Петр Власенко: "Более половины доменов .UA сейчас регистрируется сквоттерами, предварительно зарегистрировавшими ТМ"

регистрация доменаЗа 15 лет существования зоны .UA в ней было зарегистрировано чуть больше 300 тыс. доменов и аккредитовано 142 регистратора. Однако согласно статистике прошлых лет 70% всех регистраций осуществляет первая десятка регистраторов-лидеров. И 2007 год не стал исключением, хотя за этот период состав десятки изменился: регистраторов-провайдеров Интернет (IP-Телеком, «Адамант», «Технологические системы») потеснили мобильные молодые регистраторы-хостеры с агрессивной тактикой конкурентной борьбы (HostPro, FreeHost, Besthosting). Изменения не коснулись только первой тройки – Imena.UA, «Колокол», iName.

Оценки развития рынка доменных регистраций от лидеров отечественной доменной индустрии – в интервью с наиболее значительными представителями регистраторского рейтинга.

Петр Власенко, коммерческий директор компании “Колокол”

– Как вы оцениваете развитие украинской доменной зоны за 15 лет?

С точки зрения количественного развития – украинский домен только в начале пути. Если посчитать, сколько доменов приходится, например, в зоне .DE на одного жителя Германии, то станет ясно, что .UA практически не используется.
Если говорить о качественной оценке развития, то мы переживаем период первоначального хаоса, естественный для начала развития этого рынка. С одной стороны есть недопонимание регистрантами важности домена для бизнеса, с другой – регистраторы еще не оформились как компании, которым можно доверять.

– Какое события, на ваш взгляд, вы оцениваете как ключевые этапы развития за эти годы?

– Появление Правил администрирования домена .UA, переход регистрации на договорные отношения. Все остальные события повлияли не так принципиально.

– Оцените, пожалуйста, изменение лидеров в первой десятке рейтинга регистраторов в 2007 году и прокомментируйте миграции регистраторов внутри рейтинга.

– Я бы рассматривал не десятку, а пятерку. Дело в том, что после пятерки объемы регистраций у участников десятки становятся настолько низкими, что любой крупный клиент, одномоментно заказавший несколько десятков доменов, может повлиять на ежемесячный рейтинг регистратора. А некоторые новые фигуранты десятки попадают в нее на волне акций с бесплатной раздачей доменов, потому доверие ко всем этим рейтингам невелико. А если рассматривать пятерку и в долгосрочной перспективе – она практически не изменилась за последние 5-6 лет. Это очень консервативный бизнес, и доля мигрирующих клиентов на общем фоне очень невелика.

– Оцените украинскую доменную зону в ряду национальных зон, на ваш взгляд, наиболее успешных в своем развитии.

– Я уже приводил пример зоны .DE. У немцев есть хорошая традиция защищать свои наименования и товарные знаки во всех вариантах и всеми возможными способами, в том числе, и регистрируя соответствующие домены. У нас такой традиции нет. Можно было бы привести как пример .RU, поскольку регистраций там тоже достаточно много по сравнению с .UA, но это не вполне корректный пример, хотя бы потому, что огромная доля регистраций в RU – для перепродажи.

– Каковы, на ваш взгляд, “узкие места” существующей системы администрирования домена .UA? Как они сказываются на конечных пользователях доменов?

– Основное узкое место – в запутанном и непонятном механизме принятия решений относительно коррекции Правил администрирования .UA. Мир изменяется, а Правила были приняты в 2001 году. Конечные пользователи вряд ли могут получить что-то большее, благодаря назревшим изменениям. В основном это касается регистраторов.

– Что с точки зрения успешного регистратора следовало бы усовершенствовать в существующей системе?

– Это длинный список. Приведу несколько наименее конфликтных пожеланий: Во-первых, максимально автоматизировать взаимодействие “регистр-регистратор”. Во-вторых, перевести в электронную форму или отменить процедуры, которые сейчас вызывают задержки в работе из-за человеческого фактора и необходимости в бумажных документах. (Это касается и требования наличия ТМ для регистрации доменов UA, и требования расписки при смене регистранта, и других). В-третьих, расширить полномочия регистраторов, одновременно затруднить злоупотребления этими возможностями. Это касается информации о клиентах, которая храниться в whois, и некоторых операций, требующих участия регистранта в процессе.

