Почему онлайн-СМИ отказываются от комментирования на сайтах

Наверняка наши постоянные читатели заметили, что в конце января 2016-го мы отключили комментирование материалов на сайте Blog Imena.UA. Шаг, который ещё года 2 назад был бы невозможен, ведь обсуждение новостей и статей считалось основным источником интереса читательской аудитории — и происходило именно в комментариях. Это — закономерный шаг в развитии современных медиа. Ведь даже крупные медиахолдинги стали отключать комментирование на своих сайтах. Почему это происходит?

Всё началось с зарубежных ресурсов

Редакция Wired опубликовала статью «A Brief History of the End of the Comments», в которой составлена хронология отключения комментариев различными медиа. Первым на эту топу вступил новостной ресурс Quartz от The Atlantic (в 2012-м) — а одним из последних стали Vice (с запуском функции «письмо редактору» вместо комментирования осенью 2015-го) и Reddit (там создали новый сайт Upvoted, на котором вообще нет никаких комментариев). В том же ключе решили действовать и в редакции женского ресурса Broadly.

Российские медиа выдвигают свои причины

В России медиа тоже отключают комментарии — вот только причины несколько иные. Начиная с весны 2014 года «Ведомости», «Лента.ру», «Газета.ру» и Slon.ru отключили возможность комментирования своих материалов. Причиной стала лавина судебных угроз, исков и претензий от государственных регулирующих органов РФ в связи с конфликтом на Востоке Украины и «закручиванием гаек» в сфере медиа. К публикациям был ограничен доступ для комментирования — и на большинстве ресурсов возможность комментировать так и не была возобновлена.

Социальные медиа «убивают» комментирование на сайтах

Если отбросить политическую и юридическую составляющие, у отказа от комментирования в странах с цивилизованным законодательным полем на такой шаг есть свои причины. Основная — сложность в модерации большого числа комментариев и дискуссий. Вторая причина — тот факт, что обычно обсуждение важных материалов или тем всё равно перемещается в социальные медиа (те же Facebook и Twitter).

Отказ от комментариев для крупных медиа позволяет сократить время на модерацию, борьбу с троллями, оскорблениями, расизмом и пропагандой на своих страницах. Но у исчезновения комментариев с сайтов есть и возможные негативные последствия. Как полагают в The Guardian, отсутствие дискуссий на сайте с большой вероятностью может привести к меньшему числу просмотров и меньшему потенциалу рекламных и спонсорских материалов и, соответственно, меньшей прибыли медиаресурсов.

Стоит ли всем отказаться от формы комментирования?

Вопрос в том, что и не все читатели одобряют отказ от привычного механизма комментариев в пользу обсуждения статей и новостей в соцсетях. Отчасти — из-за привычки комментирования на сайте; отчасти — из-за возможной формы цензуры или контроля редакции над донесением личной позиции автора или определённых идей / убеждений редакции без учёта мнений читательской аудитории.

Пока слишком рано говорить о смерти комментариев: сайты по-прежнему их поддерживают, — существующий тренд достаточно очевиден;  и вероятно, в ближайшее время мы увидим, как комментарии будут заменены чем-то другое или же полностью перейдут в пространство соцсетей.

Источник: te-st.ru