Территория .UA

Прошло 15 лет с тех пор, как на виртуальной карте мира под флагом .UA появилась Украина. И хотя в Сети границ не существует, территория .UA сегодня все-таки ограничена: ее развитие стабильно, но стремительным не назовешь…

Капитализация мировой доменной индустрии исчисляется многими миллиардами долларов, а количество доменов — сотнями миллионов имен. По статистике, в прошлом году веб-пространство ежедневно пополнялось около 90 тыс. новых доменов. Достаточно бурное развитие данной сферы вполне объяснимо. Ведь доменное имя — это неделимый актив компании, виртуальная часть ее бизнеса или даже базис коммерческой деятельности.

Об изменениях качественных…

Ценность доменного имени как такового сегодня подтверждается популярностью доменных аукционов, растущих в мире как грибы, ежегодным увеличением сумм сделок по продаже доменов и появлением разнообразных схем извлечения прибыли из владения доменными именами. Так, в прошлом году заметно увеличился вторичный рынок доменов и возросла стоимость ценных доменных имен. По данным DNJournal, опубликовавшем рейтинг самых дорогих доменов, в 2007 году впервые в истории доменной индустрии стоимость каждого из доменов, попавших в традиционный ежегодный топ 100, превышала $100 тыс. (для сравнения: в 2006 году лишь 70 доменов из вышеупомянутого рейтинга были оценены в сумму с шестью значимыми цифрами). А согласно отчету всемирно известного доменного аукциона Sedo, на вторичном рынке доменных имен в 2007 году было совершено 27 270 тыс. сделок по продаже доменов на общую сумму $72 230 731, что на 60 % больше чем в 2006 году. При этом средняя цена проданных доменных имен в самой популярной зоне .COM в этом году возросла до $5016 (годом ранее средняя стоимость этих доменов составляла $3257).

Интересным фактом в области развития данной индустрии является открытие первой доменной фондовой биржи Fusu.com. Об этом событии было объявлено в начале 2008 года на конференции Domainfest 2008. Fusu.com была названа «инновационным инструментом для инвестирования во владение доменными именами» и задумана для «привлечения инвестиционных капиталов посредством размещения на бирже акций своих доменов». Согласно замыслу ее создателей, собственник может разместить до 45 % стоимости своего домена на публичном рынке. А инвесторы, приобретая и продавая акции, – получать доходы от роста стоимости доменов. Некоторые эксперты скептически относятся к столь экстравагантному изобретению, и это не удивительно, если учитывать некоторую авантюрность идеи акционирования неделимого актива домена. Впрочем, сегодня фондовая доменная биржа работает в режиме бета-тестирования. О стратегическом партнерстве с Fusu.com уже заявил регистратор международного уровня EuroDNS.

… и количественных

Статистика доменных регистраций свидетельствует о том, что общее число зарегистрированных в мире доменов в прошлом году превысило 150 млн имен. Из них 55 млн относятся к национальным зонам (ccTLD). При этом аналитики отмечают, что пятерка лидеров национальных доменов аккумулируют более 50 % всех регистраций в зонах ccTLD или 20 % от всех доменов, зарегистрированных в мире.

Среди национальных зон по числу зарегистрированных имен по-прежнему лидирует Германия, число регистраций в национальном домене которой (.DE) приближается к 12 млн. Второе место делят Великобритания (.UK) и Китай (.CN) — количество имен в каждой из этих зон достигло 6 млн (однако статистика регистраций в них подразумевает сумму имен в доменах второго и третьего уровня). На третьем месте (по 2,5 млн доменов второго уровня) — общеевропейский и голландский домены (.EU и .NL). В 2007 году «зонами-миллионниками» стали .RU (Россия), .AU (Австралия), .KR (Корея) и .CA (Канада). В начале 2008 года миллионный рубеж пересекла Франция (.FR).

Характерно, что лидерами с точки зрения темпов прироста доменов в 2007 году аналитики признали Китай и Россию, продемонстрировавших годовое увеличение имен в своих национальных доменах на уровне 62 %.

Еще немного фактов, иллюстрирующих общемировое развитие доменной индустрии. В прошлом году в самом популярном публичном домене общего пользования (gTLD) .COM насчитывалось более 72 млн имен (кроме того, в 2007 году в .COM были исчерпаны четырехбуквенные имена). Домен .NET пересек 10-миллионный рубеж, а количество регистраций в домене .ORG увеличилось до 6,4 млн. По числу регистраций в публичных доменах общего назначения лидируют США, Германия, Великобритания, Канада и Китай.

Позади планеты всей?

