В дискуссиях о будущем мобильных программ часто звучит общий вывод о том, что в конечном итоге всё мобильное ПО превратится в приложения для iOS или Android. На самом деле, многие из комментаторов сами заинтересованы в том, чтобы помочь нативным мобильным приложениям выжить. Но такие прогнозы часто игнорируют тот факт, что браузеры и сам веб-серфинг быстро становятся мобильной операционной системой будущего, а нативные приложения постепенно уходят на второй план.
Нативные приложения хороши, но не для всех задач
Нет сомнения, что специализированные мобильные приложения отлично справляются с определёнными задачами. Они замечательно подходят для частых и продолжительных действий, которые мы выполняем много раз каждый день. Приложения типа Snapchat, WhatsApp и Facebook Messenger должны напрямую взаимодействовать с камерами, микрофонами и ОС. Поэтому для подобных задач имеет смысл запускать именно приложение для платформы iOS или Android.
Но действительно ли нам нужно, чтобы любые другие типы приложений был установлены изначально? Ведь мобильный интернет и современные браузеры могут легко справиться практически с любой задачей, которую мы захотим решить. Не будем забывать, что мобильные приложения для гаджетов появились, как временное решение для среды с кратковременным интернет-подключением. Но в мире 3G и 4G, а также повсеместного Wi-Fi такие проблемы неактуальны. Некоторые компании уже распрощались с собственным мобильным приложением — именно благодаря достижениям в области мобильного веба и стандартов связи. Пример прощального сообщения от компании Patagonia:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Больше времени в мобильных браузерах
Особенность не только в компаниях, которые отказываются от нативных приложений, но и в потребителях — среднестатистический американец сегодня практически не скачивает и не устанавливает новые приложения на свои гаджеты. Это почти не связано с тем, сколько времени в целом мы уделяем смартфонам — для сравнения, оцените количество времени, потраченное в браузерах. Все знакомы с Firefox, Chrome, Safari и Internet Explorer — традиционными браузерами с адресной полосой, функцией поиска и кнопками перехода вперёд и назад. Но они не являются единственными браузерами, которые мы используем каждый день. Всё больше времени пользователи уделяют приложениям для обмена сообщениями, соцсетям, которые являются оболочкой для мобильного интернета — по сути, новыми браузерами. Они предоставляют социальный контекст и связи, которые нам нужны, а традиционные браузеры этого уже не обеспечивают.
Например, приложение Facebook — это наш браузер в среде социальных сетей. Он облегчает поиск друзей, мероприятий и контента, который нам интересен. Вместо того, чтобы скачивать данные через традиционные браузеры, мы потребляем информацию, которую нам предоставляет Facebook, исходя из наших интересов и интересов наших друзей. Мы уже видим ряд изменений в интерфейсе приложений, а также несколько новых функций, которые приближают Facebook к реальному браузеру.
Slack, в свою очередь, — браузер для работы. Он облегчает поиск документов, обсуждения рабочих моментов и данных. Раньше приходилось искать нужную информацию у коллег и не всегда удавалось собрать всю нужную информацию. Сегодня наши коллеги «предоставляют» документы и обновления через браузеры вроде Slack, что делает работу более интегрированной.
WhatsApp является браузером для сетей близких друзей. Будь то общение один на один или беседа в небольшой группе, мы получаем контент, персонализированный для нас, от наших самых близких друзей. Эти сети друзей «подталкивают» контент к нам для просмотра и потребления. Мы доверяем рекомендациям наших друзей — это самый личный способ просмотра веб-страниц.
Вышеприведённые приложения для обмена сообщениями являются нативными. Но в них уже можно заметить появление новых функций, которые выполняют задачи, ранее выполнявшиеся в других нативных приложениях или отдельно в браузере. Эти новые типы взаимодействия с интернетом предлагают широкий набор функций за счёт миллионов новых интеграций от сторонних разработчиков ПО. Мессенджеры и социальные браузеры настолько успешны, что нам, как правило, нужны только три их разновидности, чтобы находить, извлекать и потреблять весь необходимый контент. Неудивительно, что Facebook, Google и многие другие делают крупные ставки на эти технологии. Ведь если у вас есть браузер, значит, есть доступ к аудитории.
Боты — новый способ веб-серфинга
Самое замечательное в этих новых моделях браузеров — то, что они постоянно эволюционируют. Закладки были основной особенностью интерфейсов ОС с 1990-х годов, в основном, это относилось к значкам на рабочем столе и меню «Пуск». Поскольку мы больше времени проводили в браузерах для настольных ПК, мы полагались на различные новые типы закладок. Мы добавили закладки для URL-ссылок страниц и доменных имён, установили панели инструментов для доступа к службам, таким как MSN News, Google Search и Yahoo! Mail. Все пользователи вручную курировали собственный контент.
Сейчас мы наблюдаем, что боты становятся новым типом динамических закладок для мобильных браузеров. Вместо того, чтобы вводить URL-адрес в адресной строке и каждый раз ожидать загрузки запрошенных страниц, мы обращаемся к ботам, которые предоставят нам нужный контент по мере необходимости. Они изучают информацию, с которой мы работаем и предлагают всё более релевантные данные. Теперь именно боты курируют контент для нас. Возьмите функцию «@music» в Telegram. Она использует встроенную клавиатуру, которая позволяет находить и слушать музыку, даже не отправляя никаких сообщений. Технология обновляет свои сообщения «на лету», когда вы просматриваете страницы результатов поиска.
Таким образом, вместо отдельного мобильного приложения или поиска музыки в браузере, пользователь обращается к боту, который сможет обеспечить слушателя необходимым контентом. Уже сейчас многие дополнительные функции (заказ еды, бронирование столика в заведении, покупка товаров) доступны в Facebook Messenger для жителей США и других стран. С течением времени боты станут средством для определения наших интересов и онлайн-поведения. Мы можем заказывать товары и читать различную информацию. Процесс курирования обеспечивается за счёт сети наших близких друзей и искусственного интеллекта.
Что это означает для будущих разработчиков
Именно веб всегда был и будет самой популярной мобильной операционной системой в мире, а не iOS или Android. Потому важно, чтобы следующее поколение софтверных компаний не фокусировалось исключительно на создании собственных версий уже существующих приложений для iOS или Android. Просто убедитесь, что они хорошо работают в новой волне мобильных браузеров — мессенджерах. Не создавайте отдельные программы только с целью мнимой возможности их популяризации. Спрос на ваши разработки будет там, где люди проводят большую часть своего времени, а сегодня это — социальные сети и мессенджеры, новый мобильный браузер для будущего онлайн-мира, в котором повсеместно будут боты.
Источник: блог компании Intercom на Medium.com