В Киеве состоялся круглый стол, в котором приняли участие эксперты Национального союза журналистов и Интернет Ассоциации Украины. Во время обсуждения шла речь о попытках силовиков ограничить доступ к отдельным Интернет-сайтам.
Суть проблемы, собственно, вполне очевидна: Украина ведёт военные действия и должна всячески защищать себя на информационном фронте. В уанете сегодня можно найти множество сайтов с ярко выраженной сепаратистской позицией, часть которых даже размещена у киевских хостинг-провайдеров. Подобные ресурсы необходимо блокировать. Тем не менее, борьба с веб-ресурсами, нарушающими закон, не должна превратиться в цензуру.
В частности, если найден запрещённый контент, надо установить персону, которая разместила этот контент, завести уголовное дело, получить решение суда, применить наказание и лишь тогда закрыть сам ресурс с запрещённой информацией.
Блокирование веб-сайта без суда и следствия может принести некий кратковременный эффект, но в долговременной перспективе это заведомо проигрышный вариант, – поясняет ситуацию юрист НСЖУ Татьяна Катюжинская.
Мы должны понимать, что такие действия, во-первых, ведут к расколу внутри общества, потому что мы готовы бороться за свою свободу, но мы не готовы бороться за ограничение. Во-вторых, через несколько лет всё равно все эти ограничения будут предметом рассмотрения Европейского суда по правам человека против Украины.
С точки зрения Александра Ольшанского, президента компании «Интернет-инвест», есть только одно исключение, когда сайт можно блокировать немедленно: если существование такого сайта непосредственно угрожает жизни людей. Например, если на сайте написано, как изготовить бомбу и как её затем активировать.
Вот такие сайты мы должны блокировать очень быстро, даже если это будет не совсем законно. Хотя юристы утверждают, что и это вполне законно, поскольку если хостинг- или Интернет-провайдер стал свидетелем преступления, то он обязан принять меры к его предотвращению. Таким образом, алгоритм следующий: провайдер блокирует веб-сайт и пишет заявление в милицию о том, что на сайте обнаружена инструкция по изготовлению бомбы.
Однако, очень важно именно открытие уголовного дела в отношении владельца противозаконного сайта, поскольку это даёт возможность вести все действия в правовом поле. Бывают, конечно, случаи, когда владельца веб-ресурса по каким-то причинам невозможно найти. Например, если сайт зарегистрирован на несуществующего человека, либо, что ещё хуже, – на существующего, но совершенно непричастного к этому веб-ресурсу. Но в таком случае есть чёткий юридический механизм, в котором говорится о том, что если регистратора сайта невозможно найти, то коммерческий договор на его хостинг расторгается.
Если же владелец существует и не признает своей вины, утверждая, что контент законный, то в этом случае сайт нужно разблокировать, а правоохранительные органы должны через суд доказать, что контент таки нелегальный. Но к данному судебному процессу Интернет-провайдер уже не имеет никакого отношения. Таким образом, если законный владелец готов отстаивать свои права, то в украинском законодательстве есть все возможности для того, чтобы публиковать любую информацию, пока это напрямую не нарушает закон, – резюмировал Александр Ольшанский.
Председатель Комитета ИнАУ по вопросам защиты прав человека и свободы слова Эллина Шнурко-Табакова заявила, что уже сегодня есть сообщество экспертов, которые готовы находить сепаратистские и прочие противозаконные сайты и пересылать собранную информацию в соответствующие органы. Главное – государство должно очень оперативно и эффективно реагировать на такие сайты-нарушители. Причём, на государственном уровне можно закрывать даже те сайты, которые находятся за границей.
Совершенно ясно, что возможностей силовых органов недостаточно для анализа всех сайтов на предмет их противозаконности, поэтому силовикам должна активно помогать общественность, – отметила Диана Дуцик, заместитель директора Могилянской школы журналистики. Кстати, подобной точки зрения придерживается и ОБСЕ, которая рекомендует общественности и госорганам заниматься совместным регулированием Интернет-среды. Важно лишь, чтобы система была отработана и силовые органы реагировали незамедлительно. И уж точно в этом процессе не должна участвовать Нацкомиссия по вопросам морали, потому что в обществе уже сложилось определённое негативное отношение к этому органу.
В любом случае, общественность и эксперты намерены активно противостоять ограничению свободы слова, вне зависимости от того, какими намерениями власть будет мотивировать “закручивание гаек”.