На фоне мировой «доменианы» отечественные успехи выглядят более чем бледно. Тем паче что для Украины прошедший год был юбилейным — 15-м со дня делегирования национального домена. К сожалению, количественные и качественные показатели функционирования нашей зоны пока далеки от желаемых. Зато к сугубо национальным признакам можно отнести индивидуальные особенности администрирования зоны .UA, благодаря которым за 15 лет в домене верхнего уровня не было зарегистрировано даже 5 тыс. приватных имен формата «firma.ua».

Эти особенности были заложены много лет назад при образовании ООО «Хостмастер», введении Правил домена .UA и начале платных регистраций в украинской доменной зоне. Сформировавшаяся система предполагает регистрации в домене верхнего уровня только владельцам торговых марок. Данное ограничение, ключевая идея которого известна как «период приоритетной регистрации», изначально апеллирует к защите прав владельцев торговых марок на определенный промежуток времени, предшествующий «открытию» зоны. Но в отечественном варианте подобное ограничение существует как факт, вне временных рамок и перспективы «открытия» регистраций доменов второго уровня всем желающим.

Такие правила игры в национальном домене, вместо задекларированной цели защитить пользователей зоны .UA от киберсквоттинга, породили усугубленный вид этого злоупотребления — сквоттинг торговых марок с последующим захватом доменов. Бороться с ним значительно сложнее, учитывая несовершенство отечественного законодательства и узкие места украинской доменной системы. Существующая сегодня процедура аккредитации регистраторов позволяет войти в святая святых регистраторского бизнеса не оперируя значительными финансовыми ресурсами. С одной стороны это способствует «размножению» мелких регистраторов, а с другой — позволяет киберсквоттерам приобретать статус официальных регистраторов, тем самым облегчая процесс захвата имен. К тому же такого рода «регистраторы» могут работать в связке с патентными поверенными, образуя порочную цепочку злоупотреблений.

Посему, оглядываясь назад, к сожалению, констатируем, что прошедший год не внес ни малейших корректив в существующие процедуры, правила и структуру управления доменной зоной .UA. И статистика развития зоны за 15 лет регистраций вполне показательно отражает существующее положение дел в .UA.

Так, за время функционирования национального домена общее количество имен в домене .UA преодолело отметку всего в 300 тыс. и на 1 января 2008 года составило 335 073 регистрации. При этом всего лишь 4971 имен из них являются частными доменными именами второго уровня (для сравнения: 1 января 2007 года общее количество доменов третьего уровня в .UA составляло 241 665, а доменов формата «firma.ua» — 3238). И хотя показатели темпов роста доменов в зоне .UA за прошлый год выглядят оптимистично, в абсолютных величинах размеры национального доменного пространства, конечно, не впечатляют.

По данным ООО «Хостмастер», в 2007 году «стабильной и позитивной» была динамика роста имен в традиционно наиболее востребованных доменах COM.UA и NET.UA. Так, число имен в домене COM.UA увеличилось на 52,45 %, а в домене NET.UA — на 65,33 % и к 1 января 2008 года составило 94 800 и 53 096 доменов соответственно. А самые высокие показатели прироста зарегистрированы в домене ORG.UA, увеличившемся в 2,37 раза.

О доменной географии

В номинации «Скандал года» в 2007 году «отметился» географический домен Луганской области LG.UA, в ситуации с которым, как в зеркале, отразились все «болезни» системы региональных субдоменов. Так, в середине прошлого года на страничке луганского регионального домена LG.UA (который, согласно Правилам .UA, делегирован в интересах общественности и не может использоваться частными компаниями в коммерческих целях) появилась корпоративная страничка всемирно известного вендора. И хоть ситуация балансировала на грани фола, добиться внятного объяснения происходящего так и не удалось. В итоге скандал погасили, но в сухом остатке по-прежнему остаются проблемы функционирования региональных доменов, с которыми ежедневно сталкиваются регистраторы: отсутствие единых правил администрирования, унификации и автоматизации процедур регистрации.

В целом же, по оценкам экспертов, доля региональных доменов второго уровня в .UA за 15 лет снизилась с 76 % до 48 %, а относительный прирост за этот период составляет всего около 20 % ежегодно. ООО «Хостмастер» в итоговом отчете акцентирует внимание на темпах развития региональных KIEV.UA, DNEPROPETROVSK.UA (с зеркалом DP.UA) и CRIMEA.UA. Однако в абсолютных цифрах показатели эти незначительны.

Столичный региональный домен в прошедшем году прошел процедуру актуализации доменов, предполагающую «чистку» зоны, удаление «мертвых» регистраций и перевод администрирования на платную основу. В результате актуализации четверть всех зарегистрированных в этом географическом домене имен были удалены. Кроме того, в 2007 году ООО «Хостмастер» заявил о необходимости введения нового публичного домена KYIV.UA, который являлся бы зеркальным существующему сегодня KIEV.UA. Такое решение было, в частности, аргументировано наличием «программы по упорядочению структуры публичных доменов в домене .UA», в рамках которой и инициирован данный процесс. Однако на суд отраслевой общественности никакие документы, касающиеся стратегии и тактики развития национального домена, никогда не выносились.

