Закон про телекоммуникации планируют переписать до конца года

22 января состоялось открытое заседание Комитета ВРУ по вопросам информатизации и связи с операторами и провайдерами украинского рынка, в рамках которого подвели первые итоги работы комитета, а также, анонсировалы планы по дальнейшему законодательному творчеству.

Открыл заседание Александр Данченко, народный депутат и глава Комитета ВРУ по вопросам информатизации и связи (далее – Комитет ИТ и связи). Он перечислил вопросы, которые, судя по числу обращений в комитет, более всего волнуют рынок сегодня.

Цели определены

В первую очередь, операторов телекоммуникаций беспокоит сложный доступ к инфраструктуре: кабельной канализации, колодцам и прочему. Эта проблема актуальна практически для всех игроков рынка (кроме, разве что, «Укртелекома»). Фактически, телекомпровайдеров загоняют в глухой угол.  Как оказалось, норма доступа к кабельной канализации прописана в законе о градостроении. Комитет ИТ и связи уже разработал соответствующие изменения в данный нормативный акт и намерен их отстаивать при рассмотрении в Верховной Раде. Также, члены комитета готовят законопроект касательно того, как сделать доступ к провайдерам телекоммуникаций прозрачным по всей территории страны. А. Данченко акцентировал, что они готовы выслушать предложения рынка.

Второе: очень много вопросов со стороны игроков телекомрынка вызывает ценовой демпинг, хотя, скорее это вопрос к менеджменту приватных компаний, который к комитету ВР никакого отношения не имеет. Теоритически ВР может рассмотреть какие-то регулятивные нормы, – отметил народный депутат, – поскольку аналогичный подход уже существует в США и ЕС. Например, в Европе есть ограничение по нижней ценовой планке, однако, там очень прозрачная калькуляция расходов. Так, в ЕС используется общая инфраструктура для прокладки кабелей, телефонная канализация принадлежит мерии, которая устанавливает единые прозрачные тарифы на её использование. В этом случае можно рассчитать минимальный тариф, когда, скажем, рентабельность бизнеса не должна быть ниже 7% .

Представитель одного из мобильных операторов предложил регулировать демпинг на уровне закона. В ответ Александр Данченко заметил, что закон должен отвечать европейским нормам. Также, нужно учесть мнение рынка, поскольку некоторые операторы полагают, что регуляция здесь вообще не нужна, другие, наоборот, считают, что необходимость в ней есть. Иными словами, истина где-то посередине. До конца февраля намечено сформировать предложения с так называемыми best practice в этой области, чтобы затем принять взвешенное решение.

Правда, участники заседания озвучили и альтенативное предложение: демпинг регулировать через законы, направленные на развитие бизнеса. В свою очередь, нардепы отметили, что это очень щепетильный вопрос, поскольку потери бюджета от бездумной дерегуляции могут быть очень велики.

Примечательно, что даже в условиях войны инвесторы готовы выкупить у наших мобильных операторов всю телекоммуникационную инфраструктуру, сотовые станции и вышки, сделать единую инфраструктуру и сдавать её в аренду операторам. Конечно, при таких обстоятельствах демпинг становится невозможным. Такой подход работает во всём мире, но насколько это возможно в Украине?

Третий важный пункт обсуждений, который вызвал недавно много шума – лицензирование Интернет-контента. Возникает вопрос: почему госорганы пытаются лицензировать контент провайдеров? В настоящее время комитет изучает ситуацию.

Ещё одна очень важная задача, решение которой запланировано на этот год, – добиться технологической нейтральности частот, с целью быстрого перехода на LTE после внедрения 3G. Для принятия этой нормы необходимо всем объединиться. Комитет ИТ и связи также планирует поднять вопрос виртуальных операторов – такой опыт весьма распространён  в Европе.

Как ускорить законодательное творчество?

Пока все нормы касательно телекомотрасли рассредоточены между различными ведомствами и министерствами, надеяться на эффективную работу не стоит. Лишь после сведения их в единый закон по телекоммуникациям можно будет говорить о новых условиях работы для отрасли связи.

Кстати, для ускорения внедрения всех законодательных инициатив  участники заседания предложили создать единый центральный исполнительный орган при правительстве.  Отметим, что сейчас в государстве работает 5 органов исполнительной власти, которым подвластны различные сферы индустрии ИКТ. Кроме того, от игроков рынка поступило предложение создать межведомственный совет по распределению частот при Кабмине.

Провайдеры жаловались и на другие проблемы, которые необходимо решать. Например, операторы мобильной связи испытывают значительные трудности с выделением земель под вышки базовых станций. Сегодня очень сложно получить разрешение на установку вышки в заповедниках, на территории ВСУ и т.д. А ведь связь нужна везде. Правда, все эти вопросы выходят за рамки полномочий комитета ВР. В любом случае, игроки рынка советуют ИТ-комитету тесно сотрудничать с различными ассоциациями в сфере ИТ и телекома.

Чтобы в госорганах лучше понимали проблемы связистов, представители рынка выдвинули идею периодически проводить ликбез касательно работы телекомтехнологий для членов НКРЗИ, народных депутатов и прочих заинтересованных лиц.

Отметим, что ещё в декабре прошлого года в Верховной Раде была создана рабочая группа по организации онлайн-приёмной и онлайн-трансляции заседаний комитетов для более прозрачного сотрудничества с общественностью. До конца следующей недели комитет должен утвердить условия работы с внешней аудиторией, после чего приступить к практическим действиям. Пока сайты комитетов не работают, комитет ИТ и звязи временно использует страницу в Facebook.

Резюме

Подводя итоги встречи, А. Данченко отметил, что основные трудности связаны с тем, что ранее комитет ИТ и связи почти не вёл какой-либо активной деятельности. Практически всё приходится делать с нуля. Сейчас члены комитета штудируют законодательство и отмечают все нормы, которые относятся к телекому. В качестве примера можно привести вышеупомянутую норму о телекоммуникациях в законе о строительстве.

Аудит законодательства — это очень кропотливая работа, поскольку надо изучать множество различных подзаконных актов и поправок к законам, которые нередко противоречат друг другу. Но уже к концу года комитет ИТ и связи планирует представить новый закон по телекоммуникациям.

Читайте также:

В Київстарі оцінили приблизні дати початку впровадження 5G

Политическое расфрендживание

Starlink чи OneWEB? Kuiper чи Telesat LEO? Супутниковий інтернет стає все більш доступним

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse