Дмитрий Сатин: “Утечка мозгов мало кого волнует”

Интервью с Дмитрием Сатиным про утечку мозгов и инициативу Михалкова, про искусственный разум и старый дизайн, про iCar и марафон программистов, про троллинг и редизайн сайтов, про дискриминацию айтишников и стартапы…

 
 
Российские программисты – самые лучшие, но, по сравнению с Западом, зарплаты у них низкие. Особенно в регионах. А как же утечка мозгов?

Утечка мозгов, похоже, у нас мало кого волнует. Пока течёт нефть — мозги не очень нужны. Даже вредны, ведь это они начинают чего-то требовать и возмущаться. Продолжая грустную шутку одного моего знакомого: Единственная проблема России — это население, оно мешает гнать ископаемое топливо за границу.

Может быть, у нас самый читающий народ. Может быть, у нас самые умные инженеры. Самые программистские программисты. Но их мало. Меньше, чем, например, в Индии. И пока мы будем пытаться соревноваться с ними, мы будем проигрывать и числом и стоимостью.

Даже если мы не сойдем с дистанции и примем этот вызов, то этот путь — такая же эксплуатация природных богатств, как и в истории с нефтью. У нас больше нефти, а у них — людей.

Выход может быть найден, только я не уверен, что его будет кто-то всерьёз искать.

Мой выход — понять и осознать свою уникальную ценность и именно её развивать. Поясню на примере. Индусы уже выиграли борьбу за рынок разработки. Но есть вещи, которые в Индии почти не заказывают — это дизайн. Заказчики, которые экономят на разработке, покупают очень дорогой дизайн в Лондоне.

Почему Англия стала самым дорогим центром интерактивного дизайна? Я могу только догадываться. Может быть, потому что в эта страна подарила миру эргономику? Может быть, к этому привела английская история?

А что у нас? Давайте подумаем вместе!

Как вы относитесь к новой инициативе Никиты Михалкова – введению дополнительного налога для всех российских сайтов, размещающих музыку? Можете ли прогнозировать следующий шаг главы российского союза правообладателей?

Тема авторских прав — не самая понятная для меня, поэтому пришлось поломать голову над этим вопросом. И в своих размышлениях я дошел до неожиданных для себя выводов.

Если инициатива реализуется в таком виде, то она укрепит распространение высокорейтинговой безвкусицы, и осложнит молодым, еще не популярным авторам выход к своему слушателю.

Поясню логику. Если сайты обязаны отдавать фиксированные роялти за размещаемую у себя музыку, то редакция будет заинтересована в том, чтобы получать гарантированный эффект (внимание и признание публики). Добиться этого можно, если начать жестко фильтровать музыку, распространяя только хиты. А что у нас является хитами? Посмотрим на российское телевидение. Там, увы, царит безвкусица.

Почему так? Нежели дело в хавающем пипле? Нет, я верю в разнообразие вкусов, но там, где вкусы разных сегментов пересекаются, возникает статистика и рейтинги. И получается странный эффект — единообразное (однородное) меньшинство навязывает свои предпочтения разнообразному (разношерстному) большинству.

Что в такой ситуации делать молодым авторам? Им придется покупать «место на полках», потому что с ними невыгодно работать. Грустно и безысходно. Но примеры-то у нас уже есть — это ассортимент сетевых магазинов. Там царит «стандартный» ширпотреб.

Остаётся задуматься, кто без проблем окажется на полке? Сам Михалков?

Смотришь голливудские фильмы и удивляешься оптимизму сценаристов. Мол, лет через 20 у всех будут и летающие машины и телепатические гаджеты. А что эксперты думают по поводу искусственного разума? Долго ли ждать его появления?

Про летающие машины мне говорить сложно. Вообще, прогнозировать будущее в быстро меняющемся мире, занятие рискованное. Проще это будущее создавать, чем гадать, каким оно будет.

Но, говоря об AI… в каком-то смысле, будущее уже здесь, надо просто его увидеть. Когда мы говорим об искусственном интеллекте, нам грезятся компьютеры и роботы, которые могут принимать решения. И здесь будут оставаться проблемы, пока мы не разберёмся с тем, как наделить технику эмоциями. Без них не будет мышления, если помнить тезис о единстве интеллекта и аффекта.

