Тамагочи: к чему нас подготовили виртуальные питомцы

Маленькие, портативные и постоянно требующие внимания – такими были Тамагочи, которые попискивали в карманах чуть ли ни каждого подростка. В чём же заключалась их привлекательность, и какие игрушки пришли им на смену?

Тамагочи были пластиковыми электронными устройствами яйцевидной формы, которые легко помещались на ладони человека и были прикреплены к цепочке для ключей для удобства переноски. Они широко рекламировались, обычно между субботними утренними мультфильмами, и вскоре были почти у всех – от маленьких детей до подростков и взрослых.

Крохотная игрушка предназначалась для ношения в кармане рубашки, кошельке или сумочке, так как её нужно было постоянно «кормить» или обслуживать иным образом. Маленькие кнопочки (изначально их было 3, в более поздних моделях могло быть и больше) на лицевой стороне располагались под маленьким экраном, который был рабочей частью устройства.

Несмотря на свои небольшие размеры, электронное устройство занимало львиную долю времени своего владельца, уведомляя его/её о потребностях Тамагочи серией пронзительных звуков, указывающих, что пришло время взаимодействовать со своим питомцем. Причём устройство издавало звуки в любое время суток, и его нельзя было отключить, что сегодня покажется удивительным и даже странным.

Тамагочи появились примерно в то же время, что и Giga Pets и другие бренды – в период бума виртуальных питомцев в середине 90-ых годов прошлого века. Некоторые люди так и не поняли, как всё это настроить: у них не хватало терпения разбираться с маленькими кнопками и сложным порядком, в котором их нужно было нажимать, чтобы заставить Тамагочи сделать то, что предполагалось по умолчанию его создателями – развлекать вас. Обычно такие люди в итоге отдавали свои неиспользованные устройства младшим братьям и сёстрам или кому-то из детей, которые по какой-то причине ещё не стали частью тамагочимании.

Звучит знакомо, правда?

Виртуальные питомцы частично напоминали другой тренд из недалёкого прошлого, 1970-ых: камни из картонной коробки под названием Pet Rock. Что они делали? Ничего. Так в чём же был их смысл, почему люди хотели иметь домашний булыжник? Потому что такой же был у всех. Срабатывал стадный инстинкт. Дети хотели быть такими же, как и все остальные сверстники. Камни из коробки не говорили, не двигались и от них не было абсолютно никакой отдачи. Некоторые люди разговаривали с ними, но, само собой разумеется, не получали никакого ответа. Их можно было просто найти у дороги или купить в магазине.

Бизнес по продаже Pet Rock сделал его основателя, Гери Дала (Gary Dahl), миллионером. Находчивый предприниматель решил проблему родителей, не желавших иметь трудности, связанные с содержанием домашнего животного, и детей, мечтающих получить друга. Он продавал камни за $3.95. Нет, вы прочли верно. Дал продавал обычные камни в картонной коробке, напоминающей контейнер для перевозки домашних питомцев. Чудо-набор сопровождала специальная инструкция, детально объясняющая, как общаться и дрессировать свой камень. И люди с радостью приобретали Pet Rock для себя и своих детей. Сложно сказать, что сыграло главную роль в успехе этого продукта – маркетинг или психология. Может быть, и то, и другое. Возможно, однажды тотальное увлечение смартфонами так же станет забавным фактом из прошлого.

Помимо этого, предыдущие поколения имели в своём распоряжении книжки-раскраски. Это кажется немного странным. Почему взрослый человек хочет раскрашивать книжку-раскраску? Обычно этим занимаются дети дошкольного или младшего школьного возраста. ответ прост. Чтобы расслабиться. Чтобы отвлечься на другое занятие. Чтобы успокоиться. Книжки-раскраски были призваны снимать стресс. И люди охотно брались за это необременительное и лёгкое занятие.

Раскраска-антистресс

Удивительно, но книжки-раскраски для взрослых (не путать с продукцией эротического характера) вернулись, чтобы успокоить расшатавшиеся нервы у нашего поколения, получив приставку «антистресс» к своему названию. У камней-питомцев не было триумфального возвращения, но их новая инкарнация – кристаллы – стали довольно популярными.

