запомнился период с 2000-го по 2009 год. Реклама и приёмы маркетологов были не менее беспощадны, абсурдны и часто не столько ассоциировались с увеличением продаж, сколько с громкими скандалами и напоминанием о себе при каждой малейшей возможности. Давайте вспомним это странное время — и те маркетинговые кампании, которые до сих пор можно привести в качестве полного абсурда и победа «креатива» над здравым смыслом.

Татуировки с адресами сайтов

Скинвертайзинг, или по-нормальному — реклама в виде татуировок на теле — знакома нашим читателям наверняка благодаря пирамиде MMCIS. В середине «нулевых» подобным способом рекламного продвижения увлекались многие компании, предлагая людям за денежное вознаграждение нанести татуировку с адресом сайта на участки тела, не закрытые одеждой — чаще всего это были руки, шея, лицо, спина.

Первопроходцем в этом абсолютно неблагодарном деле стал Джим Нельсон, который в 2003 году заработал $7 тыс. за татуировку с логотипом и адресом сайта компании CI Host сзади на голове — условиями контракта было предусмотрено, что он будет ходить с этой татуировкой 5 лет без права её свести.

Впрочем, компании вскоре стали подвергаться критике за то, что предлагают подобные способы заработка только людям с низким уровнем жизни или социальной культуры, которые часто не осознают, к каким долгосрочным последствиям может привести такой быстрый заработок. Так, одной женщине, пользуясь тем, что ей были нужны деньги на обучение сына, онлайн-казино выплатило $15 тыс. за татуированный адрес сайта на лбу. Мужчина, страдающий биполярным расстройством, нанёс на лицо несколько тату с названиями порносайтов, получив по $4 тыс. за каждый адрес сайта и сменил своё имя на Hostgator (название крупной американской хостинговой компании) всего за $15 тыс. В 2013-м он дал интервью изданию Vice, в котором заявил, что так смог уберечь своих детей от необходимости зарабатывать на улице продажей наркотиков или другим незаконным бизнесом — но при этом жалеет, что эти татуировки посвящены порносайтам.

Человек-DotCom

В 2000 году менеджер фирмы, занимавшейся компьютерным оборудованием, по имени Митч Мэддокс изменил своё имя в паспорте через суд на DotComGuy — и объявил, что намерен год прожить, не покидая стен собственного дома. Развлечения и еду он заказывал по интернету с помощью компаний и стартапов, ставших спонсорами этого странного эксперимента.

Смена собственного имени на доменное

Началось всё в 1998 году с того, что в канзасский городок Тупика (Topeka) не некоторое время сменил название на ТуПикачу (ToPikachu). Галфвэй в Орегоне на год переименовали в Галфком (Half.com), чтобы получить 20 новых бесплатных компьютеров для местной школы. За $20 тыс. Санту в Айдахо переименовали на период праздников в ТайнаСанту (SecretSanta.com) — и принимали и отвечали на письма детей к Санта-Клаусу. Последнее из безумств такого рода — дейтинговый сайт SugarDaddie.com попытался достигнуть соглашения с властями Шугар-Хилла в Джорджии для смены названия города на 10 лет за $3,75 млн — но ни власти, ни жители городка на это щедрое предложение не купились.

Почтовый дискоспам от AOL

Главный американский спамер 90-х успешно продолжал своё дело и в «нулевых»: диски почтой от AOL с предложениями бесплатных часов доступа к сервисам компании, всяческих курсов и видео. Как только у AOL появились конкуренты, для доступа к которым не нужно быљо вставлять диск или дискету в компьютер, весь этот «инфобизнес» заглох. В 2010-м бывший глава компании Стив Кейс (Steve Case) оценил затраты на такой дискомаркетинг в $35 на человека. Теперь этот раритет можно найти разве что у заядлых коллекционеров.

Безвкусица от GoDaddy

Хостер GoDaddy, пожалуй, может претендовать на звание компании, которая все «нулевые» выпускала откровенно сексистские, безвкусные и даже пошлые ролики в перерывах трансляции Суперкубка в США. Каждый ролик собирал миллионы просмотров в эфире и в интернете, правда, реакция общественности чаще всего была негативной (хоть и запоминались эти пощёчины общественному вкусу очень хорошо):

Голо-логий забег

В 2002 году мобильный оператор Vodafone заплатил группе людей за то, чтобы они выбежали голышом на поле с нанесённым на тело логотипами в ходе прямой трансляции Bledisloe Cup в Сиднее. Эффект разорвавшейся бомбы, на который рассчитывали маркетологи, оказался несколько сильнее всяких ожиданий: из-за разгоревшегося скандала главе Vodafone пришлось выпустить открытое письмо с официальными извинениями и пожертвовать 30 тыс. фунтов на спортивные благотворительные нужды.

Буйство красок в городе

Вы не жили в «нулевые», если не видели в 2005-м рекламу телевизоров от Sony Bravia: тысячи шариков всех цветов скачут по улицам Сан-Франциско, и кажется, будто они вас засыпят с головой.

Спонсор для родов

И завершает парад маркетинговых безумств десятилетней давности история 2006 года. Ася Фрэнсис (Asia Francis) из Сент-Луиса разместила на eBay право стать спонсором её родов и прямой трансляции. Ставка победителя оказалась крайне низкой как по современным меркам: хостинговая компания Globat всего за $1 тыс. купила право на рекламу — Фрэнсис в период беременности носила всюду футболку с логотипом компании, нанесла временную татуировку логотипа на свой живот и записала ролик с ключевыми моментами родов, который Globat разместила на своём сайте и могла использовать в дальнейшей рекламе услуг компании.

Источник: Timeline