– Каковы, на ваш взгляд, позитивные аспекты существующей системы администрирования домена .UA?

– Главный позитивный фактор – она существует и вполне приемлемо функционирует. Альтернативы текущей ситуации не было на момент ее создания. Да и сегодня не просматривается.

– Как вы оцениваете нынешнее положение дел, касающееся киберсквоттерства в Украине?

– Киберсквоттерство в Украине набирает обороты. И этот процесс будет продолжаться. Киберсквоттерство развито везде и украинские домены, отнюдь, не исключение. Особенно ему способствует участие некоторых регистраторов в сквоттерских процессах. Комизм нашей ситуации в том, что некоторые доменные зоны еще сохранили бесплатную регистрацию, и сквоттеры фактически делают ее платной, занимая нишу администратора домена.

– Нуждается ли украинская доменная зона в снятии ограничения регистрации домена верхнего уровня по наличию торговой марки? Почему?

– Нуждается. Потому что данное ограничение давно не способствует тому, для чего было изначально задумано. ТМ может зарегистрировать любой гражданин, а благодаря сомнительному решению нашего Украпатента – еще и за совсем короткий срок: около двух месяцев. Думаю, не ошибусь, если заявлю, что более половины доменов .UA сейчас регистрируется именно сквоттерами, которые предварительно зарегистрировали ТМ, и именно с целью перепродажи. Если убрать это изжившее себя ограничение, мало что изменится, разве что деньги будет получать не Укрпатент а доменный рынок.

– Как, на ваш взгляд, будет развиваться зона при снятии такого ограничения?

– Это сильно зависит от тарифной политики. Если цена будет демократичной – будет множество массовых регистраций “впрок”. Затем .UA плавно начнет вытеснять COM.UA Если же цена будет соответствовать фактической сегодняшней (включая стоимость регистрации ТМ) – изменения будут минимальны.

– Оцените факт администрирования национальной доменной зоны Украины частной коммерческой структурой в свете общемировых тенденций делегирования полномочий администрирования общественным либо государственным структурам. И, как следствие, возможные риски для зоны и ее пользователей.

– Сама по себе частная коммерческая структура – это не плохо. И такой опыт есть не только у нашей страны. К тому же в Украине достаточно примеров государственных организаций, штат которых составляют вопиюще некомпетентные и коррумпированные сотрудники. Частные структуры этим страдают гораздо реже. Конечно в идеале, эта структура (не обязательно частная и коммерческая, но можно и так) должна быть уполномочена бизнесом, обществом и государством вести эту деятельность, чего сегодня у нас нет. Проблема в том, что в нашей молодой стране не существует хорошей традиции договариваться, соблюдая баланс интересов. И потому бизнес и государство, когда периодически проявляют интерес к доменному вопросу, не замечают ничьих интересов кроме своих. Потому и сохраняется статус-кво, и, думаю, будет сохраняться еще долго. А возможные риски проистекают именно из недостатка легитимности “частной коммерческой структуры” с точки зрения бизнеса и государства. Раньше или позже, одна из сторон, не желающих договариваться, может победить, что неизбежно приведет к периоду нестабильности. В целом украинской доменной зоне в этом случае грозят репутационные потери, регистраторам – повышение затрат в связи с возможным введением лицензирования их деятельности. Пользователи, скорее всего, не пострадают.

– Ваши прогнозы относительно дальнейшего развития зоны .UA вообще и и вашей компании, в частности.

– Дальнейшее развитие неизбежно. И, несмотря на потенциальные потрясения, пока существует сеть Интернет – пользователям всегда будут нужны домены, а регистраторам – клиенты.

Читайте также:

Кто выживет в новостном Апокалипсисе

12 пунктов, которые надо учитывать при выборе доменного имени

Другая журналистика — история изменений The New York Times

Без времени — почему производитель умных часов Pebble готовится к продаже компании