Социальные сети — анатомия слабых и прочных уз, которые связывают нас

Социальные сети настолько крепко укоренились в нашей жизни, что мы перестали воспринимать их в качестве вспомогательного инструмента для общения или работы. Мы слились с ними, познаём мир и формируем свою точку зрения через инфорацию в соцсетях. Писатель и предприниматель Тобиас Стоун (Tobias Stone) размышляет об этом в своём блоге для Medium, и наша редакция подготовила перевод его статьи.

425121

Сеть нашей жизни

Это может показаться очевидным, но сеть являет собой множество вещей, связанных между собой. К примеру, железнодорожная сеть представляет собой ряд станций, соединённых железнодорожными линиями. Она похожа на социальную сеть: некоторые станции находятся на краю сети и соединены с остальными только одной линией; другие – крупные терминалы, с помощью которых несколько линий соединяют множество станций и разных направлений.

Некоторые станции группируются вместе, образуя небольшие локальные сети. Международный поезд доставит вас от одной крупной городской станции до другой, где вы сможете пересесть на местный поезд, чтобы добраться до небольшой близлежащей станции или воспользоваться местной сетью общественного транспорта. Некоторые станции «переводят» вас на совершенно другие сети. Например, поезд Eurostar из Лондона в Париж соединяет железнодорожную сеть Великобритании и европейскую железнодорожную сеть. Всего одна железнодорожная линия соединяет все железные дороги Великобритании и Европы, и, разумеется, эта линия очень важна.

Аналогичным образом социальной сети связывают между собой группы людей. Как и железнодорожные, они состоят из близких людей, которые хорошо знают друг друга. Некоторые люди подобны крупным станциям, соединяющим множество железнодорожных линий с мелкими станциями. Другие находятся на краю сетей, как и небольшие станции, расположенные отдалённо на той же линии. Одни люди действительно изолированы, а некоторые – гиперсвязаны. Помимо этого, социальные сети похожи на железнодорожные тем, что вы можете путешествовать в нужную точку этой сети из любой другой. Некоторые маршруты будут прямыми, другие потребуют нескольких пересадок между линиями.

С помощью социальной сети можно связаться с человеком из любого её звена. Это основа теории шести рукопожатий, которая гласит, что два случайно взятых человека знакомы друг с другом на расстоянии в среднем шести человек. Большая часть нашей деятельности в социальных сетях – интуитивна. Некоторые люди очень хороши в этом, но учёные выделяют разные виды взаимодействия: «слабые связи», «прочные связи», «социальный капитал», «соединение» и «структурная пустота». Понимание того, как функционируют социальные сети несёт в себе два преимущества:

  • возможность использовать её более эффективно;
  • возможность объяснить самые необычные и странные вещи, которые происходят в нашей жизни, с помощью описательного анализа.

«Моя социальная сеть»

Тобиас Стоун приводит пример своей карты в сети LinkedIn:

«– Здесь присутствуют 4 разноцветных группы контактов. Розовый – это мой старый университет. Оранжевый и зелёный олицетворяют страну, в которой я жил (один цвет – местные жители, второй – эмигранты), а голубой – это представители моего родного города. Можно увидеть, как я нахожусь посреди этой сети, и как я соединяю людей из моего родного города и места, где я жил позже. Можно заметить, что у других людей также есть линии, вращающиеся вокруг них между двумя цветными группами. Обычно это мои близкие друзья, которые часто встречали многих моих других друзей.

Если мой ближайший друг начинал дружить со многими моими друзьями дома, а затем навещал меня за границей и встречался с моими друзьями там, он или она также начинает соединять сети по-новому. Карта показывает, что у некоторых людей очень мало связей, другие – тесно связаны друг с другом, а некоторые объединены между группами».

Схематичное изображение контактов писателя в LinkedIn

Схематичное изображение контактов писателя в LinkedIn

Важность слабых связей

Органический процесс социального взаимодействия описывает Марк Грановеттер (Mark Granovetter) в работе «The Strength of Weak Ties». Он пишет, что социальные сети состоят из слабых и прочных связей. Слабая связь – это знакомство; кто-то, кого вы знаете ещё через кого-то или встретили случайно. У вас немного общих друзей, а ваши увлечения не совпадают. «Слабосвязанные» контакты обычно знают людей и информацию, которую вы не знаете. Вы можете по-разному относится к жизни, особо не доверять друг другу, но, так или иначе, многим поделитесь, с точки зрения обмена знаниями и контактами.

Прочные связи – это люди, которых вы хорошо знаете и у вас много общих контактов, интересов. Так как у вас много общего, наверняка вы разделяете схожие идеи и взгляды на жизнь, хорошо ладите и имеете высокую степень доверия. Но прочные связи вряд ли ценны с точки зрения новых контактов, новых возможностей и новых идей. К примеру, если вы вместе учились в школе, то получали знания и сведения от одних людей, общались в одном социальном кругу. Это хорошо в тех случаях, когда нужно заручиться поддержкой, но проблематично, когда кто-то из вас сталкивается с нехваткой знаний и требует новой информации. Близость прочных связей по-своему хороша: всегда комфортно находиться среди людей, которые разделяют общие идеи, воспоминания, убеждения и знания.

