Владельцы обычно нежно опекают машины стоимостью свыше $100 тыс. На них ездят только в теплую сухую погоду, ездят недалеко, хранят исключительно в гараже. За рулем сидят лишь владельцы, такие авто никогда не дают на прокат даже родственникам, не говоря уже о посторонних людях. Но всё вышесказанное не относится к Tesla, решил Стив Сэсмен (Steve Sasman) — и 2 года нещадно эксплуатировал своё авто. Выдержал ли самый известный электромобиль такие испытания и дорого ли обходится детище Илона Маска в повседневной жизни?
С чего всё начиналось
27 августа 2014 года Стив Сасмэн приобрел свою Blue Tesla Model S P85. Он купил ее уже бывшей в употреблении, с пробегом более 55 тыс. км у местного автолюбителя за $79 тыс. Стартовая цена нового экземпляра превышала $100 тыс. Вот так она выглядела, с оригинальными 21-дюймовыми колёсами Turbine:
Всего через два года, 16 августа 2016-го, пробег автомобиля составил 160 тыс. км + на этом авто было сделано 500 поездок в рамках работы в Uber.
Поскольку Tesla Model S стала первой машиной премиум-класса для Стива, он искал способы дополнительного заработка, чтобы снизить свои расходы. Uber мог с этим помочь, потому уже 17 сентября он совершил свою первую поездку в качестве таксиста. Она стала лишь первым из длинной череды необычных испытаний, через которые пришлось пройти электромобилю.
Чтобы влиться в ряды водителей UberBlack в Фениксе (столице штата Аризона), он приобрел коммерческую страховку. Однако в Фениксе все слоты в категории Black были заняты, поэтому пришлось ждать 5 месяцев. И всё же оно того стоило: первая же поездка в UberBlack обошлась в $305, из которых он заработал $225.
Отель на колёсах с разговорами
Далее Tesla Сэсмена вдруг получила необыкновенную известность. А всё потому, что владелец сдал машину в аренду в качестве «самого быстрого отеля в мире» через сервис Airbnb. Эту историю подхватили CNN, CBS, ABC World News Tonight и множество блогеров.
После того, как Стив отказал нескольким потенциальным арендаторам, он всё же принял двух автомобильных репортеров, заплативших $85 и $385 (цену пришлось поднять, чтобы отвернуть любителей «шары») за право провести ночь в его Tesla, когда машина была припаркована в гараже. Неудобно? Пожалуй, да. Смешно? Однозначно. Реалистичная бизнес-идея? А вот здесь можно сказать, что однозначно НЕТ.
Такая шумиха в медиа вдохновила Стива на следующее приключение, названное «Путешествие в Tesla на $1 млн». Это была поездка продолжительностью 4,5 мес., около 42 тыс. км через 48 штатов плюс Канада, в течение которой водитель записывал интервью с интересными пассажирами в своей Tesla. Среди его гостей были и основатели различных невероятных благотворительных учреждений, и разные яркие личности, такие как бывший водитель Мартина Лютера Кинга, несколько авторов книг, множество приятелей владельцев Tesla. Эта поездка стала рекордной (неофициально) по времени и длительности пройденного пути. Кроме того, Стив стал первым владельцем электромобиля, который посетил 200 станций SuperCharger для подзарядки Tesla.
После завершения длительного путешествия Стив начал сдавать в октябре 2015 свою машину в аренду на Turo.com (ресурс фактически представляет собой аналог Airbnb для автомобилей). Желающих было довольно много. Turo предоставляет услугу поиска арендатора, а также страховку. За всё это они берут 25% комиссии. Стив не возобновлял свои коммерческие поездки в Uber до июля 2016 года. Он мог работать только в категории UberX: это — самый дешёвый сервис; а также в категории Select, которая подразумевает более роскошные и дорогие автомобили за двойную цену, хотя только 1 из 15 поездок относится к Select. Цены в Uber очень низкие, и работа на дорогом автомобиле в Uber не оправдывает себя, особенно если заработок — единственная цель. Однако Стив работал в Uber по нескольким причинам: отличная возможность больше ездить, демонстрировать все возможности Tesla, и время от времени подвозить реально крутых пассажиров. Если всем перечисленным пользоваться с умом, то это может принести кучу удовольствия и даже немного прибыли.
Одни из способов работать в Uber с очень небольшими затратами времени — это брать только тех пассажиров, с которыми вам по дороге. В таком случае получается, что вам платят за тот путь, который вы проделываете в любом случае.
Общая стоимость владения
Начальная цена Tesla — $79 тыс.
Затраты на регулярное обслуживание в течение 24 месяцев, за которые было пройдено окноло 70 тыс. км:
- Ежегодное техобслуживание: $600 (правда, было пройдено всего одно на отметке в 50 тыс. км. Необходимо пройти ещё одно в ближайшем времени)
- 2 комплекта шин: $1,7 тыс.
