Глава Комитета ВР по информатизации и связи: «ИКТ должна стать основой эффективного развития»

Александр Данченко, в прошлом генеральный директор телекоммуникационного провайдера «Датагруп», в октябре минувшего года был избран в Парламент от партии “Объединение «Самопомощь». 5 декабря стало известно, что он возглавил Комитет ВР по информатизации и связи. Однако, этому предшествовала жёсткая борьба за существование данного комитета. Напомним, что народные депутаты предлагали объединить Комитет по вопросам информатизации с Комитетом по транспорту и связи. Но после ярко выраженной негативной реакции ИТ-общественности, комитет всё же возобновил свою автономную работу в парламенте.

Каков план действий новоиспечённого главы комитета на ближайшие месяцы? Сможет ли ИТ переломить ситуацию в стране к лучшему за кратчайший срок?

— Каким стал 2014 год для ИТ- и телеком-сегмента в Украине? Как изменился заказчик, как эволюционировал рынок?

Александр Данченко: Год стал тяжёлым, но при этом, знаковым для рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В телекоммуникационном сегменте фиксируется разделение на 2 вектора: коммерческий и оборонный. Если с коммерческим всё более-менее понятно — сокращение затрат, отказ от дополнительных сервисов, закрытие отдельных направлений или целых бизнесов, то в оборонном произошло то, что должно было случится ещё лет 10 назад. Как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло. Такого технического оснащения, которое получила армия и погранслужба за текущий год, они не получали за все годы независимости. Да, в масштабах страны – это капля в море, но то, что телеком-бизнес совместно с волонтёрами решают вопросы, связанные с защищённой связью в военное время – это факт.

В этом контексте актуален анекдот: «Почему в Украине нет ядерного оружия? Потому что об этом не попросили волонтёров». С защищённой спецсвязью ситуация аналогична описанной в анекдоте, только здесь волонтеров всё же попросили. Ещё когда я был гендиректором «Датагруп» меня поражала ситуация: при наличии современных телекоммуникационных решений, которые позволяют развернуть узлы связи за минуты, и тем самым сохранить жизни бойцов, выстроить стратегию боя и так далее, в высоких государственных кабинетах усиленно делали вид, что такой проблемы не существует. А ведь защищённая связь – это один из ключевых инструментов.

— Теперь Вы стали чиновником – народным депутатом и главой Комитета по информатизации и связи в ВРУ, можете влиять на принятие тех или иных решений. Каков план действий на ближайшие месяцы?

Александр Данченко

Александр Данченко

А. Д.: Тот день, когда я стану чиновником, станет самым худшим в моей жизни 🙂 Я шёл в Верховную Раду не за креслом, «корочкой» и какими-то благами. Я хочу и дальше жить и работать в Украине, хочу, чтобы здесь росли мои дети. Просто пришёл такой момент, когда я понял, что нет возможности идти вперёд только потому, что группа людей возомнила себя всемогущими.

В рамках коалиционных переговоров Комитет информатизации и связи был самым спорным и конфликтным. Причём «палки в колёса» ставили абсолютно умышленно те, кто не заинтересован в развитии отрасли ИКТ в Украине. Понимаете, большинство участников рынка ИКТ достигли максимума в своем развитии в существующих условиях. Для рынка необходимо создать абсолютно новые условия работы. Это касается лицензирования, регулирования тарифов, выдачи разрешений на строительство инфраструктуры, телеком-инфраструктуры, системы спецсвязи и т.д. Из этого всего и состоит план действий на ближайшие месяцы.

Сейчас мы анализируем законопроекты, которые были зарегистрированы прошлым созывом Верховной Рады. Договорились сделать SWOT-анализ с участием экспертов рынка. Я считаю, что без понимания текущей ситуации сложно и малоэффективно работать над законопроектами.

— Как вы оцениваете состав нынешней ВР с точки зрения ИТ-шника? Можно ли утверждать, что в этом году в Раду прошло рекордное число депутатов, которые очень хорошо понимают, что такое ИТ и как ИТ могут помочь стране?

А. Д.: Я бы изменил формулировку: ИТ не просто могут помочь стране, отрасль ИКТ должна стать основой эффективного и прогрессивного развития страны. И то, что в нынешнем составе ВРУ есть представители бизнеса, которые пережили “на своей шкуре” все законодательные эксперименты – это несомненный плюс. Ведь при формировании избирательного списка в «Самопомощи» делали ставку на высокие технологии, понимая их ценность и суть для экономики.

