Подводные камни услуги смены мобильного оператора с сохранением номера

5 июля НКРСИ приняла решение касательно предоставления услуг по изменению мобильного оператора без смены номера — Mobile Number Portability (MNP). Планировалось, что эта услуга будет доступна с 20 декабря сего года. Однако, сейчас уже ясно, что к этому сроку сервис не будет запущен, но вина лежит отнюдь не на операторах. Представители рынка рассказали про подводные камни этой услуги.


Цель услуги MNP — предоставить абонентам возможность перейти у другому оператору с сохранением полного номера телефона (включая код) в случае, если его не устраивает качество или тарифы текущего оператора. Подобные услуги уже давно запущены во многих странах, включая нашего соседа — Молдову.

Для нормальной работы сервиса необходимо создание и стабильное функционирование общей базы данных перенесенных номеров. Администратором базы данных перенесенных номеров назначен концерн «Украинский центр поддержки номеров и адресов» (УЦПН), и именно администратор не вписался в назначенный на 20 октября срок запуска БД.

По прогнозам экспертов, сервис будет запущен в лучшем случае в 1-й половине 2014 года. Однако задержка со сроками – не единственная проблема, связанная с MNP.

Скрытая угроза

С одной стороны, MNP является позитивной новостью для потребителя, поскольку приведёт к очередному обострению конкуренции между операторами. Оксана Рудюк, руководитель PR-департамента мобильного оператора life:), отмечает:

«Услуга переносимости номера является долгожданной для украинского рынка, ведь основа для ее запуска была заложена еще в 2010 году соответствующими поправками в Закон «О телекоммуникациях». Конечно, ее запуск повысит конкуренцию на рынке».

В стремлении удержать или переманить абонента, компании будут предлагать привлекательные тарифы. И те операторы, которые уже это сделали, с нетерпением ожидают ввода сервиса MNP.

«Услуга сохранения номера нужна абонентам, она также интересна и самому оператору. У нас сейчас очень хорошие тарифы, которые прекрасно воспринимаются рынком, поэтому после введения MNP мы ждем притока новых абонентов» — говорят в МТС.

Однако «отрыв» номера от оператора несёт с собой определенные сложности для абонента. Как известно, звонки внутри сети оператора стоят на порядок дешевле, чем звонки на номера других операторов. В случае, если абонент мигрирует к другому оператору с сохранением кода и номера, неожиданно высокая стоимость звонков на его телефон может оказаться неприятным сюрпризом для других абонентов, если он их не предупредит об этом заранее.

Иными словами, если сейчас мы знаем, что 050 – это код МТС, 067 – код «Киевстар», а 063 – код life:), то после введения услуги MNP по коду нельзя будет так просто определить, к какой сети принадлежит абонент.

«Сложившаяся в сфере мобильной связи Украины ситуация с замыканием трафика внутри сетей операторов может оказаться существенным барьером для широкого пользования этой услугой. Поэтому внедрение переносимости номера должно осуществляться параллельно со снижением или даже обнулением ставок интерконнекта – это позволит выровнять разницу между стоимостью звонков внутри и вне сети. В противном случае, значительного влияния MNP на украинский рынок не окажет», — заявляет Оксана Рудюк.

Директор по маркетингу МТС Олег Решетин видит другой выход:

«Если абонент набирает номер с кодом МТС, но на самом деле уже мигрировал к другому оператору, мы должны предупредить его об этом еще перед набором номера соответствующим звуковым сигналом или звуковым сообщением».

А Анатолий Фроленков, партнёр консалтинговой группы Expert & Counsulting, уверен, что в реализации Mobile Number Portability крайне важно обеспечить правильный user experience.

«Абонент, который звонил другому абоненту по низким внутрисетевым тарифам, не должен в конце месяца получить счет с круглой суммой и неожиданно выяснить, что его визави уже перешел к другому оператору и внутрисетевые тарифы больше не действуют», – говорит г-н Фроленков.

Ещё одна проблема MNP связана с возможным мошенничеством на базе этой услуги. По утвержденному НКРСИ алгоритму для перехода абонента к другому оператору достаточно отправить специальное SMS-сообщение. Причём это касается как контрактных, так и prepaid-абонентов. Михаил Шуранов, директор по корпоративным коммуникациям «Киевстар», полагает, что возможность «обезличенного» переноса номеров телефонов посредством отправки SMS, может вызвать волну мошенничеств с «уводом» номеров в другие сети без ведома их владельцев.

