Свободный мобильный номер нам пока «не светит»?

Хотя УГЦР и некоторые мобильные операторы ратуют за скорейшее внедрение услуги переноса мобильного номера (MNP), дата её повсеместной реализации отодвигается на неопределённый срок. Сразу три участника тендера, проведенного регулятором, заявили о своем несогласии с его результатами и пытаются оспорить их в суде и Антимонопольном комитете. Но есть и другие причины, почему итоги тендера могут быть аннулированы или, как минимум, пересмотрены.

А так хорошо начиналось…

Напомним, как проходил процесс подготовки к внедрению услуги по сохранению номера при смене оператора (MNP — Mobile Number Portability). 25 января в Украинском государственном центре радиочастот (УГЦР) прошел второй тендер по разработке и внедрению Автоматизированной системы «Централизованная база данных перенесенных номеров», необходимой для запуска в Украине сервиса MNP. Всего заявки на участие в тендере подали 6 компаний:

  • Общество с ограниченной ответственностью «Хуавей Украина», которая вышла на торги совместно с «Технический центр Интернет», с ценой 26, 932 млн грн (стоимость техподдержки составляет 250 тыс. грн в год).
  • Дочернее предприятие со 100% иностранными инвестициями «Эрикссон» с ценой 107,666 млн грн.
  • Общество с ограниченной ответственностью «Диалинк» совместно с «Медиафон» с ценой 71,774 млн грн.
  • Общество с ограниченной ответственностью «Эс Ай Центр» с решением от словенской Teletech с ценой 39,582 млн грн (в эту стоимость уже включена техподдержка на 3 года).
  • Государственное предприятие «Украинские специальные системы» — 89,271 млн грн.
  • Общество с ограниченной ответственностью «Т4В» — 82,283 млн грн. (без НДС).

«Все в сад, господа»

Разница между самим дорогим и самым дешевым предложениям составила порядка 80 млн грн. Но «странному» совпадению, от участия в тендере были отстранены две компании, которые подали на рассмотрение самые дешевые предложения: «Хуавей Украина» и «Эс Ай Центр». Причины показалась весьма надуманными. Например, «Хуавей Украина» не смогла доказать свою финансовую состоятельность, притом, что материнской компанией «Хуавей Украина» является китайская корпорация Huawei с капитализацией почти $50 млрд и чистой прибылью около $3 млрд.

Компанию «Эс Ай Центр» также отстранили от торгов, поскольку предприятие не смогло показать свое соответствие квалификационному критерию «Наявність фінансової спроможності». Кроме того, регулятору не «понравилась» нулевая стоимость технической поддержки в течение трех лет, которую должна была обеспечить компанию «Эс Ай Центр». По мнению Вадима Гулько, Председателя Комитета по конкурсным торгам государственного предприятия «Украинский государственный центр радиочастот», это не отвечает условиям тендера. Хотя на самом деле, «Эс Ай Центр» просто включил стоимость ТП в заявленную общую стоимость проекта.

Также с тендера сняли государственную компанию «Украинские специальные системы», поскольку она не смогла доказать опыт разработки, внедрения и поддержки автоматизированных систем поддержки услуг по переносу номеров (Mobile Number Portability — MNP) хотя бы в одной стране мира за последние 3 года. В итоге победителем тендера признана компания «Диалинк» с решением от литовского разработчика «Медиафон», стоимость которого почти в 2,5 раза выше, чем самое дешевое предложение.

Время для несогласных

В то же день «Эс Ай Центр» и «Технический центр Интернет» заявили, что не согласны с решением УГЦР отстранить их от участия в тендере и обратятся в различные инстанции для его обжалования. Компании сдержали свое обещание: «Эс Ай Центр» подала жалобу в Антимонопольный комитет — и этот орган принял ее к рассмотрению. Окончательное решение по жалобе будет оглашено 2 марта сего года. Тарас Притула, представитель Посольства Республики Словении заявил, что посольство будет внимательно отслеживать ситуацию, которая сложилась с данным тендером, и информировать об этом соответствующие европейские органы:

«—Мы надеемся, что АМКУ примет справедливое решение, и никто не сможет обвинить госорганы Украины в коррупции».

В свою очередь, «Технический центр Интернет» (ТЦИ) подал иск в Хозяйственный суд Киева с требованием признать процедуру закупки недействительной. По результатами заседания суда, которое состоялось 1 февраля, решений пока не выносилось. Продолжение рассмотрения иска состоится 22 февраля 2016 года в 11:30. Как отметили в компании, одна из причин переноса рассмотрения:

«—Ответчик не предоставил своевременно свои возражения на иск и с этими возражениями ни суд, ни Истец не смогли ознакомится».

