Почему не следует подписываться на медиа-инфлюенсеров

Тщательно отобранные публикации в Instagram не только съедают наше время, но и могут повлиять на самочувствие. С чем это связано? И как можно избежать такой участи?

Исследователи пишут о так называемом эффекте лучших моментов (англ. – highlight reel effect) в социальных сетях, начиная, как минимум, с 2014 года. Суть этого эффекта состоит в том, что люди публикуют в основном лестные или хвастливые вещи о себе, тратят слишком много времени, поглощая до неприличия отшлифованные изображения других людей и забывают о своей собственной жизни.

Доказательства в поддержку этой теории неоднозначны. Некоторые из ранних исследований связывали эффект лучших моментов с симптомами депрессии, в то время как другие обнаружили, что его влияние значительно варьируется.

Некоторые из последних исследований показывают, что воздействие идеализированных изображений, особенно тех, которые публикуются лидерами мнений в Instagram, может стимулировать негативные социальные сравнения, что заставляет людей чувствовать себя плохо.

« – Многие лидеры мнений начинали как обычные пользователи интернета, но, создавая контент, основанный на определённом таланте, умении или на раскрытии их образа жизни, они смогли создать аудиторию, – говорит Кристал Абидин (Crystal Abidin), исследовательница интернета и социальных сетей в Университете Кертин в Австралии, которая изучала инфлюенсеров и онлайн-аутентичность.  – Как только аудитория инфлюенсеров достигнет достаточного количества, рекламодатели смогут работать с ними, вставляя рекламу в их публикации в социальных сетях».

По словам Юхи Муннукка (Juha Munnukka), исследователя маркетинга из Школы бизнеса и экономики Университета Ювяскюля в Финляндии, в отличие от обычных знаменитостей или индоссаторов платных продуктов (известные личности, которые появляются в рекламе продукта и заявляют о том, что использовали его и остались довольны, например, обзоры у блоггеров) инфлюенсеры получают больше доверия от своих фолловеров, которые воспринимают лидеров мнений как своих приятелей. Это очень важно для рекламодателей, поскольку есть свидетельства того, что приятели – в большей степени, чем незнакомцы или знаменитости – могут влиять на наши интересы и покупки.

«Сходство инфлюенсеров со своей аудиторией – их надёжность, опыт и привлекательность – это общие аспекты, которые влияют на их авторитет», – объясняет Муннукка. А этот авторитет эквивалентен умению убеждать.

Даже мелкие инфлюенсеры, имеющие менее 50 000 подписчиков, могут заработать сотни или даже тысячи долларов за рекламный пост. И хотя многие из них придерживаются позиции «калиброванного дилетантизма» и финансовой нестабильности, большая часть этой деятельности организована, по словам Абидин

«Многие лидеры мнений – миллионеры, которые используют эмпатию каждого человека и рассуждение о жертвенности. Большинство влиятельных лиц делятся частной или якобы частной информацией о себе, но различные исследования показывают, что все аспекты сообщаемой информации продуманы и преднамеренны» – поясняет Абидин.

Другими словами, их мнимая реальность по большей части перформанс (справедливости ради: то же самое можно сказать и о многих не влиятельных людях в социальных сетях).

Пока лидеры мнений откровенны относительно своих финансовых связей с брендами, которые они продвигают, эта уловка не вызывает беспокойства регулирующих органов. Но исследования показывают, что тратить много времени на взаимодействие с контентом такого рода вредно для психического здоровья.

Instagram доминирует в маркетинговой игре больше, чем другие социальные сети. И время, проведённое в Instagram – в частности, время, проведённое за просмотром «идеализированных» изображений, связанных с красотой или фитнесом, – ассоциируется с более низким уровнем оценки собственной привлекательности и повышенным риском симптомов депрессии, беспокойства и неудовлетворённости своим телом, по данным исследования Университета Федерации Австралии в 2018 году.

Авторы этого исследования пишут о теории социального сравнения, которая утверждает, что для людей естественно сравнивать себя с другими, чтобы сформировать свою самооценку. Но если те, с кем вы сравниваете себя, являются усовершенствованными, отполированными до блеска или гламурными, теория социального сравнения предполагает, что ваше восприятие собственной внешности или образа жизни может существенно проиграть в этом сравнении, поясняет Дорин Доджен-Маги (Doreen Dodgen-Magee), психолог и автор книги Deviced!: Balancing Life and Technology in a Digital World.

Ранее теория социального сравнения обсуждалась в контексте журналов о красоте и идеи о том, что изображения сверх худых тел и ретушированных лиц могут усугублять проблемы с питанием и низкую самооценку, особенно у молодых женщин. Но это становится ещё актуальнее, когда речь заходит об инфлюенсерах и изображениях образа жизни, которые они рекламируют. Лидеры мнений, за которыми вы следите, могут время от времени сообщать о своей ужасной причёске, безрезультатной тренировке или тяге к нездоровой пище – вещам, которые заставляют их казаться несовершенными и реальными – но их жизнь продолжает казаться удивительно интересной и красивой по сравнению с вашей.

«Вся работа, которую делают лидеры мнений за камерой, направлена на то, чтобы укрепить свой авторитет и создать повествования, соответствующие их аудитории – всё это делается с намерением увеличить денежный приток», – говорит Абидин.

По её словам, некоторые инфлюенсеры прозрачны в отношении денег, которые они получают за одобрение продукта. Но это не гарантия того, что вся их личность в Instagram не представляет собой одно большое рекламное объявление. Существуют свидетельства того, что всё напускное совершенство может сказаться и на самих лидерах мнений.

«Мы тратим всё больше времени на просмотр отобранных и идеализированных изображений, и всё меньше времени на построение реальных отношений», – рассказывает Доджен-Маги.

Она указывает на исследования, которые связывают использование социальных сетей – и особенно Instagram – с симптомами депрессии у молодых людей. В прошлом году исследование связывало использование социальных сетей, особенно ориентированных на изображения социальных платформ по типу Instagram, с неудовлетворённостью телом и расстройствами пищевого поведения среди мужчин.

«Лидеры мнений кажутся нам небожителями», – говорит Доджен-Маги. – И мы теряем способность получать надлежащую информацию от подлинных людей в наших воплощенных пространствах».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Источник: Medium

Читайте также:

Переход в онлайн: освоение технологий для пожилых

Новые технологии улучшат образование вашего ребёнка, но не его творческий потенциал

Про бото-фермы и фейковых инфлюенсеров

Как компании используют технологии для отслеживания работников