Ольга Никитова, ODA — о первой украинской арт-сети для интернета

Мобильность и доступность – гаранты успеха в современном мире. Разработчики приложений пытаются максимально упростить наши будни, предлагая опции бронирования номеров в отеле, изучения языка и даже покупки произведений искусства на аукционе при помощи мобильного или ноутбука. А что же с искусством и культурой?

Оказывается, есть такая возможность и для ценителей искусства. СЕО One Day Auction Ольга Никитова рассказала нашей редакции о социальной арт-сети и перспективах развития украинского арт-рынка в интернете:

—С чего началось Ваше желание совместить искусство и программное обеспечение?

Приложение ODA мы начали разрабатывать примерно год назад. One Day Auction — это симбиоз наших с партнёрами навыков и знаний, которые и спровоцировали появление данной идеи. Дело в том, что я занимаюсь программным обеспечением примерно с 2000 года. Мои партнёры работают на арт-рынке уже более 10 лет. При этом искусство близко и мне. Одна из ниш на арт-рынке, которая активно развивается в мировом масштабе – это продажа искусства онлайн. Мы подробно изучили раздел онлайн-торговли предметов искусства и поняли, что этот рынок имеет большой потенциал роста и, кроме того, он не насыщен большим количеством игроков. Так что придумали создать нечто уникальное: не просто площадку по продаже арта, а гибрид платформы по реализации искусства и социальной сети для всех тех, кого оно интересует.

—Сложно ли привлечь инвесторов для подобного проекта?

Деньги всегда сложно привлекать, это касается любых, даже самых интересных проектов. Наши первые $200 тыс. мы получили от частных инвесторов, которые поверили в нашу идею. Дальнейшее привлечение инвестиций — процесс непростой. В первую очередь потому, что мы очень «капризны» в выборе потенциальных партнёров. Нам не подходят просто те, кто даст деньги. Мы заинтересованы в партнёрах, которым близок арт-рынок, которые будут вместе с нами развивать продукт, понимая специфику отрасли. Сейчас мы рассматриваем предложения крупных международных компаний, связанных с IT. Но пока что это начальный переговорный процесс.

—Площадка для продажи предметов искусства, социальная сеть и образовательная платформа – как всё это совмещено в ODA?

ODA – это первая социальная арт-сеть, широкое сообщество всех тех, кому, как я уже сказала, интересно искусство. Она даёт возможность лайкать, комментировать, продавать и покупать, изучать информацию о художниках и скульпторах, подписываться на дополнительные сервисы.

Работает приложение по принципу однодневного онлайн-аукциона: каждые 24 часа в активной ленте появляются новые работы от разных дилеров (галерей, аукционных домов), за которые подписчики могут торговаться. По истечении суток непроданные лоты попадают в «shop», где их тоже можно купить, но цена будет выше и пропадёт азарт торгов. Стоит отметить, что в приложении представлены разные ценовые категории: от $50 до $10 тыс.

Вы верно упомянули, что One Day Auction является не только площадкой по продаже предметов искусства и социальной сетью, но и образовательной платформой. Благодаря тому, что приложение ODA предполагает размещение контента со всего мира (галереи, аукционные дома, дилеры), который обновляется ежедневно, тут будет собран огромный массив информации. ODA станет библиотекой по искусству разных стран мира, заменой книг, журналов, информационных порталов об искусстве. Всё будет сконцентрировано на одной площадке.

—Чем планируете привлекать пользователей, чтобы они не ушли к конкурентам?

Мы планируем радовать пользователей разными модулями – от тех, что принесут им эстетическое удовольствие до тех, которые научат их инвестировать в качественное искусство.

Что касается наших отличий, то мы проводим однодневный аукцион, а существующие площадки по продаже предметов искусства устраивают недельные и более длительные торги. Думаю, что наш формат интереснее покупателю, поскольку, как показывает практика офлайн-торгов, покупка предметов искусства – вещь эмоциональная и тут важно не передержать. 24-х часов вполне достаточно для того, чтобы человек смог определиться, покупать ли ему ту или иную работу или же не стоит этого делать.

Ещё одно отличие от других платформ – наличие социальной составляющей. Наше приложение является и социальной арт-сетью с возможностью общения. Ни одна существующая площадка не предлагает подобного.

—Поскольку ODA предоставляет услуги покупки-продажи, интересен вопрос безопасности платёжных данных. Какую проверку проходят участники аукциона?

Безопасность и надёжность платформы – один из наших главных приоритетов. И над ним мы очень усердно трудились при разработке приложения. В частности, мы проверяем репутацию, проводим анкетирование и авторизацию каждого из дилеров, который хочет работать с ODA.

—Украинский арт-рынок находится на неопределённом этапе развития: цепочка «художник-галерист-покупатель» так и не обрела необходимой чёткости, молодые таланты по-прежнему не получают должной поддержки, принцип работы аукционных домов остаётся загадкой. Не рискованно ли затрагивать эту нишу?

Нет, не рискованно. Более того, мы предлагаем рынку как раз очень структурированную и правильную модель. Благодаря нашей платформе художники получат возможность предложить свои работы галеристам и аукционистам со всего мира и смогут сами увидеть, насколько популярно их искусство. В свою очередь дилерам достанется широкая клиентская база на одной площадке. При этом все они будут находиться в равных условиях – никаких физических галерей, удачной локации в центре и так далее. Главное конкурентное преимущество – качество выставляемых ими работ и понимание покупателя.

oda2

—Планируете ли вы сотрудничать с фондами или арт-институциями?

Нам интересно сотрудничество с разными институциями и организациями, от музеев до фондов. Но говорить о конкретных программах или планах, связанных с подобным партнёрством, пока рано. Мы всё ещё заняты усовершенствованием основных функций нашего приложения. К примеру, в ближайшее время в ODA появятся группы по интересам, лента активности друзей, список «лайков». Также пользователь, который приехал или живёт в определённом городе, будет видеть, какие культурные события происходят вокруг него – выставки, аукционы, другие мероприятия. По принципу Facebook можно будет создавать события и подписываться на них, читать последние новости галерей и так далее.

—Кто сейчас работает над проектом?

На данный момент наша команда состоит из 11 человек, больше половины из которых – разработчики. Работаем по-разному: как в офисе, так и удалённо. На данном этапе людей достаточно, создание приложения не требует большого штаба. Но со временем количество участников команды, думаю, будет расширяться. Мы планируем стремительно расти.

—Если не секрет, каковы планы ODA на 2016-й?

В ближайшее время будем пополнять наше приложение новыми модулями. Например, сейчас мы активно работаем над модулем для художников — неким маркет-плейс, где авторы смогут выставлять свои работы самостоятельно «на суд» дилеров, а последние, избрав работы самых лучших, будут предлагать их покупателям в общей ленте. Таким образом, мы предоставим художникам дополнительную возможность для реализации своих работ, а конечным пользователям – предложим только качественное искусство, отфильтрованное профессионалами.

На самом деле, планов у нас масса. Один из главных — привлечь дальнейшие инвестиции для развития продукта и представить его на международной арене.