В своём эксперименте Грановеттер показал, что большинство людей находят работу через слабые связи в своих сетях. Он пришёл к выводу, что прочные связи владеют информацией и получают новые сведения, схожие с вашими, что автоматически делает их неактуальными. То есть, очень маловероятна ситуация, когда кто-то из ваших прочных связей в сети знает что-то, чего не знаете вы (например, о новой вакансии). Новости распространяются быстро, и если 5 человек из вашего близкого окружения знают это, то вскоре узнаете и вы. А слабые связи, так как они принадлежат к другим сетям из прочных связей (не вашим), могут принести информацию, новости, идеи и контакты из вне. Такая недублированная информация более ценная, ведь новые знания создают новые возможности.

Человек, который создаёт эту связь между сетями называется «связующим звеном». Грановеттер утверждает, что, не все слабые связи являются связующим звеном, но связующие звенья практически всегда являются слабыми связями, так как прочные связи разделяют слишком много избыточной и неактуальной информации. Поэтому слабые связи так важны, отсюда и название «The strength of weak ties». Если у человека нет слабых связей, у него нет доступа к новым идеям, новым возможностям и людям, разделяющим иную точку зрения. В современном мире это слабое связующее звено помогает людям не «заблудиться» в эхо-камерах. В узких, прочно связанных сетях циркулируют неизменные идеи.

Люди посещают мероприятия для создания и укрепления деловых связей, чтобы встретить незнакомых людей и создать сеть слабых связей. В будущем это даст доступ к новым сетям. Не следует ходить на подобные мероприятия, чтобы пообщаться со старыми друзьями. Точно так же, как и не следует приглашать на семейный ужин незнакомцев. Это инстинктивное использование сетей отражает ценность слабых и прочных связей и их актуальность в вашей личной сети.

Структурные пустоты

Профессор социологии Рональд Барт (Ronald Burt) исследовал идею структурной пустоты в социальных сетях, а также объединение этих структурных пустот. Он заметил, что в социальных сетях между тесно связанными друг с другом группами людей существуют разрывы – структурные пустоты. Они останавливают поток идей, товаров или других вещей, которые могут понадобиться по другую сторону. Тот, кто соединяет эти две сети между собой, создаёт ценность для них обоих. Примеров этому достаточно много: соединение инвестора со стартапом, продукта с рынком или просто выдвижение новых идей и сравнение их со старыми методами. Человек, который соединяет эти сети и создаёт ценность – связующее звено, если ссылаться на Грановеттера.

Барт обнаружил, что люди в социальной сети, расположенной близко к структурным пустотам или на краях сети, где она сталкивается с людьми и идеями за пределами своего ядра, с большей долей вероятности получат неизбыточную информацию и создадут новые возможности. Барт также установил, что эта особенность в корпоративной среде способствовала продвижению людей, потому что генерируемые ими идеи совмещали информацию из нескольких разных источников и, следовательно, были лучше и новее. Как оказалось на практике, инновации происходят на краю сетей.

Барт предполагает, что человек, соединяющий эти сети, — предприниматель, в буквальном смысле этого слова —  кто-то, кто находится между ними или своеобразный посредник. Эти люди могут стать контролёрами и брокерами информации, контактов и других ценностей. Его идея несколько отличается от теории Грановеттера, так как он предполагает, что люди, которые создают ценность, находятся ближе к структурным пустотам; в то время как Грановеттер считает, что наибольшее значение имеют прочность и качество связей. Но обе идеи объединяются в набор теорий, важных в отношении работы, инноваций и политики.

Вывод: слабые связи важны, так как они являются связующими звеньями, но информация, полученная через них, ценна только тогда, когда слабые связи дополняются сильным ядром в сети. Потому что только прочные связи имеют доверие, могут положиться друг на друга и хорошо сработаться. Слабые связи важны для доступа к новой информации, а сильные — для использования этой новой информации. Сеть, состоящая исключительно из слабых связей, на самом деле не сеть, а разрозненные и беспорядочно связанные люди, которым было бы очень сложно быстро реагировать на необходимость совместно поработать. Таким образом, сети требуют здорового баланса сильных и слабых связей, должны включать связующие звенья и подвергаться воздействию структурных пустот, способствующих получению новой информации.

Независимо от того, имеет ли социальная сеть все эти функции, она может сильно повлиять на общество, от предпринимательского сектора и инноваций до информационных эхо-камер. Используя эту теорию, можно разъяснить и явление Brexit, и отрицание изменений климата, и успех кампании Дональда Трама (Donald Trump) Make America Great Again. Люди отрезаны от информации и идей других людей, которые могли бы опровергнуть их убеждения, которые постоянно подкрепляются в близком окружении. Это объясняет, почему в Британии и США голоса граждан стали настолько противоположными, что каждая сторона была неспособна понять другую.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Источник: Medium

Читайте также:

Переход в онлайн: освоение технологий для пожилых

Новые технологии улучшат образование вашего ребёнка, но не его творческий потенциал

Про бото-фермы и фейковых инфлюенсеров

Как компании используют технологии для отслеживания работников