QR-коды: в Украине и в мире

Интересное нововведение появилось у железных дорог штата Массачусетс. Теперь у пассажиров есть возможность не только оплачивать поездку посредством смартфонов, но и использовать в качестве билетов сами устройства. Оплатив билет, клиент получает на смартфон изображение QR-кода, которое нужно предъявить контролеру. Такая методика позволит упростить процесс продажи и избежать возникновения очередей.

Собственно говоря, QR-коды (прим. ред. “quick response” — быстрый отклик) — это уже не просто тренд, а скорее жизненная необходимость. И особенно они популярны на своей Родине – Японии, где их наносят буквально на всё, включая надгробия. До их изобретения, японцы использовали обычные штрих-коды, возможностей которых к началу 90-х годов уже остро не хватало. Честь изобретения принадлежит японской компании Denso-Wave, которая продемонстрировала свою разработку общественности в 1994 году. К 2000 году QR-коды уже активно использовались по всей стране и набирали популярность за её пределами.

Главное достоинство QR-кодов заключается в возможности передать довольно внушительный объём разнообразной информации, для считывания которой не требуется особо оборудования, с этим справится любой смартфон.

Ну, а насколько востребованы QR-коды в Украине? На первый взгляд кажется, что в этом вопросе мы практически не отстаем от других стран — черно-белые квадратики размещаются сегодня практически на любой печатной рекламе. Я побеседовал с сотрудниками различных рекламных агентств и они утверждают, что сегодня клиенты почти всегда просят, чтобы на их рекламе обязательно присутствовал QR-код. Причём такая тенденция началась относительно недавно, ещё в прошлом году мало кто задумывался о такой «приправе».

Но те, на кого в итоге рассчитана реклама, пока не понимают назначения и возможности QR-кодов, чьё массовое появление у нас — не более, чем дань моде. Да и сами рекламисты ещё не научились по-настоящему их использовать. Так, считав код с рекламного плакате, вы вполне можете получить в итоге только название компании, без какой-либо ссылки или описания. А ведь QR-код способен вместить сообщение из 4296 символов, в том числе и кириллических. То есть при необходимости, можно предоставить потребителю целую статью, содержащую ссылку, название, номер телефона, краткое описание и т. п.

В большинстве случаев QR-код на нашей рекламе содержит ссылку, которая уводит на сайт рекламодателя. И все бы хорошо, вот только большинство этих сайтов не имеют мобильной версии и вообще плохо адаптированы для просмотра с экрана смартфона. Плохо ещё и то, что далеко не все владельцы мобильных устройств могут сразу же перейти по указанной ссылке, поскольку мобильный интернет у нас лишь недавно перестал быть роскошью. Интересно, что рекламу с кодами, содержащими ссылку, активно размещает и Государственная налоговая служба Украины. Очень активны в деле размещения кодов и автопроизводители, вроде Toyota, Volvo.

Допускаются и другие ошибки. Так, предложение ресторана скачать мобильное приложение для iPhone может вести не на AppStore, а зачем-то на сайт самого ресторана, где пользователю затем приходится искать ссылку для скачивания. Реклама с QR-кодом может быть размещена там, где вообще нет связи. То есть пользователь получил ссылку, но воспользоваться ею не смог, мало кто будет в таком случае ждать удобного случая. Порой QR-код создается посредством первого подвернувшейся под руку программы и впоследствии не тестируется вообще. А в итоге срабатывает лишь на части мобильных устройств.

Есть и другие подводные камни. Так, очень многое зависит от того, насколько качественно реклама впоследствии будет напечатана. Ведь чем больше информации содержит код, тем мельче будут составляющие его квадратики. Вполне может случиться так, что напечатанный QR-код окажется в итоге просто нечитаемым ни одним смартфоном. Таких примеров было уже достаточно, причем даже в случае с известными рекламодателями.

Но самая главная ошибка заключается в том, что мало кто из рекламодателей вообще задумывается, зачем это вообще нужно. В результате многие пользователи вообще не считывает QR-коды или делает это исключительно из любопытства.

Примером полезного использования QR-кодов может стать книга или журнал про iOS или Android, где можно не просто почитать описание программы, но и сразу же перейти в магазин приложений. Вот только подобной идеей у нас пока что мало кто пользуется. При том, что подобные книги регулярно издаются.

В прошлом году в Южной Корее появилась новая услуга. Реклама магазина содержит не просто зазывной слоган, но фотографию товара с ценой и QR-кодом, сфотографировав который потребитель может сразу же оформить заказ. Хочется верить, что в ближайшее время нечто подобное появится и у нас.

А у вас есть программа для считывания QR-кодов?

Читайте также:

Як QR-код може допомогти офлайн-просуванню у 2019 році

Чи потрібний Києву єдиний електронний квиток?

Олександр Швець, tachcard: «Час переходити на розрахунки зі смартфону»

Що потрібно знати про український проект «Електронний підручник»