Валерий Яковенко и Февзи Аметов, основатели Drone.UA — о перспективах беспилотников в Украине

Совсем недавно мы рассказывали вам о том, как в зарубежной практике беспилотные летательные аппараты (БПЛА) меняют рынок оказания услуг и различные сферы жизни. В Украине есть люди, которые сами помогают развивать эту сферу не только для военных, но и для гражданских целей.

Редакция Imena.UA пообщалась с Валерием Яковенко и Февзи Аметовым, основателями Drone.UA, о перспективах БПЛА и о том, насколько сложно продвигать подобный технологический продукт на отечественном рынке.

— Расскажите, как давно существует проект и как вам пришла идея работать именно с дронами на украинском рынке (ведь по сути до событий минувшей зимы дроны и видео- фотосъёмка с их помощью были скорее игрушкой, чем необходимостью)

Screen Shot 2014-11-06 at 11.28.43

Когда возникла идея – это сейчас тяжело вспомнить, сам же проект мы начали в августе прошлого года, когда были выделены первые ресурсы на регистрацию торговых марок, закупку первоначального оборудования и т.д. Сама технология появилась достаточно давно, но и сейчас для многих платформы для видео- и фотосъёмки являются дорогостоящими игрушками, однако, как только платформа позволяет получать данные для повышения эффективности тех или иных процессов, это — уже полноценный рабочий инструмент. Глобально интерес к беспилотным технологиям возник из-за их возможностей и данных, которые стало реальным получать и использовать в различных отраслях. Так что события, произошедшие зимой, в нашем случае никак не повлияли на развитие, за исключением того, что узнаваемость технологии, конечно, появилась.

— В вашей компании, по сути, 2 проекта с общей тематикой: Drone.UA и DigiFly. Чем они отличаются?

Screen Shot 2014-11-06 at 11.27.29

Это 2 проекта, которые дополняют друг друга. DigiFly — это услуги с использованием платформ, Drone.UA — это создание и комплектация самих платформ, обучение и техническое обслуживание. Недавно мы запустили ещё один проект — Mapper.Drone.UA, который специализируется на обработке получаемых с помощью БПЛА данных. В этом направлении мы работаем с данными, получаемыми не только с платформ Drone.UA, но и с помощью любых других дронов.

— Вы используете квадрокоптеры, которые собираете сами, или же вы закупаете готовые аппараты?

Screen Shot 2014-11-06 at 11.29.14

Квадрокоптеры — это очень узкое понятие, одна из разновидностей мультироторных беспилотных аппаратов. Мы работаем как с различными мультироторными платформами (от 3-х до 8-ми двигателей), так и с платформами самолётного типа. Мы не используем готовые платформы, для коммерческого применения они не подходят; но мы используем готовые отдельные компоненты и модули, дорабатывая или улучшая их при сборке для соответствия техническому заданию. Фактически то, что мы делаем — это кастомизация и интеграция в процессы.

— Как обстоят дела с окупаемостью? Продажа и аренда дронов сделали проекты прибыльными? Какие планы у вас на 2015 год?

Screen Shot 2014-11-06 at 11.28.57

Говорить о доходности или окупаемости пока рано, ведь это — абсолютно новый рынок, которого не было полгода назад, и который только начинает формироваться. Однозначно то, что мы без работы не сидим, и наши платформы пользуются популярностью. Если в 2014 году мы очень плотно работали в аграрной отрасли, то в 2015-м планируем, также, расширить присутствие и в других сферах применения БПЛА, в первую очередь это — нефтегазовая и горно-добывающая отрасли, энергетика, уже сейчас мы ведём несколько пилотных проектов в этих отраслях.

— Военные не обращались к вам за советами и услугами? Тема беспилотников сейчас в Украине набрала популярность не в последнюю очередь благодаря им

Обращались и обращаются, по многу раз в неделю. Но важно понимать, что это — гражданские технологии. Да, с радиусом действия в 40 км, с автоматической системой управления от взлёта до посадки и т.д., но до военных или околовоенных им очень далеко. Мы помогаем советами, подсказываем, как добиться тех или иных результатов, показателей. Особенно важно то, что на околовоенной теме появляется очень много спекуляций, и к нам иногда обращаются с просьбой дать оценку стоимости или целесообразности применения того или иного оборудования, ведь мы используем такие же комплектующие.

— Кстати, на каком этапе вы поняли, что идея с квадрокоптерами «выстрелит»? Не было желания сменить профиль hardware-деятельности?

Желания не было, выстрелит ли, мы не знаем и сейчас, это непредсказуемо, равно как и любой другой новый бизнес и рынок.

— Если не секрет, расскажите, как обычно проходит рабочая неделя команды ваших проектов

Без выходных, без отпусков, рабочие дни по 12-14 часов, половину всего времени проводим в командировках.

Screen Shot 2014-11-06 at 11.29.35

— Помимо успехов, всегда интересно узнать о поучительной части бизнеса. Какие уроки вы извлекли из запуска и развития собственного? (хотя бы 3-4 наблюдения / урока, которые пригодились вам и могут быть полезны другим предпринимателям)

В этом вопросе всё стандартно. Это — не первый проект, который мы запускаем, у нас был опыт подобной активности в других отраслях. В отношении дронов характерно скорее то, что рынок для технологии изначально отсутствует, за исключением видеосъёмки с воздуха. И мы занимается не только развитием собственных продаж, каналов, но и стараемся формировать рынок, часто проводя презентации и демонстрационные вылеты (естественно, бесплатно). На подобное мы изначально не рассчитывали.

Когда появляется новая технология, позволяющая повысить эффективность процессов или увеличить контроль за работой, у нее появляются не только сторонники, но и противники, на чью работу технология может повлиять непосредственно, например, на работу рядовых агрономов. Ведь раньше можно было “кормить” руководство «сказками» до последнего дня сбора урожая, и найти виновных где угодно. А теперь все оплошности видны, как на ладони. Вывод в данном вопросе прост: даже в случае неудачи в продаже не стоит забывать о клиенте. Возможно лица, которые присутствовали на встречах или презентациях, попросту не заинтересованы в изменении чего-либо, нужно попытаться открыть другую дверь.

Screen Shot 2014-11-06 at 11.29.48

— Что бы вы посоветовали тем, кто только хочет открыть свой бизнес в области hardware-стартапов?

Не стоит думать, что всё придумано до нас: зачастую применение самых простых вещей, но в нужном направлении может стать выгодным и найти своего потребителя. Не стоит бояться ошибок или неправильного пути.

 

Фото: greencubator, Teslacamp и «Торговий Дім Насіння» (демонстрационные поля).