Но машины уже сейчас активно участвуют в процессах, в которых не требуется решение, а нужно маштабирование и неусыпное бдение. Благодатным полем развития инженерной мысли стали системы безопасности.

Вы знаете, что в Москве, в том числе в метрополитене, работают системы видео наблюдения, способные распознавать лица? Вдумайтесь, в потоке людей видеть лица и узнавать их! Ходят легенды о том, как в лондонском аэропорту Хитроу, компьютеры следят не только за лицами, но и поведением людей, классифицируя их по известным типам, и поднимая тревогу, когда поведение человека отличается от ожидаемого.

А распознавание речи, которое реализовано на нескольких мобильных платформах. Это же чудо, о котором тоже можно было только мечтать! Но мы довольно прохладно отнеслись к этим «скучным» технологиям (это совсем не то), и мечтаем о летающих машинах. :)

Люди избалованы техническим прогрессом, но ещё не утратили романтики — хочется взлететь в воздух, в космос (кому мы там нужны?).

Может быть, таким образом, мы хотим сбежать от информационной перегрузки современного мира (оставив его исскуственному разуму) в пустоту, в которой не останется ничего, кроме как предаться своим фантазиям (в пустоте хорошо мечтается!), придумывая новый и более совершенный мир? :)

Почему многие популярные российские сайты до сих пор выглядят словно 5-10 лет назад? Экономят деньги на редизайне или это что-то принципиальное?

Разгадка кроется за словом «популярные». Это слово подразумевает, что мы говорим о сайтах с большим ядром посетителей и, возможно, о сайтах, которые устойчиво приносят деньги бизнесу.

Из этого следует, что чем более популярен сайт, тем он более консервативен в своем развитии. Поясню…

1. Бизнес терпеть не может подвергать себя риску в то время, когда дела идут неплохо. Если сайт приносит достойные деньги, то, в первую очередь, сами его владельцы будут сопротивляться изменениям (не трогай то, что работает). Другое дело, если всё пошло не так, и грозит катастрофой, тогда изменения будут вноситься быстро и не осмотрительно.

2. Ядро посетителей (те, кто пользуются сайтом как минимум раз в неделю), если оно большое, становится вторым фактором консерватизма. Люди не любят перемен даже тогда, когда они сулят улучшения. Люди не любят переучиваться и менять свои привычки. Чувствуя и зная это, владельцы становятся ещё более тяжелыми на подъём, боясь вспугнуть и растерять аудиторию лояльных пользователей.

Понятно, что оба фактора объединяет страх, а страх питается суевериями, и улетучивается, как только приходит знание и понимание. Бизнес нужно развивать тогда, когда есть силы и энергия, а не только в момент катастрофы. Нужно держать себя в тонусе небольших, но постоянных улучшений и движения вперёд. Для этого нужно видеть цель и быть в тесном контакте с людьми, с которыми и для которых ты работаешь.

Верите ли вы, что Apple действительно выпустит свой чудоавтомобиль — iCar?

Если бы Джобс был жив, то не верить было бы просто глупо. Компании, которыми он руководил, подарили миру невероятные продукты, поверить в возможность которых было очень сложно.

Но верить в невероятное без Стива Джобса уже не просто. А поскольку детали проекта держатся в секрете, и мы не знаем на какой стадии может находится разработка автомобиля, очень трудно предсказывать вероятность его выхода в производство.

Но я буду рад, если они смогут показать хотя бы концепт-кар. Современное автомобилестроение в плане дизайна, мне кажется, топчется на месте. Все заняты лишь косметическими изменениями, в то время, как остаётся много не решенных проблем. Характер и мышление Джобса были бы способны совершить революцию в технологиях и в этой области.

Скоро начнется марафон, в котором примут участие программисты России и США. Вместе они будут разрабатывать разрабатывать порталы с картой мест и учреждений с облегченным доступом для инвалидов, технологии оценки работы региональных органов власти и др. Может ли быть такой проект продуктивным или это популизм?

Кажется, что у президентов стран есть более действенные и прямые рычаги, чтобы сделать государство, которым они управляют, более открытым и ориентированным на своих граждан, нежели проведение марафона программистов.