Было достаточно исследований о том, как социальные сети повышают уровень депрессии и тревоги: люди начинают сравнивать свою собственную жизнь с жизнью других и думают, что их жизнь явно проигрывает. Осознание того, что контент большинства пользователей тщательно отбирается и фильтруется не приносит облегчения. Люди прокручивают бесконечные ленты, наблюдая за эфемерной жизнью друзей и селебрити, пропуская свою собственную жизнь в офлайне.

Безудержное использование мобильного телефона практически всеми (85% людей в Северной Америке имеют мобильный) приводит к травмам шеи, которые, в свою очередь, приводят к травмам позвоночника и в конечном итоге могут вызвать его деформацию (рекомендуем прочесть книгу Дэвида Фостера Уоллеса – «Бесконечная шутка»).

В следующий раз, когда вы окажетесь в метро, понаблюдайте за людьми. Они неотрывно смотрят в свои гаджеты, держа шею в неестественной и неудобной позе, и рефлекторно свайпят по экрану. В памяти сразу появляются маленькие и безобидные виртуальные питомцы Тамагочи, захватившие волю и сознание своих владельцев пару десятилетий назад.

Некоторые люди были настолько хорошими владельцами для своих виртуальных домашних животных, что последние разительно вырастали или даже могли делать трюки. Это были те люди, которые прерывали разговор с другом, чтобы покормить своих тамагочи. Это были те люди, которые могли впасть в истерику, если вовремя не убрали за своим питомцем. Это были те люди, которые целиком и полностью подстраивались под Тамагочи. Со временем большинство людей, трепетно оберегающих виртуальную жизнь Тамагочи, переросли своих любимцев. Кто-то угробил своего питомца ненадлежащей заботой и не хотел заводить ещё одного, кто-то просто устал от виртуального друга и нашёл новое и более увлекательное занятие. Люди проявляли богатую гамму чувств по отношение к своему питомцу: радость, гордость, раздражение, грусть и т.д. У меня было 2 Тамагочи одновременно. Утрата второго переживалась намного легче и, если честно, с некоторым облегчением.

В конечном итоге тренд на виртуальных домашних животных угас. В противоположность этому, возможности смартфона настолько выросли, что его использование с каждым днем увеличивается. Поэтому, когда прелести воображаемого существа из нескольких пикселей перестали волновать умы людей, современные смартфоны с высоким разрешением захватили наше внимание.

На самом деле наше внимание было подготовлено к мобильным телефонам нашими отношениями с виртуальными домашними животными, которые были у нас в предподростковом и подростковом возрасте. Идея виртуального питомца заключалась в его «комфортности», что не в последнюю очередь достигалось благодаря мобильности Тамогочи – он всегда был с вами.

В этом же заключается привлекательность и мобильного телефона, не так ли? Мы можем всегда иметь при себе наше электронное устройство/игрушку. В то же время среди людей всех возрастов наблюдается буквальная эпидемия одиночества. Показательно, что эпидемия одиночества начала нарастать  параллельно с использованием социальных сетей.

Оба устройства снимают скуку и обеспечивают развлечения. В отличие от камня-домашнего питомца или книжки-раскраски, портативные устройства любой степени интерактивности дают нам ощущение, что они живые и, следовательно, мы не одиноки.

Проблема в том, что интернет, к которому нас сегодня подключают портативные устройства, может быть намного более мрачным и зловещим опытом, чем наблюдение за маленьким питомец размером в 2х3 пикселя.

Виртуальные питомцы, такие как Тамагочи и Giga Pets предоставили нам опыт, к которому мы привязались и захотели возобновить.

И когда технология позволила, мы возобновили.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Источник: Medium

Читайте также:

Новые технологии улучшат образование вашего ребёнка, но не его творческий потенциал

10 бизнес-трендов, которые стали знаковыми для 2010-ых

Большие надежды низкотехнологического смартфона

Mi Band 4: чи вартий він своїх грошей?