Инициатива с тематическим хэштегом, стартовавшая как рекрутинговая кампания, довольно быстро переросла в тематическое движение в соцсетях в защиту прав женщин на работу в технологическом бизнесе, разработке и научных лабораториях.
С чего всё начиналось
Тысячи женщин по всему миру с тегом #ILookLikeAnEngineer публиковали изначально фотоснимки самих себя на рабочем месте и коротким пояснением, что именно они делают и кто они по профессии.
Но резкий всплеск интереса к хэштегу произошёл после того, как Айсис Венгер (Isis Wenger) опубликовала пост на платформе Medium о том, что стала рекламным лицом кампании ІТ-фирмы OneLogin. Реклама с её участием, как оказалось, привлекла к ней намного больше внимания, чем мисс Венгер предполагала (при том, что она сама себя описывает как «жуткого интроверта»).
Помимо положительных откликов, были и критические отзывы, что реклама не показывает, как на самом деле выглядят женщины-разработчики и технические инженеры. По словам Венгер, её шокировало то, что люди всерьёз принялись оспаривать возможность того, что симпатичная женщина может быть инженером.
В защиту Айсис Венгер поднялась целая волна в соцсетях: в конце своей публикации она призвала использовать тематический хэштег, чтобы разные женщины могли поделиться своими примерами гендерной дискриминации в мире технологий.
В ответ зазвучали тысячи коротких и длинных историй. За неделю тематический тег использовали более 50 тыс. раз.
Сексизм — увы, обыденное явление для мира науки и техники
Проблема сексизма и гендерной дискриминации при приёме на работу или в рабочих буднях в офисе — к сожалению, часть обыденной реальности в науке, технологическом бизнесе и разработке.
Один из недавних примеров привлечения внимания к этой проблеме — иск бывшей руководительницы Reddit Эллен Пао (Ellen Pao) против гендерной дискриминации в венчурном фонде Kleiner Perkins Caufield & Byers. В июне 2015-го проблему вновь сделал актуальной Нобелевский лауреат Тим Хант (Tim Hunt), когда заявил, что присутствие женщин в исследовательской лаборатории только отвлекает настоящих учёных от работы. В ответ в соцсетях разразилась настоящая буря: женщины-учёные публиковали собственные фото в различных (в том числе и нескромных образах) с тематическим тегом #DistractinglySexy.
Трэйси Чу (Tracy Chou), разработчик в Pinterest, заинтересовалась проблемой гендерного баланса в ІТ-компаниях, провела небольшое исследование кадровой политики более чем 200 компаний в Долине и вне её — и выяснила, что в большинстве компаний работает менее 50% женщин от общего числа сотрудников, а в 30 компаниях из списка вообще нет ни одной женщины в коллективе.
Компании реагируют, но не сразу
Крупные ІТ-бренды в мире программного обеспечения вынуждены как-то реагировать на очевидную проблему гендерного дисбаланса. К примеру, в Google запустили кадровую инициативу Made With Code для поддержки женщин с техническими специальностями и увлечениями, а также опубликовали отчёт по гендерному составу своей компании, затем эту инициативу подхватили Facebook и Amazon. Но дальше дело пока не идёт.
По мнению мисс Чу, проблема гендерной дискриминации в наукоёмкой индустрии имеет две первопричины: кадровая воронка при приёме и технологические вузы и вытеснение женщин из технологической индустрии на раннем этапе, когда они только устраиваются работать в такие компании после вузов.
Инклюзивность рабочих мест, предусмотренные равные кадровые и карьерные возможности для женщин, организация комнат для кормящих матерей и преодоление барьеров при приёме женщин на работу в «мужскую» сферу (науку, ІТ, инжиниринг, технологическое проектирование) — одна из основных задач на ближайшие пару лет для мира науки и технологий.
Мисс Венгер, благодаря которой инициатива для рекрутеров превратилась в социальное движение, надеется, что кампания будет иметь положительный долгосрочный эффект и поможет в конечном итоге изменить к лучшему положение женщин в науке и ІТ.