О тенденциях в развитии доменного пространства

Я расскажу о последних тенденциях в области развития и использования доменных имён. Все они имеют глобальный характер, кроме одной, имеющей украинскую “прописку”. Тенденции перечислю по значимости для развития доменного рынка в порядке убывания.
 
Первая глобальная тенденция касается конкуренции доменной системы с Google и Фейсбук. Я уже как-то говорил о том, что они являются естественными врагами доменной системы. Google вообще, я думаю, мечтал бы отменить доменную адресацию, чтобы все ходили в Интернет через поисковую строку, и к чему, надо сказать, они прилагают немалые усилия. Так, сегодня в браузере поисковая строка почти слилась с адресной, что приводит к уменьшению прямого доменного трафика. И здесь тоже наблюдается разнонаправленная реакция: если среднестатистический индивидуальный пользователь всё меньше и меньше пользуется доменной системой, то корпоративные, наоборот, максимально пытаются отстроиться от публичных сервисов Интернета и вытягивают оттуда трафик на собственные сайты и домены. Они интуитивно понимают, что домен — это единственная цифровая собственность в Интернете и единственная независимость от других платформ.

Вторая тенденция — введение ICANN частных доменных TLD-зон, в которых будут доступны регистрации. И для регистраторского рынка это хорошая новость. Но не в том, что доменов будет больше и люди будут регистрировать много новых имён. Хорошая новость заключается в другом. Это похоже на продажу мобильных телефонов когда-то, когда пользователь приходил в салон мобильной связи и спрашивал: к какому оператору подключиться? И то, к кому он подключался, зависело от того, что ему скажет продавец, потому что осознанного выбора он сделать не мог в силу сложности условий, разнообразия пакетов и т д. Здесь такая же ситуация. В связи с разнообразием правил регистраций в этих частных зонах и в связи с их количеством, пользователи будут дезориентированы. И в этой ситуации регистрации будут происходить в тех доменных зонах, в которых регистраторы будут советовать это делать. И это коренным образом изменит модель на этом рынке, потому что если раньше регистратор был величиной пассивной, от него мало что зависело, то в ближайшее время ситуация изменится, и распределение долей регистраций между различными доменными зонами будет скорее зависеть от политики регистраторов (например, от того, какие доменные зоны будут по умолчанию представлены в форме поиска), чем от осознанного выбора пользователей.

Ещё одна тенденция — визуальная составляющая доменных имён, очень ярко выражена в кириллических доменах в России. Там действительно масса рекламы использует кириллические домены. Это связано с удобством чтения на родном языке. То же самое касается аудиальной составляющей. В этом смысле кириллические домены имеют большое преимущество для русскоязычного пользователя. В связи с этим на рекламном рынке тоже появилась тенденция к тому, чтобы разделять домены по функционалу. Например, когда несколько доменов ведут на один и тот же сайт, но для ссылок в Интернете используются латинские домены, а для визуальной и аудиальной рекламы — кириллические. Фактически, это тоже приводит к некой множественной регистрации. И здесь мы впервые сталкиваемся с явлением, когда домен по сути теряет свою универсальную функцию, когда на нём была и почта и сайт, и что-то еще могло быть. Сегодня же происходит расщепление этих функций таким образом, что часть маркетинговых функций достается одним доменам, часть ссылочная — другим доменам, и получается некая специализация в рамках доменных зон. Я думаю, что эта тенденция и дальше будет продолжаться: по мере продвижения новых зон в массы люди будут искать и находить новые применения этим доменным зонам.

Глобальной, также, является тенденция множественных регистраций. Она возникла потому, что сегодня люди более или менее осознали ценность доменных имён, как некого объекта собственности. Если раньше компания регистрировала для себя 1-2-3 имени, то сегодня компании с целью защиты своих интересов часто регистрируют 20-30-50 имён. И доля таких клиентов непрерывно растёт. Эту ситуацию будет усугублять введение TLD-зон ICANN, а также, введение всевозможных нелатинских кириллических зон. Для регистратора это отчасти отрадная тенденция, но вообще она не очень правильная.

Ещё одна тенденция связана с использованием электронной почты. Так, мы фиксируем непрерывное снижение почтового потока на почтовые адреса с собственными доменами. Это связано с угасанием электронной почты вообще, как механизма связи, то есть доля почты в трафике сильно снижается за счёт использования соцсетей. Второй момент, с которым это связано, — это глобальное доминирование почтовых платформ типа Google, Яндекса и т д. Сегодня людей устраивает почта на домене Google и они не заморачиваются даже с тем, чтобы свой собственный домен туда переадресовать. Поэтому в контексте введения IDN-доменов, наверное, значимость почтовой составляющей не так уж велика. И она будет постепенно снижаться.

И последняя из тенденций носит украинский характер. (Хотя, нужно отметить, что подобное явление встречается в некоторых других странах). Это злоупотребление правом и не совсем корректное применение норм украинского законодательства касательно использования торговых марок в доменных именах. Как большой регистратор мы видим некоторые удивительные метаморфозы в этой сфере. У меня, например, есть решение апелляционного суда, в котором указано, что использование части слова (трёхбуквенного сочетания, условно “АВС”) в доменном имени признано использованием торговой марки в доменном имени. Таким образом можно очень далеко зайти, например, объявить букву “А” своей торговой маркой и запретить использовать в доменных именах.

Что здесь произошло? В попытке обеспечить права правообладателей на торговые марки в своё время в Закон Украины “О защите прав на знаки для товаров и услуг” была внесена поправка, когда в одной из статей было написано “… в том числе, использование в доменных именах”. При этом термин “использование” не был расшифрован. Раньше в этом же Законе была другая статья, которая расшифровывала, что использование торговой марки — это продвижение и продажа товаров и услуг под этим наименованием, а не что-либо другое. Но потом эта статья была видоизменена. И вот мы имеем ситуацию, когда образовалось некое сообщество юристов-провокаторов, которые пытаются зарабатывать на этом деньги.

(по мотивам выступления на Форуме по управлению Интернетом IGF-UA)

Читайте также:

Доменний ринок перед новими викликами

10 самых высокооплачиваемых работ гигономики — исследование Fit Small Business

Три прогноза для развития продуктового дизайна

Александр Ольшанский: «Для частного инвестора ICO — это возможности, которых раньше не было»