Завести толпу в Интернете

Пример поведения толпы в интернете – это сообщения формата «Отправь это сообщение десяти людям, иначе случится непоправимое». Такие бессмысленные сообщения стали популярными, например, в сервисе ICQ. Далее я расскажу о трендсеттерах и диффузии.

С появление каждого нового средства коммуникации в сети, их количество возрастает. Помимо стадного инстинкта, эффект таких сообщений – это реализация сопричастности к чему-то важному.

В корне верно. Принцип толпы

Человек – социальное существо. Первобытные люди объединялись в группы, чтобы охотиться на животных и охранять свои жилища. Речь идёт о простой арифметике. Двоим охотникам проще загнать и убить мамонта, чем одному.

Именно социальная сущность человека заставляет его объединяться в группы, дабы, в том числе, устроить «травлю». Под «травлей» понимаем перманентное создание негатива в адрес конкретного человека или какого-то бренда.

Усреднённый пользователь интернета не обязательно имеет чётко аргументированное мнение о конкретном человеке. Однако, эффект толпы и социальная сущность вынуждают его писать негативные отзывы об этом политике.

Аналогичные процессы происходят и за пределами интернета. Известно, что «таксисты лучше всех разбираются в политике», но от них невозможно получить научно аргументированный ответ на простой вопрос. Например, «а почему Юля хорошая, а Витя плохой?». И никогда не получится.

Причина простая. Человеку нужно разговаривать. Ведь разговор – это один из основных способов создания межличностных отношений. То есть, поддержки социальной сущности. Но ему совершенно не обязательно читать специальную литературу. Особенность «свободы слова» в том, что есть и свобода, и слово, но у этого слова нет обоснования.

Социолог Гюстав Лебон, автор книги «Психология народов и масс», так характеризует толпу:

«В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы».

Толпа, руководствуясь сложно объяснимыми инстинктами, готова называть белое чёрным, а чёрное – белым. Потому что, ей важно чувствовать себя социальной группой, а каждому члену толпы – ощущать свою сопричастность к чему-то великому.

Наиболее страшным наказанием для каждого члена социальной группы есть наказание «быть изгнанным из этой группы». Доисторические люди выгоняли неугодных из своего стада. Стать «персоной нон грата» в социальной группе до сих пор считают чем-то постыдным. Желание и необходимость быть в обществе в той или иной степени свойственно каждому человеку. Социальные группы разные, а потребности их членов практически идентичные.

По этому принципу работает распространение новой информации в интернете.

Трендсеттеры. Монетизация толпы

В 1903 году социолог Габриель Тард ввёл понятие «трендсеттер». Это человек, устанавливающий материальное или нематериальное новшество. А другой социолог, Эверет Роджерс, объяснил процесс внедрения новой идеи в общественные устои на примере диффузии.

Диффузия – это коммуникационный процесс, на протяжении которого общество принимает новую идею или новый продукт. Он разделил общество на пять частей: новаторов, ранних последователей, раннее большинство, отстающих и позднее большинство.

Новаторы –«трендсеттеры» – устанавливают новшества. Ранее большинство – люди, которые быстро воспринимают новые идеи или продукты, и готовы ими пользоваться. И так далее, вплоть до позднего большинства, наиболее консервативных и медленных людей, кто принимает новый продукт тогда, когда он уже становится обыденным.

Трендсеттеру важно быть злым, для того, чтобы отвоевать место в обществе для своего новшества. Практически все великие изобретатели и предприниматели начинали свой путь с общественного непонимания. Они предлагали обществу то, что само общество считало чем-то плохим и ненужным. Вспомните Стива Джобса. Однажды его близкий друг сказал: «Стив, никто не будет покупать телефон без кнопок».

И, действительно, изначально продажи iPhone, были «не ахти». А теперь, те самые представители толпы, то самое позднее большинство, с высоко поднятым подбородком утверждает: iPhone – это революционный продукт.

Читайте также:

Почему богатые люди – такие злые?

У 22% миллениалов нет друзей

Улучшаем нетворкинг: 59 фраз, с которых можно начать разговор

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога