Интервью с сооснователями Moresise Bank — украинского мобильного банка

Мобильный банкинг в Украине набирает обороты. Недавно мы уже рассказывали вам о подобном стартапе, а теперь сооснователи Moresise Bank Фарид Сафаров и Ариф Ахмедзаде рассказали нам о создании и преимуществах своего проекта и планах на ближайшее будущее.

—Вы – новые игроки в украинском финансовом (банковском) пространстве, расскажите о своем детище подробнее: как вы нашли друг друга, кто выступил инициатором создания Moresise Bank? Насколько долог был путь от идеи к реализации? Планируете ли расширять свою команду?

 Фарид: Мы действительно являемся новыми игроками на банковском рынке (если не учитывать мой опыт работы в банке), но на рынке платёжных систем мы работаем не первый год. У Арифа колоссальный опыт работы в международной платёжной системе, в рамках которой он занимался сотрудничеством с банками и развитием новых направлений деятельности.

Ариф: Идея создания мобильного банка пришла не сразу. Как-то Фарид сообщил о своей идее, которая заключалась в том, чтобы сделать возможной оплату проезда в метро в Украине и во всём мире одним платёжным инструментом, и это должен быть смартфон. Мы долго анализировали и думали над тем, как это вообще может работать, и как-то ночью, в поисках ответа на вопросы в интернете, я наткнулся на статью о банкинге и его мобильности. И тут меня осенило, и я сразу же написал Фариду: “Мобильный банкинг – за этим будущее!”.

Фарид: С того самого момента идея не давала нам покоя, и мы начали активно изучать это направление, искать аналоги в мире, изучать их опыт. Это все происходило летом 2014 года. Мы потратили достаточно много времени на анализ (рентабельность и возможность реализации в Украине), ответы на вопросы и изучение юридической базы данного проекта с учётом специфики рынков и законодательных различий РФ, США и Украины.

Ариф: Отдельно отмечу, что название мы придумали не сразу, долгое время рабочим названием проекта было «BankX». Со временем надобность в публичном нейминге настала. Мы начали думать, как подобрать название, которое бы олицетворяло то, что мы хотим создать, и то, к чему стремимся. Вечером по дороге домой в метро я перебирал названия и в итоге остановился на 4 словах, которые в точности олицетворяли то, что мы хотим создать. Это: MObile. REvolutionary. SImple. SEcure. = Moresise (Морэсис).

На сегодняшний день у нас есть команда высококвалифицированных специалистов, у которых большой опыт работы в своей сфере. Команду расширять планируем с увеличением количества клиентов, функций и возможностей нашей техники. На сегодня у нас 10 человек (не считая команду консьержей).

—Начать свое дело – всегда непросто, особенно сейчас. Опирались ли вы исключительно на собственные силы или получали поддержку инвесторов?

Ариф: На самом деле, сейчас как раз самое время для чего-то нового и революционного! Так как в период неопределённости открываются колоссальные возможности и ниши. Работая над Moresise Bank, мы опирались и опираемся в основном на свой опыт и знания, но, конечно же, свою лепту вносили и вносят наши менторы и советники, которым мы благодарны.

Сперва начинали вдвоем. Фарид взял на себя юридическую составляющую проекта, а я — техническую. Первый прототип приложения мы написали сами (мне пришлось даже немного изучить язык программирования и специализированные программы).

Фарид: Опираясь на собственный опыт и аналоги на других рынках, мы смогли полностью подготовить модель работы и взаимодействия с партнёрами как с юридической  стороны, так и с технической.

Нужно понимать, что данная ниша является абсолютной tabula rasa для Украины. Все привыкли, что игроками являются сугубо банки, поэтому для правильного восприятия украинскими инвесторами данного направления необходимо было показать им конечный продукт. В связи с этим мы решили инвестировать в проект собственные и заимствованные средства, и сейчас уже открыты к внешним инвестициям.

—Мобильный банкинг зародился в Европе в 1999 году, с этого времени постоянно видоизменялся и эволюционировал. В целом, функциональные возможности мобильных приложений как европейских, так и украинских банков примерно одинаковы. Чем вы собираетесь заинтересовать потенциального клиента?

Фарид: Сфера действительно начала развиваться в «нулевых» с появлением SMS-банкинга. Это были базовые команды и запросы, которые клиент направлял своему банку путём SMS-сообщений. Следующим шагом стало развитие интернет-банкинга, когда клиенты осуществляли платежи на сайтах и управляли своим счётом на сайте обслуживающего банка. Далее весь этот функционал был перенесён в мобильные телефоны, а с появлением смартфонов банки создавали приложения для мобильного банкинга. Эволюция направляет рынок на использование нестандартных гаджетов – смарт-часов, браслетов и т.д.

В Европе практически у каждого банка есть своё мобильного приложение, которое позволяет осуществлять основные функции, но лишь у нескольких украинских банков есть приложения (Приват24, Альфа Мобайл, FidoWallet и т. д.) .

