PayPal Mafia – уроки выходцев из PayPal, повлиявших на всю Кремниевую Долину

Их называют PayPal Mafia — те, кто на заре «бума доткомов» и быстрого формирования технологических бизнесов в Кремниевой Долине вышли из платёжного стартапа PayPal и оказали влияние на всю стартап-индустрию в целом. Пресса то раздувала вокруг них скандалы, то вовсю трубила об их успехах и поражениях. Как сравнительно небольшая группа людей смогла добиться влияния на IT-бизнес и почему это произошло?

Штатный редактор издания TechRepublic Коннер Форрест  публикует хронологию знакомства всех этих людей и того, что происходило между ними далее. Остановимся лишь на ключевых моментах (полная публикация слишком объёмная и вряд ли будет настолько интересна широкой аудитории, насколько любопытны выводы, следующие из истории «Мафии PayPal» и уроки, которые не помешает извлечь украинскому IT-сообществу).

Урок первый: Не «мафия», а «диаспора»

Название, упомянутое выше, «приклеилось» к группе менеджеров, которые ушли сами или под давлением из компании eBay. Ушли они накануне выхода компании PayPal на биржу и её поглощения в результате сделки. Так что перед нами — скорее группа беглецов, которые не согласились с условиями IPO и дальнейшей сделки с eBay, а не просто «всем рулили» в PayPal. По оценкам бывшего СЕО PayPal Питера Тиля, в состав PayPal Mafia вошли порядка 220 менеджеров и разработчиков, покинувших компанию в течение небольшого промежутка времени. В основном, это были работники из главного офиса, и в состав «мафии» не входили около 70 человек, занятых обслуживанием клиентов в Небраске и Омахе.

Диаспора, оставшаяся без «Родины» — вот как сами себя характеризовали выходцы из компании.

Любопытно, что все они создали так называемых «единорогов» — компании с уникальной ценностью, нестандартными видами бизнеса и нетрадиционными моделями монетизации. Совокупная стоимость бизнеса у каждого «единорога» превышает $1 млрд, а две компании, созданные выходцами из PayPal, вообще оцениваются более чем в $10 млрд:

1. Tesla Motors — $27,5 млрд
2. LinkedIn — $20,4 млрд
3. Palantir — $9 млрд
4. SpaceX — $7 млрд
5. Yelp — $5,26 млрд
6. YouTube — $1,65 млрд
7. Yammer — $1,2 млрд (сумма сделки-поглощения)

[highlight color=”green”]Главный урок[/highlight] — выходцы из одной компании при должном уровне навыков и контактов в IT-среде не пропадут в безвестности. Их шансы основать прибыльный стартап и добиться успеха в самостоятельном бизнесе вне крупной корпорации достаточно велики.

Урок второй: Легендами не рождаются, ими становятся после длительного и упорного труда

Возможно, кого-то из наших читателей это удивит, но в конце 1998 года такие знаменитые сегодня предприниматели и «монстры» IT, как Макс Левчин и Питер Тиль были просто студентами и выходцами из Стэнфорда, которые «загорелись» идеей создания цифрового кошелька для популярных в то время «наладонников» Palm Pilot.

Терпение и упорство привели к тому, что проектом нескольких выпускников технологического вуза заинтересовались в компании Элона Маска под названием X.com. Совместное новое имя компания получила в 2001 году – тогда и возникло название PayPal.

paypalchess.jpg

Празднования в честь IPO с участием Питера Тиля в кругу сотрудников PayPal

Дальнейший успех PayPal (включая выход на биржу) — результат усердного труда людей, которые стояли за проектом, а не просто удачное стечение обстоятельств. Тиль и Левчин много работали не только как технические специалисты, но и как менеджеры, способные создать такую атмосферу в коллективе, которая бы была достаточно дружеской, благоприятной и твореской. Первый состав сотрудников компании был привлечён не рекрутерами или профессиональными HR-менеджерами, а образовался как бы сам собой через круг друзей и знакомых, работавших в то время в IT или смежных сферах.

