“Абсолютной достоверности в медиа достичь невозможно” – Александр Ольшанский

[responsivevoice_button voice=”Russian Female” buttontext=”Прослушать статью”]

 

Александр Ольшанский, президент компании Internet Invest, глава оргкомитета Форума интернет-деятелей (iForum) побеседовал с Евгенией Сизонтовой из Диалог.ua о роли ТВ и Интернета в современном обществе.

Борьба за умы стоит сегодня дороже, чем даже борьба за территории. Чем отличаются «вооружения» ТВ и Интернета? Где информация достовернее?

Конечно, медиа в Интернете выгодно отличаются от телевидения, по крайней мере, потому что в Интернете у вас больше выбор и интерактивность, всегда можно что-то уточнить. Если говорить о новых форматах телевидения, таких как «Громадське», «Спільне», «Эспрессо» ТВ, то здесь фишка именно в новом формате – это большая насыщенность стримом, фактически в режиме он-лайн, большая интерактивность, причем, я думаю, что они еще будут развиваться в этом направлении, и очень маленькое внимание к внешней красивости картинки. То есть, больше сосредоточенности на контенте, а не на оформлении, что нетрадиционно для обычного телевидения.

Есть два параметра – скорость и сила воздействия медиа. Понятно, что Интернет выигрывает у телевидения по скорости, эти новые форматы, о которых я сказал, где-то между ними, и сам по себе телевизор, конечно, самый медленный. По силе воздействия – вопрос сложнее, потому что сильно разнятся аудитории. Все-таки аудитория Интернет-каналов более молодая, динамичная, обладает ярко выраженным критическим мышлением, поэтому его воздействие на них может быть существенно ниже. Но если взять ту же аудиторию и посмотреть силу воздействия на нее телевидения, то она окажется равной нулю. Если же взять аудиторию постарше, то выяснится, что сила воздействия на них более существенна, но они не смотрят новые каналы. Это так, в среднем, разумеется, с какими-то исключениями.

Абсолютной достоверности в медиа достичь невозможно. Нужно понимать, что поскольку журналист вынужден подавать информацию фрагментарно, вынужден говорить не все, что хочет, а то, что помещается в соответствующее эфирное время или статью, то, естественно, мы видим мир глазами журналиста, видим его субъективную, неполную картинку. Вопрос заключается в том, что чистые Интернет-форматы заранее подразумевают, что люди могут быстро получить альтернативную точку зрения, что люди могут посмотреть уточняющие вопросы, проверить фактаж.

Интернет работает как большой фильтр, и если вы в Интернет напишете неправду и всех обманете, то завтра весь Фейсбук, все комментарии будут о том, что такой-то солгал. То есть, прямой обман в Интернете не работает, а вот на телевидении – работает. Но в Интернете есть более тонкие механизмы манипуляции общественным мнением, и они работают. К сожалению, нельзя достичь полной объективности, поэтому здесь, мне кажется, нужно, отчасти включить фактор воспитания современного потребителя информации. Коль мы живем в таком мире, – мы должны уметь пользоваться информацией. А что это значит, правильно пользоваться? Нужно уметь проверять источники, искать альтернативные точки зрения, обязательно смотреть контекст, в котором это все происходит. Опять же – развивать критическое мышление.

Пересекаются ли аудитории ТВ и Интернета? Интернет и ТВ – это параллельные реальности, которые формируются разными интересами для разных слоев общества, даже в отдельно взятой стране или нечто другое? Делится ли у нас (и не только у нас) общество на людей, которые отличаются друг от друга в зависимости от доступа к определенному набору каналов ТВ и Интернету?

В Интернете всем все доступно – там никакого деления не существует. А вот по телевидению вы смотрите тот набор, который дает вам ваш оператор или провайдер, поэтому в какой-то степени вы зажаты этим набором каналов.

Способ, с помощью которого мы получаем информацию, влияет не только на наши знания и решения. Он формирует картину мира, создает отношение к себе, социуму, политике, к стране… Понятия морали, правды и лжи – очень актуальны для Украины сегодня, наше население вдруг узнало, что «правд» может быть «много», что с разными взглядами приходится считаться. Обладают ли наши граждане способностями и навыками отделять «зерна» от «плевел», не тонуть в море чрезмерно большого информационного потока? Или же ими до сих пор легко манипулировать при помощи «правильно» поданной информации?

Все это не про телевизор или про Интернет – это про школьное образование, то есть нужно детей в школах учить критическому восприятию информации. Это не касается телевидения и Интернета – это касается и того, что написано в книгах. Не нужно верить ничему на слово. Современный человек должен уметь оперировать информацией именно с точки рения критического взгляда на мир. И учиться делать собственные выводы.

Это единственная вещь, которая нас может как-то уберечь от манипуляций.

Преодолел ли Интернет запрет цензуры, которая еще до сих пор активно существует на ТВ? В чем отличия цензуры в Интернете?

В Интернете нет цензуры. Вообще, по закону и на телевидении, – ее нет в том понимании, как понимают закон, но, конечно же, манипуляции присутствуют.

Повторю, что в Интернете манипуляции тоже возможны, просто механизм этих манипуляций другой. Интернет дает больше инструментов, чтобы всем манипуляциям сопротивляться, но для этого нужно эти инструменты применять, иначе вы можете попасть в такую же историю, как и с обычным телевизором.

Каков вклад ТВ и Интернета в социальную организацию общества, в повышение уровня доверия и взаимного понимания, способностей сотрудничать ради достижения общих целей? Каковы возможности ТВ и Интернета в росте (или падении) самоорганизации масс, самоуправлении социума?

<

p style=”padding-left: 30px;”>Телевидение слабо воздействует на социальную структуру общества, а вот Интернет, в определенные моменты, может выступать инструментом социальной организации, но здесь не стоит забывать, что это всего лишь инструмент. Сам по себе Интернет социальную организацию не ухудшает, не улучшает, и не изменяет. Это всего лишь инструмент.

Читайте также:

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»

Максим Наконечный, основатель Neoven: «Мы хотим стать серьезным игроком на рынке потребительской электроники»

Заповедь очкарика: как купить оправу онлайн