«Мы изначально отстаивали ту идею, что по аналогии с телеком-рынками Европы, владелец номера, который хочет воспользоваться услугой переноса, должен быть идентифицирован, и принадлежность данного номера именно его владельцу не вызывала сомнений. Это позволит избежать мошеннических схем, с которыми могут столкнуться абоненты при обезличенной, упрощенной процедуре переноса».

Есть и другие сложности, предостерегает Михаил Шуранов:

«Перенос номера без обязательного личного обращения абонента к оператору (донору, базовому или даже реципиенту) может быть связан для абонента с потерей бонусов, всех сетевых настроек, заказанных услуг, условий тарифов, а, если вы анонимный абонент предоплаченной связи — то и денег на счету. Автоматический перенос остатков средств между биллинговыми системами различных операторов не предусмотрен действующим законодательством».

Кто за это заплатит?

Очевидно, что внедрение MNP является достаточно сложным и недешёвым процессом. Но для абонентов, согласно предложенному регулятором порядку внедрения услуги, она будет бесплатной. Чтобы окупить затраты на поддержку этого сервиса, который вряд ли будет пользоваться большой популярностью, операторам придётся поднять тарифы для всех абонентов, либо урезать затраты на поддержку и развитие мобильных сетей.

«За каждый звонок на “перенесенный” номер, операторы будут отчислять определенную плату администратору базы данных, нести затраты на адаптацию своих сетей под оборудование администратора базы данных, — поясняет Михаил Шуранов. — Фактически, операторы должны будут постоянно финансировать администратора базы данных, и для этого изымать средства, запланированные ранее на собственное развитие и улучшение качества действующих сетей мобильной связи».

С администратором базы данных связана и другая малоприятная сторона медали. Поскольку он не является оператором мобильной связи, то и не несёт ответственности перед абонентами за качество обслуживания и тарификацию услуг, сохранение персональных данных абонентов и информации о предоставленных абоненту услугах.

Но при этом, администратор получает полный доступ к соответствующей биллинговой информации и персональным данным, будет знать, с каких номеров звонили на перенесённый номер, на какие номера звонит владелец перенесенного номера и т. д.

Оксана Рудюк менее пессимистична:

«Действий, связанных с миграцией абонентов согласно принятой схеме, не так уж и много. Поэтому все операторы постараются максимально автоматизировать процессы, связанные с портацией номера. В любом случае, сам процесс переноса номера должен оказаться гораздо дешевле затрат на привлечение нового абонента».

Срок миграции — 24 часа

Согласно требованиям НКРСИ, время перевода абонента к другому оператору не должно превышать 24 часа. Это фактически исключает возможность для оператора установить и перепроверить факт принадлежности номера телефона абоненту, осуществляющему перенос номера. Создается благоприятная среда для новых злоупотреблений телекоммуникационными услугами, без возможности для  операторов защитить абонентов от таких злоупотреблений, утверждает Михаил Шуранов. Европейский опыт, к которому апеллируют разработчики положения о внедрении MNP, не знает прецедента внедрения данной услуги без обязательной предварительной идентификации. И прежде чем прийти к таким сжатым срокам переноса номеров, эта услуга проходила длительный период тестирования и отладки.

По словам Анатолия Фроленкова, в других странах срок перехода редко превышает 5 дней, исключением являются наши соседи Молдова и Литва, где максимально возможный период составляет 28-30 дней. А вот в Израиле — до 30 минут, причём услуга MNP охватывает как стационарные, так и мобильные номера.

А будет ли спрос?

Статистика свидетельствует, что к услуге переноса номеров обычно прибегает не более 5-10% абонентов на протяжении года.  Тем не менее, игроки телеком-рынка, полагают, что её внедрение всё же необходимо.

«Сегодня MNP – это, прежде всего, выбор для абонента. Даже если 90% украинцев в краткосрочной перспективе им не воспользуются, они будут знать, что он все же есть», — говорит Оксана Рудюк.

А вот директор по корпоративным коммуникациям «Киевстар» более категоричен:

«Перенос номеров может помочь отдельным операторам незначительно улучшить количественные показатели своей абонбазы. Но на динамике доходов рынка не отразится. Это не то решение, которое способно вывести телеком рынок Украины из затянувшейся стагнации. Более важным для рынка, для клиентов, было бы решение о доступе телеком операторов к технологиям 3G/LTE, что позволит привлечь на рынок новые инвестиции».

Впрочем, к моменту внедрения услуги MNP много может измениться. Напомним, что согласно наиболее оптимистичном сценарию, она будет запущена в первом полугодии 2014 года. Но не исключён и вариант переноса на второе полугодие.