Для Украины прорывной может стать экономика инноваций или экономика знаний. В высокотехнологичном бизнесе есть такое понятие, как коэффициент внедрения инноваций – это процент от прибыли, который компания тратит на разработку и внедрение инноваций. Если процент ниже определённого уровня, то начинается деградация. Так вот бюджет Украины находится даже за уровнем деградации. По сути это не удивительно, ведь в высшей законодательной и исполнительной власти ИКТ ставили на один уровень с транспортом!!

— Потенциал ИТ в плане борьбы с коррупцией в государстве огромен. Фактически ИТ может почти всё. Но будет ли поддержка повсеместному внедрению ИТ в госорганах?

А. Д.: О каком потенциале Вы говорите, тут бы справиться с сопротивлением и вытянуть «палки из колёс» 🙂 Необходимо создание единого прозрачного электронного ресурса, именно над этим мы сейчас и работаем. Я Вас уверяю, что создание такого инструмента снизит затраты на тендерные закупки минимум на 30-40%.

— С какими ещё комитетами ВР вы планируете совместно работать в целях продвижения ИКТ в нашей стране?

А. Д.: В первую очередь с антикоррупционным, я намерен отдать им на рецензирование все законопроекты, которые регулируют отрасль. С Комитетом науки и образования планируем работать в контексте развития инновационного образования. Для этого у нас есть наработки. Всё, что связано с вопросами спецсвязи и киберзащиты, будем отрабатывать с Комитетом нацбезопасности.

— Война с РФ открыла всю уязвимость кибербезопасности страны. Какие действия необходимо предпринять, чтобы быстро поднять уровень киберзащищённости Украины и достичь, к примеру, уровня Прибалтики в этой сфере?

А. Д.: Эта тема достойна отдельного интервью 🙂 Потери от кибератак измеряются миллионами гривен. Например, одна из причин – потеря контроля за изготовлением и распространением технических и криптографических средств защиты информации.

В решении  вопроса по кибербезопасности мы, в том числе, упираемся в отсутствие единого органа исполнительной власти в сегменте ИКТ, отсутствие стратегии развития отрасли. Рынок разбит на сегменты и распотрошён. Опять-таки, обращусь к бизнес-практике: нет хозяина процесса – значит нет и ответственного. Последствия этого мы сейчас наблюдаем.

— Сегмент связи, по свидетельствам игроков рынка, зарегулирован. Что необходимо сделать на этом рынке? Каким образом деятельность многочисленных комиссий и комитетов обратить на пользу отрасли?

А. Д.: Первое – необходимо ликвидировать их и создать единый орган с полномочиями министерства. Только при поверхностном подсчёте в Украине работает 5 ведомств в структуре центральной избирательной власти. В прошлом созыве 4 комитета регулировали работу ИКТ.

Вторая, но не менее глобальная проблема – это понятийный аппарат, а вернее, его полное отсутствие. В действующем украинском законодательстве к отрасли связи относится только почтовая связь. О чём ещё можно говорить?!

— С Вашей точки зрения, когда в Украине реально появится повсеместная 3G-связь? Есть ли ещё подводные камни, которые могут помешать внедрению? Насколько велика вероятность появления новых игроков? Например, ходят слухи о выходе на рынок вьетнамского государственного оператора.

А. Д.: Начну с конца: я никогда не комментирую слухи, только факты. Касательно 3G-технологии и возможных сложностей с выдачей лицензии, то это вопрос к исполнительному органу власти, в обязанности которого входит выдача лицензии.

Со своей стороны, я бы больше озаботился вопросом: когда в Украине появится связь четвёртого поколения. Технологически Украина уже давно бежит за ушедшим поездом.

— Что нас ждёт в 2015 году? Сможет ли 3G стать локомотивом всего телеком- и ИТ-рынка?

А. Д.: 2015 год будет ещё тяжелее, чем 2014. Эмоции революции уйдут, и останется реальное понимание масштаба существующих проблем. Поэтому в следующем году нас ожидает очень много работы.

Относительно 3G – это всего лишь одна из мобильных технологий и, на мой взгляд, значение вопроса сильно преувеличено, в том числе и благодаря СМИ.

Читайте также:

Политическое расфрендживание

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»

10 самых высокооплачиваемых работ гигономики — исследование Fit Small Business