Скорее всего, целью является не прямой результат марафона — создание готового продукта, а сам процесс, в котором будут участвовать молодые и задорные программисты, закрепляя образ молодых президентов, как современных, актуальных, непосредственно причастных к информационным технологиям и инновациям.

А тема одного из проектов — помощь людям, испытывающим различные ограничения, конечно, не самая злободневная. Помощь, вообще, не может быть на злобу дня. Она не утилитарна, и её продуктивность трудно оценить. И, наверно, не всегда нужно.

Один из сотрудников компании Дисней, который распространял продукцию компании на Ближнем Востоке, сказал, что своей задачей видит — сделать так, чтобы в этом сложном мире было на несколько детских улыбок больше. Как измерить пользу детской улыбки?

Если молодые программисты сделают так, что в мире станет чуть меньше отчаяния и больше улыбок, то марафон будет не напрасным.

Добьются ли они такого результата? Может быть. Главное, чтобы не забыли девиз, предложенный одним из комиссаров ООН — «Nothing about us without us!», смысл которого в том, чтобы не делать ничего для людей, испытывающих ограничения, без них самих. Это важно потому, что у обычного человека почти нет шансов понять, как живет тот, кто нуждается в помощи, и как ему можно помочь.

Буду надеяться, что участников марафона не покинет профессионализм, и они будут делать продукты для реальных, а не выдуманных людей.

Как вы относитесь к интернет-троллингу? Может ли им заниматься состоявшаяся личность или троллинг — удел невоспитанных подростков?

Лично я, как и любой нормальный блогер, не люблю троллей, и при возможности сжег бы парочку без суда и следствия. Но, как ни глупо прозвучит, тролли выполняют важную функцию.

Если они возникли в вашем обсуждении, то значит, что-то не так с самой темой. Тролли, как шуты в карнавальной культуре, показывают, где идеалы, которые вы исповедуете, дали трещину, и требуют переосмысления.

Если вы не можете выдержать атаки троллей, то может быть вам еще рано или уже поздно претендовать на роль духовного лидера. Непогрешимая философия, жизненная позиция не может пострадать от существ, пробующих вас и ваши взгляды на зуб.

Но так можно договориться до того, что вандал и хулиган, из озорства взламывающий двери ваши жилища, оказывает вам услугу, показывая вам слабые места в вашей системе безопасности.

Именно поэтому я не люблю троллей, хотя признаю их право на троллинг.

Комментировать портрет троля, и мотивы его поведения, я не хочу, потому что вряд ли понимаю их. Слишком легко сказать, что это недоумки, страдающие от заниженной самооценки.

В Интернете все стремительно меняется. Рано или поздно приходится менять функционал и дизайн своего сайта. Как понять, что уже пора?

Помните историю про бизонов? Говорят, что уничтожать бизонов людям помогала одна бизонья привычка. Бизон смотрит на соседей по стаду, и совсем не смотрит вперед. Поэтому, когда стадо направляют к обрыву, все бизоны дружно и без сомнений бегут вперед.

Не теряйте голову! И смотрите не только по сторонам, но и вперед! А что у вас впереди? Какие цели вы перед собой ставите? Каким показателям должна соответствовать работа сайта? В чем заключается влияние сайта на ваш бизнес?

Если всё хорошо, то меняться не надо! Не трогайте то, что работает. Помните, что меняя сайт, вы заставите своих пользователей измениться (изменить свои привычки). А люди смертельно не любят меняться против своей воли.

Если же вы чувствуете, а лучше — видите, что сайт работает плохо, не дотягивает до целевых показателей, то это повод начать процесс изменений, независимо от того, меняется всё в интернете, или наоборот, идёт период стагнации.

Изменения, которые делают ваши конкуренты, должны быть вами внимательно изучены, и опробованы, если изучение показало их полезность. И только после опробования, могут внедряться в ваши продукты. Будьте чуть-чуть консервативны в изменениях — всегда интересуясь новым, но ждите наилучшее время, когда измениться будет легко и полезно.

Помните, что практически все меняются вслепую, и участвуя в этом танце слепых, вы принесете много вреда. Широко открытые глаза могут стать вашим конкурентным преимуществом.

Если вы капитан своего корабля, не дергайте штурвал слишком часто в разные стороны только потому, что вам в голову пришла новая идея. Держитесь курса, и не забывайте о своей команде и пассажирах, их может нешуточно тошнить от ваших перемен.