- Расходы на бензин, машинное масло, топливный фильтр, антифриз: $0
- Тормозные колодки? Замена не потребовалась. Тормозная система использует рекуперацию энергии и выполняет 95% работы по торможению, одновременно заряжая батарею.
Общая сумма затрат на обслуживание = $2,3 тыс.
Дополнительные расходы на различный мелкий ремонт:
- Замена автомобильного аккумулятора 12 В — $400
- Ремонт ручки двери — $1 тыс.
- Крепление колес — $80
Всего: $1,5 тыс.
Общая сумма затрат на обслуживание + ремонт = $3,8 тыс. Но не забывайте, что обычно такой пробег набирается за 5 лет, а не за 2 года. Есть ли другие машины стоимостью $100 тыс., способные проехать такое же расстояние (причем, 80 тыс. км без гарантии) при стоимости обслуживания менее $4 тыс.? Кстати, расходы на зарядку аккумуляторной батареи составили менее $1 тыс.
Доходы:
- Uber — 500 поездок, которые в сумме за 9 месяцев принесли $6142, или $682 в среднем ежемесячно. В основном поездки оценивались по категории UberX & Select.
- Другие поездки: $360
- Turo — 20 раз машина была сдана в аренду, что принесло $6652 за 11 месяцев, или $604 в среднем каждый месяц.
- Airbnb — 2 ночи машина была сдана в аренду в качестве отеля, что в сумме принесло $470.
Общий доход Tesla =$13 624 / 24 мес. = $567,69 / мес.
Экономия в дороге: Путешествие длиной более 42 тыс. км (длина экватора составляет 40 075 км) через 48 штатов плюс Канада обошлось всего в $8,37. Фактически за электричество пришлось платить всего 2 раза, все остальное было получено бесплатно благодаря сети Tesla SuperCharger. Если 2 года назад в США было всего 180 установок SuperCharger, то сейчас их почти 300. Экономия на бензине составила порядка $3 тыс.
Стив также использовал свою машину в качестве отеля около 20 раз во время путешествия продолжительностью 132 ночи, ведь Tesla позволяет без проблем включать кондиционер или обогрев в машине на всю ночь. Поскольку стоимость отеля в среднем составляет $75 за ночь, это сэкономило еще $1,5 тыс. Общая экономия дорожных расходов превысила $4,5 тыс.
Стоит ли покупать расширенную гарантию? Стандартная гарантия покрывала только 80 тыс. км пробега, далее можно было купить расширенную гарантию Tesla Extended Warranty за $4 тыс. Это расширило бы гарантию до 160 тыс. км. Стив был настолько уверен в надежности Tesla, что решил рискнуть и не купил расширенную гарантию. Когда цифра на одометре достигла 160 тыс. км, он ещё раз убедился в том, что это было правильное решение.
Tesla предоставляет 8-летнюю гарантию без ограничения пробега на трансмиссию и батарею. Это великолепно, поскольку Стиву Сасмэну пришлось ремонтировать трансмиссию и поменять батарею после 90 тыс. км пробега. Сервис Tesla прекрасно справился с обеими проблемами, причём совершенно бесплатно.
Какова мораль этой истории? Tesla нельзя назвать типичным бизнес-авто за $100 тыс. Её можно эксплуатировать весьма интенсивно — и при это она будет одновременно и автомобилем премиум-класса, и практичным авто для повседневного использования (правда, лишь если пользоваться ею в основном в тёплом климате).
По мнению Стива, Tesla — очень надежная и выносливая машина. Многие из пассажиров Uber очень удивлялись, когда узнавали, что машине уже 4 года. Но ещё более они удивлялись, когда осознавали, что едут в электромобиле.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Светлое автомобильное будущее
По всей видимости, даже фанаты Tesla и аналитики автоиндустрии не конца понимают, какой переворот сделает компания Илона Маска в ближайшие пару лет после выхода более дешёвой Model 3, которая должна стать полностью автономной. До 2020 года производитель может продать от 1 до 2 млн таких машин.
Вопрос лишь в том, сможет ли компания быстро нарастить производство в случае необходимости. Если машина будет полностью автономной, это означает, что потратив единоразово $35 тыс., вы сможете зарабатывать до $30 тыс. в год, просто нажав кнопку и отдав приказ Model 3 взять пассажиров в одной точке и отвезти их в другую. Это — машина, которая сможет бесплатно отвезти вас под управлением автопилота в любую точку, пока вы спите или чем-то заняты. Но если вы захотите погонять, то сможете взять управление на себя в любой момент.
Такая инновация повлияет не только на сбыт автомобилей, но и на продажи авиабилетов, поскольку все больше людей будут выбирать поездки на автомобиле вместо авиаперелетов (даже если у них нет собственной машины или они не умеют водить). И это — не единственное изменение, которое стоит ожидать в будущем. Нынешний автомобильный рынок будет перевернут с ног на голову, в т.ч. — благодаря Tesla.
По материалам блога Стива Сэсмена