Несмотря на слаженность работы коллектива, амбициозность и высокую трудоспособность PayPal Mafia, у компании всё же были проблемы на ранней стадии развития своих сервисов:

  • трудности с освоением сервисов пользовательской аудиторией;
  • риск фрода и утечки конфиденциальных данных;
  • правовое регулирование взаимоотношений между цифровым платёжным кошельком и пользователями;
  • обострение конкуренции (в том числе, и откровенно враждебной) со стороны таких крупных компаний, как Visa и Mastercard;
  • конкуренция с eBay.

[highlight color=”green”]Главный урок[/highlight], который преподнесли создатели PayPal — трудности не должны стать критической преградой для стартапа в освоении новых рынков и закреплении своих позиций. Работа команды на результат — одно из главных условий и для общего, и для индивидуального успеха.

Давление со стороны рынка и конкурирующих компаний и стартапов привело к тому, что PayPal за сравнительно небольшой период времени сумела стать:

  1. Одним из самых обсуждаемых приложений: отправка денег через PayPal становилась всё популярнее из-за быстроты и удобства, а поскольку для использования сервиса надо было в нем зарегистрироваться, то существующие пользователи привлекали своих друзей и знакомых в ряды новых клиентов системы.
  2. Одна из первых компаний, которая стала использовать стратегию платформы для продвижения продуктов.
  3. Одна из первых IT-компаний, котора предложила рынку встраиваемые виджеты для своих продуктов.
  4. Одна из первых IT-компаний, которая в рамках стратегии внедрила итерации для новых версий и новых возможностей.

Урок третий: Кризис внутри компании не означает, что создателям некуда больше податься

Определённые разногласия по поводу дальнейшего будущего PayPal, которые возникли у первого состава менеджмента и сотрудников, акционеров и инвесторов, выкупивших бизнес PayPal вскоре после выхода компании на биржу, стали поводом для того, чтобы упомянутая «диаспора» начала «кочевать» в поисках более выгодного применения своим навыкам и талантам.

Из этой затеи получилось немало интересных стартапов и IT-компаний, которые не вписывались в классические рамки даже по меркам такого прогрессивного места, как Кремниевая Долина:

[list type=”tick”]

  • Джереми Стоппельман и Рассел Симмонс создали Yelp
  • Дэвид Зэкс и Марк Вулвэй основали Yammer
  • Чэд Харли и Стив Чен запустили YouTube
  • Питер Тиль совместно с несколькими выходцами из PayPal запустили Palantir
  • Райд Хоффман и еще несколько бывших сотрудников из первоначального состава PayPal основали LinkedIn

[/list]

Ещё несколько выходцев из «Мафии PayPal» стали венчурными капиталистами, бизнес-“ангелами”, консультантами и сооснователями фондов.

[highlight color=”green”]Главный урок[/highlight] вынужденного «исхода кочевников» из первоначального состава PayPal — никогда не поздно начать с начала и применить накопленные знания, связи и опыт для продукта или сервиса, который никак не связан с вашим изначальным бизнесом. Возможно, это будет компания-«единорог», возможно, вы откроете «голубой океан» (сферу с отсутствием в ней конкурентов из-за инновационности и нишевости нового продукта). Практическое применение навыков в другой сфере, даже если они были получены изначально не в ней, может дать самый неожиданный результат. В конечном итоге, практически все «PayPal-мафиози» стали финансово независимыми, известными и успешными людьми, хорошо зарекомендовали себя как менеджеры и стратеги, проявили свои деловые качества в IT.

Переход менеджера в новое русло, умение извлекать уроки из своих и чужих успехов и ошибок, умение гибко мыслить и масштабировать поставленные цели в зависимости от происходящего с компанией и рынком — то, что украинскому IT-менеджменту не помешало бы перенять у «Мафии PayPal». И кто знает, может через несколько лет у наших IT-специалистов будет похожая история, достойная внимания отечественных и зарубежных профильных СМИ.