Каким образом отразится на IT- и интернет-индустрии введение дополнительного налога на зарплату выше 512 тыс. рублей в год? Есть ли в этом решении хоть один положительный момент?

Я не лучший специалист по финансам и налогам, и тем более слаб в предсказаниях.

Первое, что бросается в глаза — это число 512. Почему оно не круглое? Почему выбрана девятая степень двойки? В двоичной системе 512 — это единица с огромным количеством нулей. Приходит мысль, что человек, который выбрал это число — олдскульный программист. Это, по крайней мере, забавно, поскольку программисты не очень часто думают людях, будучи увлеченными только формальной логикой.

Рассуждаем дальше. В пояснениях госчиновников упоминается, что средняя зарплата в России — около 22 тысяч в месяц. Поэтому от дополнительного налога пострадают все IT-специалисты, зарплаты которых, как мы знаем в среднем выше, чем 42,6 тысяч в месяц (512/12). Что это, если не целенаправленное воздействие на IT-область?

Какие могут быть причины? Оставим параноидальную идею, что это месть бывшего коллеги по цеху. Тогда что? Может быть это попытка замедлить дикий рост заработных плат IT-шников? Мы же знаем. что из-за нехватки кадров на рынке работодатели готовы платить уже сумасшедшие деньги людям, которые еще ничего не умеют.

Может это поможет IT-молодежи не терять голову и не так сильно отрываться от своего народа? :)

Но это всё шутки.

А грустная мысль состоит в том, что появился еще один повод, чтобы зарплаты в России были серыми. Теперь от налогов будут стараться уйти не только компании, но и сотрудники. И кажется, что патриотическими призывами, что платить налоги нужно, их вряд ли убедить, пока чиновники становятся олигархами, а олигархи чиновниками.

Для повышения собираемости налогов государство должно озаботится своим имиджем. Пока население считает, что государственные деньги разворовываются, оно вряд ли будет одержимо идеей вовремя и в полном объёме платить налоги.

Говорят, что 20% стартаперов закладывают собственное жилье ради интернет-проекта. Вы считаете такой риск оправданным или лучше не жадничать и искать инвестора? Или, может быть, есть другой путь?

Я думаю, что доля предпринимателей, которые закладывают своё имущество пропорциональна доле успешных проектов. И дело тут, мне кажется, в психологии предпринимателя.

Если он настолько одержим своей идеей и верит в её успех, что готов поставить на карту всё, что у него есть, то шанс, что он не свернет с выбранного пути повышается, мне кажется, до максимума. Ведь это уже не простой человек, это — фанатик.

Я люблю по этому поводу пересказывать одного биолога, который говорил, что из двух самцов, борющихся за самку, побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кто проявляет готовность идти до конца. «Разумный» самец, не готовый платить так много, отступает, хотя может быть он и был сильнее своего оппонента.

И вторая история по этому поводу. Как-то на встречу выпускников одной психодиагностической лаборатории, в которой я проводил много времени, когда был студентом, пришел бывший её сотрудник, который в то время стал работать в банке, в комитете, который принимал решение о выдаче кредитов предпринимателям. Мы сразу хихикнули: «Следишь, чтобы психам не давали кредиты?». Его ответ нас ошарашил: «Как раз наоборот!». Он пояснил: «Нормальный человек слишком быстро отступает и сворачивает с пути при столкновении с препятствиями и трудностями. Поэтому мы охотнее даем деньги тем предпринимателям, которые демонстрируют акцентуации характера (отклонения от „нормального“ поведения), которые не дадут ему свернуть с пути».

Резюмирую: квартиры закладывают одержимые люди, а одержимые люди чаще добиваются цели. И жадность здесь ни при чем. Наоборот, они рискуют и жертвуют собой.

Правда, нужно не забывать, что фанатики настойчивы в том, чтобы перевернуть мир, но они не подходят для наведения порядка в новом, перевёрнутом мире. И поэтому после выхода из стартап-фазы, он должен найти себе преемника, обладающего совсем другими качествами.

“Дежурный по Рунету”

Читайте также:

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»

Максим Наконечный, основатель Neoven: «Мы хотим стать серьезным игроком на рынке потребительской электроники»

Заповедь очкарика: как купить оправу онлайн