Если говорить о фактической стороне вопроса, то, по мнению участников рынка, изменения, происходящие в процедурах администрирования национальной доменной зоны, больше напоминают хаотический и слабо мотивированный процесс. Так, эксперты полагают, что коррекции в сфере региональных доменов выглядели бы более логичными и последовательными, если бы имели своей целью глубокие структурно-административные преобразования, как-то: унификация и автоматизация процедур администрирования, введение единых правил географических доменов, универсализация административного контакта для всех регионов, с которым бы работали регистраторы. А украинская транслитерация российского наименования регионального домена (одного!) – коррекция условно косметическая. Да и системной ее не назовешь, поскольку среди достаточно большого числа действующих географических доменов встречается транслитерация и на украинском (LVIV.UA), и на русском (ROVNO.UA), и на русско-украинском языках (ZAPORIZHZHE. UA). Существует даже английский вариант — CRIMEA.UA. Бессистемно выглядит также наличие двухбуквенных «дубликатов» у некоторых региональных доменов и многое другое.

Не углубляясь, заметим, что все это лишь небольшая видимая часть айсберга проблем администрирования доменной «географии». С невидимым блоком, как правило, сталкиваются регистраторы, предоставляющие сервисы конечному пользователю.

Киты регистраторского бизнеса

Отечественный рынок доменных регистраций стабильно растет на 30–50 % ежегодно. Его зарождение и развитие во многом обязано появлению института независимых регистраторов как такового. Однако зона .UA сегодня невелика, а количество регистраторов на ее квадратный сантиметр зашкаливает. Так, к началу 2007 года число аккредитованных ООО «Хостмастер» компаний составляло 125, а за последующие двенадцать месяцев их количество увеличилось до 143.

Как мы уже упоминали, причина избыточности игроков доменного рынка заключается не в лавинообразном потребительском спросе, а в непродуманной лояльности системы, позволяющей «поступить в регистраторы» с минимальными затратами и, как следствие, минимальной ответственностью перед регистрантами. В этом смысле показательно то, что на сегодняшний день международная организация по распределению доменного пространства ICANN сочла достойными аккредитовать всего 900 регистраторов в мире, из которых — ни одного украинского. (Пока верстался номер, на сайте ICANN в списке аккредитованных регистраторов появилась отечественная компания ООО «Интернет Инвест» (Imena.UA). Но до окончания официальных процедур та не комментирует процесс переговоров с ICANN.)

Хотя не секрет, что ценность степени ответственности регистратора возрастает пропорционально серьезности намерений регистранта, вкладывающего в домен деньги. Ведь цена самых дорогих сделок на вторичном рынке доменных регистраций потому и высока, что за выставляющимися на продажу доменами стоит ICANN и гарантии регистраторов мирового уровня, в основе аккредитации которых находятся миллионные страховые депозиты, а также многоуровневые административные и технологические процедуры.

Но даже если не углубляться в качество отечественного посвящения в регистраторы, несоответствие между числом регистраторов и регистраций говорит само за себя. Так, по экспертным оценкам, уже не один год подряд 70 % всех регистраций на украинском доменном рынке осуществляет десятка лидеров в рейтинге регистраторов. При этом 50 % зарегистрированных доменов реализует первая тройка.

Характерно также, что со времени начала платных регистраций в .UA эти пропорции, как и компании, занимающие три первых позиции в рейтинге, не меняются. Как свидетельствует статистика, бессменными фаворитами рынка являются Imena.UA, iName и «Колокол». Что же касается рыночных тенденций внутри десятки, то налицо — постепенное снижение доли традиционных интернет-провайдеров и рост доли компаний, специализирующихся на регистраторском бизнесе

Уровень конкуренции на украинском рынке регистраций, как и оценки его капитализации, сегодня невысок. Что касается ежегодного оборота средств, то эксперты оценивают его в $1,5–2 млн. Понятно, что потенциал доменного рынка Украины не мал, но до его настоящей реализации еще далеко, и она зависит от многих факторов, ключевые из которых мы попытались обозначить.

Источник: “Телеком. Коммуникации и сети”, №1-2/2008

Читайте также:

Кто выживет в новостном Апокалипсисе

12 пунктов, которые надо учитывать при выборе доменного имени

Другая журналистика — история изменений The New York Times

Без времени — почему производитель умных часов Pebble готовится к продаже компании