Кроме того, 12 февраля жалобу в АМКУ подала и польская компания T4B. Согласно сообщению антимонопольного ведомства, жалоба принята к рассмотрению и должна быть рассмотрена в течение 30 рабочих дней, до 25 марта 2016 года.

Эксперт: «УГЦР искусственно увеличил стоимость проекта»

Александр Степанов, заместитель директора «Технический центр Интернет», уверен, что требования в тендере изначально избыточны, поскольку его условиями предусмотрено построение фактически двух (а если с площадкой администратора — то трех) защищенных узлов. Но зачем строить новые защищенные узлы, если они уже есть в стране? Причем как минимум один из них — государственный, находящийся в ведении УСС. Мало того, на площадке УСС уже расположен веб-сервер УГЦР. Вторая защищенная площадка принадлежит «Датагрупп», и на ней расположены серверы УГЦР, которые обслуживают систему контроля ввоза мобильных терминалов на территорию Украины (так называемая база IMEI), которая уже имеет соответствующую сертификацию. Т.е., УГЦР уже использует минимум две защищенные площадки. Но в этом тендере планируется создать еще две, абсолютно новые.

То же самое касается защиты информации — в базе ЦДБ, которая необходима для работы MNP, содержится только номер телефона и роутинг-номер переадресации на оператора. Зачем такие завышенные требования по шифрованию, совершенно непонятно.

Кроме того, в УГЦР уже используется огромное количество серверов, включая мощные серверы IBM с распределенной нагрузкой. Более логично нарастить мощность этих серверов, в том случае, если их ресурсов не будет хватать. Однако и тут УГЦР пошел совсем по другому пути: фактически прослеживается четкая стратегия увеличить стоимость проекта. А как известно, чем больше стоимость — тем большую долю от этой суммы можно увести «налево».

«—C самого начала мы говорили, что тендер был сделан под «Медиафон». Именно поэтому не состоялся первый тендер, поскольку решение «Медиафон» оказалось самым дорогим. Чем больше сейчас заплатит УГЦР, тем больше потом будет платить украинский потребитель, даже не оператор, а именно потребитель», — резюмировал Александр Степанов.

Из чего складывается стоимость системы для MNP

Поскольку разница между самым дорогим и самым дешевым предложениями, поданными для рассмотрения на тендере, была практически 4-кратной (107 млн и 27 млн), компания «Эс Ай Центр» пошла на беспрецедентный шаг и раскрыла точную стоимость всех компонентов своего решения.

Основные затраты на MNP — это программное обеспечение

Основные затраты на MNP — это программное обеспечение

 

Стоимость оборудования

Стоимость оборудования

Стоимость программного обеспечения

Стоимость программного обеспечения

Как видно из диаграмм, свыше 50% от стоимости решения — 22146 тыс. грн — составляет специализированное ПО для выполнения процедуры MNP, все остальное — вспомогательные компоненты. Базовая стоимость ПО и оборудования, которое необходимо для работы системы MNP составляет около 17,5 млн грн.

Свою прибыль в проекте компания «Эс Ай Центр» оценивает на уровне примерно 5 млн грн, то есть около 13%. По словам Дмитрия Зараховича, генерального директора «Эс Ай Центр», это стандартная маржа для сегмента системной ИТ-интеграции.

Перспективы MNP: не так скоро, как хотелось

Как уже упоминалось выше, трое из шести участников решили обжаловать результаты тендера. Очевидно, что как минимум до 25 марта — даты рассмотрения жалобы от T4B, поданной позже всех — внедрение MNP будет в подвешенном состоянии. Но если АМКУ все же примет решение отменить результаты тендера, УГЦР имеет право обжаловать данное решение в суде, а это может занять еще несколько недель. По всей видимости, подобные судебные споры отсрочат старт проекта по внедрению MNP минимум на 2 месяца, а может быть и гораздо больше, если УГЦР будет вынужден провести повторный тендер. А вероятность этого достаточно велика, ведь разница между стоимостью самого дешевого предложения и победителем тендера составила свыше 30 млн грн, притом что все предложенные решения практически равнозначны по своим возможностям. Учитывая огласку, которую получил в СМИ скандальный тендер, регулятору будет довольно сложно оправдать свой слишком «дорогой» выбор.

Ведь очевидно, что затраты на внедрение MNP операторы впоследствии попытаются компенсировать за счет своих абонентов. А это означает, что чем выше стоимость решения для MNP, тем большая ценовая нагрузка ляжет в конце концов на конечных потребителей услуг мобильной связи.