Ариф: Общая проблема банков в том, что они не занимаются поддержкой и обновлением своих приложении и взаимодействием клиента с приложением. Соответственно, на выходе имеем приложение с лагами и непродуманным интерфейсом, иероглифами вместо понятной ленты транзакций, сбоями и долгими загрузками. Необходимо понять, что надо не просто выпускать приложение «чтобы было», а с пониманием того, что клиент будет им пользоваться постоянно, и он должен получить понятное, быстрое и удобное приложение; а красивый интерфейс – это дополнительное преимущество. Главное – понимать своего клиента.

Знаете, есть поговорка: «Лучше делать одну вещь – но хорошо, чем всё сразу, но ужасно». Так вот, сейчас наблюдается тенденция, при которой финтех-компании, которые специализируются на чём-то одном (mobile-first bank, p2p lending, p2p money transfer и т. д.), делают это лучше банков. А всё потому, что это — их основной бизнес, а не одна из услуг, среди кучи других.

Фарид: Мы делаем mobile-first bank и мы должны делать его качественным, удобным и с понятными тарифами. Круто, когда наряду с финансовыми сервисами с аналитикой ты получаешь консьержа и понятную программу лояльности (скидки в ресторанах, бесплатные входы и подарки). И всё, что нужно для этого – скачать приложение, зарегистрироваться, получить карту, которую вам доставит курьер, и активировать её.

Ариф: Фишка в том, что в отличие от банков, мы будем делать это дешевле, т.е. клиенту ежемесячное обслуживание обойдётся дешевле, а пользование нашим продуктом позволит ему ещё и заработать.

—Обещаете ли вы своим потенциальным клиентам техническую поддержку высокого уровня? Есть «побочные эффекты» работы крупных банков с огромным количеством клиентов, поэтому многие хотели бы избавиться от таких проблем.

Фарид: Это наша основная задача – предоставить поддержку высокого уровня. Наши технические мощности позволяют обслуживать клиентов с высокой скоростью и качеством. Мы нацелены на индивидуализацию каждого пользователя, на создание уникальной «» вокруг каждого отдельно взятого клиента, на предоставление максимально персонифицированных услуг. И мы также учитываем разнообразие предпочтений пользователей: кому-то удобно переписываться, кому-то говорить вживую – поэтому общение с персональными помощниками будет осуществляться как в формате чата, так и по телефону. Приятно иметь своего консьержа.

moresise bank2

Ариф: Большой поток – это хорошо, но имеет свои, как вы заметили, «побочные эффекты», которые влияют на скорость обслуживания и персонализацию в общении. Приходится либо увеличивать количество сотрудников в поддержке/call-центре, либо автоматизировать все эти процессы путём использования автоответчика с готовыми ответами на вопросы.

На самом деле, если правильно настроить и использовать теги и данные клиента, то можно максимально персонализировать обслуживание и ответы – своего рода искусственный интеллект.

—Ваш проект достаточно амбициозен, но учитывая сегодняшние реалии, сложно не задумываться о возможных трудностях. Готовы ли вы к этому? Смогли бы быть достаточно гибкими, для разрешения каких-либо проблем?

Ариф: Трудности – это вполне нормально. Я считаю, что если трудностей нет, то мы или ничего не делаем, или делаем что-то не так. Мы готовы к трудностям, а вопрос гибкости зависит от ситуации и условий.

Фарид: Что такое трудности? Это — часть любого жизненного процесса. Без трудностей нет новых задач, на которые находятся новые ответы и пути решения. Нет гегелевского “Тезис-Антитезис-Синтез”, которые приводят к эволюциям.

—Какие планы на ближайшее будущее?

Во-первых, провести успешный запуск и радоваться первым транзакциям (улыбается).

Далее, провести работу над ошибками, начинать расширение функций и партнёрских сетей в Украине и за её пределами, т.к. мы хотим предоставлять клиентам сервисы на международном уровне, не ограничиваясь только Украиной.

Больше пока сказать не могу: пусть это будет сюрпризом.

—Что посоветуете тем, кто собирается запустить свой стартап в финансовом секторе?

Ариф: Недавно мы с Фаридом читали лекцию в нашем родном КНЕУ (как раз в один день с iForum-2015), и я хотел бы  посоветовать будущим лидерам собственных проектов то же, что и советовал слушателям в КНЕУ.

Не бойтесь начать, заниматься своим делом, особенно если это в финансовом секторе, т.к. в Украине есть над чем поработать и есть куда стремиться.

Финтех в Украине только начинает делать первые шаги и нам надо развивать это направление, вывести Украину на новый уровень, чтобы конкурировать на международном рынке.

Фарид: Новые игроки – это конкуренция, а конкуренция – это постоянное движение и стремление сделать что-то новое и лучшее, а это, в свою очередь, развивает данный рынок. Поэтому советуем всем не бояться осваивать “новые земли”, развивать их и делать плодотворными!

Читайте также:

Штучний інтелект у дизайні та розробці ігор. Де ми зараз і що далі?

Аналоги російських сервісів для українців

CES 2022: цікаві анонси найбільшої у світі виставки електроніки

Чому дрони можуть стати кращою заміною феєрверків